Согласно Минаматской Конвенции (далее Конвенция), по истечении 15 летнего периода со дня вступления ее в силу, градообразующие предприятие Хайдарканское ртутное акционерное общество (далее ХРАО) должно будет перепрофилировано. Учитывая состояние экономики в стране, отсутствия альтернативного производства, социальной напряженности в регионе из-за недостаточности рабочих мест, а также неустойчивое положение приграничных территорий – срок 15 лет для перепрофилирования производства с использованием экологически безопасных технологий является недостаточным.
В соответствие со статьей 31 Конвенции, она вступает в силу на девяностый день после сдачи на хранение пятидесятого документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении. На сегодняшний день, количество стран, подписавших Конвенции, составило 102 страны, однако только одна из них ратифицировала Конвенцию (США). Согласно пункту8 статьи 3 Конвенции, ни одна Сторона Конвенции не разрешает импорт ртути из государства, не являющегося Стороной.
Вместе с этим, в последние годы объемы производства ртути на ХРАО низкие и составляют в районе 80-120 тонн в год. Это связано с затоплением нижних горизонтов шахты Вспомогательная в результате аварии, произошедшей 18 июня 2009 года, а также по причине сложных горно-шахтных условий нижних горизонтов шахты Вспомогательная и нехватки рабочих кадров основных профессий. По данным 2009 года, остаток разведанных запасов ртути на месторождении Хайдаркан составлял 11,3 тысяч тонн, а на месторождении Новое разведанные запасы составляли 5,5 тысяч тонн.
Согласно докладу Потоки ртути в Европе и Мире, проведенному Дирекцией Европейской комиссии по окружающей среде, прогнозируемый спрос на ртуть в мире к 2020 году должен составить около 1500-1800 тонн в год, в то время как предложение должно составить 2100-2400 тонн в год. При этом, спрос на ртуть в 2001 году составлял 3294 тонн в год, а предложение– 2907 тонн в год. По данным ЮНЕП, спрос на ртуть сокращался с 9000 тонн в 1960-х годах, до 4000 тонн в 1990-х годах. Однако, несмотря на сокращение использования ртути в мире, к 2020 году предполагается сохранения спроса на ртуть для использования в таких отраслях, как кустарная золотодобыча (400 тонн в год), производство зубной амальгамы (250 тонн в год) и ламп (120 тонн в год).
Ввиду вышеизложенного, существует неопределенность относительно подписания Минаматской конвенции в ближайший год и имеется перспектива сохранения спроса на ртуть в мире в ближайшие десятилетия. Вместе с этим, ввиду загрязнения окружающей среды поселка Айдаркан, вследствие деятельности ХРАО и его инфраструктуры и представляемой угрозы для здоровья населения, а также постепенного сокращения спроса на ртуть в мире, существует необходимость разработать и реализовать конкретные проекты по дальнейшему развитию ХРАО за счет перепрофилирования производства, направленного на освоение близлежащих месторождений золота.
В связи с вышеизложенным, для проведения полного анализа рисков при не вступлении или вступлении в Минаматскую конвенцию инициирует настоящий проект приказа Об образовании межведомственной рабочей группы по изучению предпосылок для вступления Кыргызской Республики в Минаматскую конвенцию по ртути.
Данный проект не противоречит законодательству Кыргызской Республики, каких-либо социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не вызовет, и в проведении соответствующих экспертиз не нуждается.
Состав межведомственной рабочей группы:
Джакыпов К. Айткулов С. | - - | заместитель министра, руководитель рабочей группы; заместитель министра энергетики и промышленности Кыргызской Республики, заместитель руководителя рабочей группы; |
Члены рабочей группы:
Алимбеков А. Орманова Н. Толонгутов Б. | - - - | заместитель заведующего отдела промышленности, топливно-энергетического комплекса и недропользования Аппарата Правительства Кыргызской Республики; председатель совета директоров Хайдарканского ртутного акционерного общества; директор Центра государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности; |
Рыскулов У. | - | заместитель директора Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики; |
Исаков Т. | - | директор Департамента профилактики заболеваний и госсанэпиднадзора; |
Халитов М. | - | заместитель директора Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики; |
Артыкбаев Р. | - | заместитель директора государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики; |
Молдалиев М. Уметалиев Н. Акматалиев А. | - - - | третий секретарь Департамента международных организаций и безопасности Министерства иностранных дел Кыргызской Республики; начальник управления политики государственной собственности министерства; начальник управления политики природных ресурсов министерства; |
Сулайманкулов К. Шабаева Г. Кожогулов Б. | - - - | заведующий лабораторией неорганической химии Института химии и химических технологий Национальной академии наук (НАН) Кыргызской Республики; главный специалист Управления промышленной безопасности Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики; представитель проектно-исследовательского центра Кен-Тоо (по согласованию); |
Печенюк О. | - | независимый эксперт, председатель ОО Независимая экологическая экспертиза (по согласованию). |