Как отмечалось в ходе презентации, в объявленном Указе Президента страны, 2015 год – год укрепления национальной экономики определены наиболее острые проблемы для республики: привлечение крупных частных инвестиций; осуществление масштабных бюджетообразующих проектов в промышленности (особенно, в горнодобывающем секторе); определение прозрачных и понятных правил во взаимоотношениях бизнеса, государства и общества.
Для решения этих проблем, особенно с учетом вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз, в качестве приоритетов определены:
-развитие стратегических отраслей экономики – агропромышленный сектор, горная добыча, транспорт и коммуникации;
-продвижение национальных товаров и брендов на внешнем и внутреннем рынке;
-приток инвестиций; повышение уровня доверия к государству, госорганам и органам МСУ со стороны инвесторов и других субъектов предпринимательства;
-устранение преград для предпринимательской деятельности.
Все вышеперечисленные задачи, возможно решить, в том числе, за счет предлагаемой системы Электронной площадки.
Что реализуется и кто проводит тендеры в КР?
Посредством тендера в республике проводятся закупка товаров, работ и услуг. Реализуются – месторождения, земля, услуги аренды, имущества и земельных участков, конфискат, предприятия-банкроты и т.д.
По предварительным расчетам, только в закупках, проводимых бюджетными организациями, госорганами, органами МСУ, а также предприятий с госдолей, оборот составляет не менее 20 млрд. сомов.
На организацию и проведение тендеров уполномочены многие государственные органы – ФУГИ, ГНИ, ДБ, МСУ и т.д.
Существующая ситуация
В КР система порядка проведения бумажных тендеров существенно отстает от современных мировых тенденций, связанных с развитием высоких технологий, уже долгое время находится в стадии стагнации, отсутствует ее поступательное движение и развитие.
При этом, мировой опыт доказывает эффективность перехода от бумажных тендеров к электронно-цифровым способам проведения процедур закупок.
Практика передовых стран, отказавшихся от бумажных торгов, является подтверждением наличия высокой степени коррупционных рисков при их применении.
На текущий момент к тендерам предъявляются много нареканий, жалоб, существует множество проблем, возбуждаются уголовные дела, ведутся судебные разбирательства (яркий пример ТЭЦ – закупка угля) и т.д., тормозится приток инвестиций.
Выход
В связи с чем, наиболее оптимальным для республики является переход к электронно-цифровым технологиям посредством внедрения Электронных площадок.
Риски
В законодательно закрепленной процедуре тендеров изначально заложены коррупционные риски и возможности, связанные с человеческим фактором.
Само по себе проведение аукционов, конкурсов, торгов, тендеров предусматривает, что определенному кругу заинтересованных лиц заранее известно, кто будет участвовать, по каким специфическим техническим особенностям продукции, в каких объемах, по каким ценам и другим условиям, т.е. присутствует риск сговора, как на нескольких этапах проведения процедур, так и между различными участниками:
Сговор может быть горизонтальным (между продавцами (поставщиками) и вертикальным (между закупающей организацией и поставщиком/ками):
- игра в поддавки - привлечение к участию в закупке фиктивных участников, необходимых для признания тендера состоявшимся;
- сговор на этапе формирования заказа, заточки технических требований (задания) под оперативную компанию – устранение ненужных потенциальных конкурентов (лоббирование интересов своих фирм и компаний). (Пример ППКР №231 поддержка отечественных производителей путем закупки товаров методом из одного источника – не работает).
В данной схеме не исключается участие должностных лиц госорганов, наделенных соответствующими полномочиями по организации и проведению закупок;
- на этапе вскрытия тендерных заявок – недобросовестные члены тендерной комиссии, также имеют возможность подмены результатов в пользу нужной компании;
- до официального вскрытия, конверт легко распечатать (подержать над паром), просмотреть и заново запечатать;
- возможность заведомой отмены тендера, признание тендера несостоявшимся с учетом лоббирования собственных интересов;
- распределение лотов между участниками и т.д.
Негативные аспекты действующей системы тендеров.
В настоящее время в данной сфере складываются неблагоприятные условия, содержащие, кроме перечисленных коррупционных рисков, следующие недостатки:
- пробелы в законодательстве, содержащие требование к тендерам;
- барьеры для развития предпринимательства (отсутствие гарантированного обеспечения контракта, неделимость лота, наличие пороговых сумм и т.д.);
- информация о торгах размещается только в местных печатных СМИ и доступна лишь для местных предпринимателей;
- оформление документации на бумажных носителях (бюрократия, волкита);
- длительность тендерных процедур (не менее месяца);
- полная закрытость информации по договорам и исполнению конрактов;
- формальный подход к определению статуса не добросовестного поставщика;
- не достаточная ответственность за ненадлежащие проведенные тендера;
- несоразмерность деяния и ответственности;
- трудность доказательства нанесенного ущерба.
Что предлагается?
Реформирование системы организации проведения тендеров через внедрение электронных площадок.
Данную реформу предлагается провести посредством адаптации положительного опыта РФ к условиям Кыргызской Республики.
Опыт Российской Федерации
Антимонопольным органом изучен опыт практического успешного применения системы электронных площадок в Российской Федерации.
В рамках проведения реформы в РФ:
- созданы 5 электронных площадок, три из которых являются аккредитованными частными компаниями;
- минимизировано участие человеческих ресурсов;
- определен независимый регистратор в лице Ростелеком, который исполняет функции накопителя всей информации обо всех действиях, происходящих на электронных площадках, в электронно-цифровом формате без права введения каких либо изменений;
- создан официальный сайт государственных закупок, в котором любая организация-заказчик обязан размещать информацию о планах проведения закупок, сроках, качестве, количестве с полным описанием всех дополнительных требований к товарам, работам и услугам по объявляемым тендерам, в сроки, установленные Законами РФ (94-ФЗ и 44-ФЗ).
В настоящее время развитие электронных площадок получило такое обновление, что в настоящий момент в электронной форме проводятся следующие виды сделок:
- Электронные закупкипо (по 44-ФЗ) – это госзакупки (Госзаказ);
- Электронные закупкипо (по 223-ФЗ) – это закупки отдельных юридических лиц (субъекты естественных и разрешенных монополий и госпредприятий);
- Электронные продажи имущества банкротов –это продажа субъектов государственной собственности, предприятий банкротов и конфиската;
- Электронные торги и маркетинговый анализ для коммерческого сектора - это услуги по оптимизации закупочной деятельности крупнейшим холдингам и компаниям России;
- Электронные торги и маркетинговый анализ для коммерческого сектора -это продажа непрофильных активов крупнейших организаций, электронные торги по аренде имущества.
Действующая процедура тендеров
Закупающая или продающая организация назначается тендерной комиссией, т.е. должностными лицами:
Объявляется тендер.
Разрабатываются технические параметры.
Производиться продажа тендерной документации.
Сбор ГОТЗ.
Осуществляется прием конвертов с тендерной документацией.
Все данные процедуры происходят с личным контактом с представителями потенциальных поставщиков.
Далее:
Проводиться вскрытие и оглашения ценовых предложений.
Выбирается победитель.
Проводится техническая экспертиза.
Определяется сумма изменения контракта, зачастую в сторону превышения первоначального ценового предложения.
Заключается договор.
Составляется Акт приема-передачи и полный расчет.
Предлагается:
В рамках данной презентации предлагается переход на качественно новые технологии замены бумажных тендеров электронными аукционами.
При необходимости тендеров – закупок или продаж должностными лицами:
Объявляется тендер.
Разрабатываются технические параметры. Следует отметить, что законодательно необходимо четко закрепить методы определения первоначальной стоимости, т.е. цена контракта – это цена ранее поставляемой продукции, либо это - предварительный анализ рыночных цен путем запроса коммерческих предложений, либо цена, определенная проектно-сметными расчетами. На тендерную комиссию возлагается персональная ответственность за достоверность и обоснованность первоначальной стоимости контракта и технических параметров в целях избежание заточки требований и определения первоначальной стоимости по принципу пальцем в небо.
После чего, документация (тех. Заявка и первоначальная цена) передается на электронную площадку.
Электронная площадка размещает информацию на едином государственном сайте закупок, и на своем сайте.
При этом, информация содержит сведения только о специфики товара и технических параметрах, а так же первоначальной стоимости.
В течение 15 дней (необходимо закрепить законодательно) электронная площадка получает от зарегистрированных участников (т.е. потенциальных поставщиков) заполненные заявки в двух разделах;
Раздел обезличенный – это техническая документация и описание согласно установленным правилам и техническими регламентами, как указано в параметрах закупающей или продающей организацией. Следует отметить, что в случае заточки технических параметров членами тендерной комиссии любой потенциальный поставщик может их как предмет недобросовестного составления, параллельно необходимо предусмотреть ответственность для должностных лиц.
Раздел, содержащие персональные данные – пакет сканированных документов, заверенных электронно-цифровой подписью. Полный пакет документов, согласно законодательству (устав, баланс, справки об отсутствии задолженностей, сертификаты и лицензии). Данная информация будет необходима для проведения квалификационного отбора по результатам проведенного аукциона и заключения договора.
Электронная площадка передает 1 раздел документов тендерной комиссии, которая в течение 3 рабочих дней обязана дать заключение о соответствии или не соответствии, указ причины несоответствия.
В случае не соответствия претендент регистрирует и получает код доступа в лоте, как участник лота.
Если не соответствует, электронная площадка направляет данному участнику замечание, которое он может исправить и повторно отправить документы для участия.
Для зарегистрированных участников электронная площадка производит сбор ГОТЗ от 1% до 5% от первоначальной стоимости, сбор и проверку банковских гарантий, обеспечения исполнения договора в размере 30-35% от первоначальной заявленной стоимости и назначает дату проведения аукциона.
В назначенное время аукцион проводиться в онлайн режиме, каждый из зарегистрированных участников, видит по лоту исключительно первоначальную стоимость и минимальное ценовое предложение.
Электронной площадкой устанавливается шаг, а временной интервал составляет 10 минут, по истечению 10 минут, последнее наименьшее предложения является победителем.
Вся информация храниться на серверах независимого регистратора с ограниченным доступом для правоохранительным органам и регулятора. Так же следует отметить, что все документы и переписка проводиться в электронной форме и заверяется электронно-цифровой подписью.
После определения победителя автоматически направляется со 2 разделом документов тендерной комиссии для прохождения квалификационного отбора и составления договора.
В течении 5 дней после проведения аукциона закупающая или продающая организация обязана заключить договор с победителем, соответствующий всем требованием тендерной заявки. В случае несоответствия победителя квалификационным требованиям, договор будет заключаться со следующим участником аукциона, заявившим более высокую ставку и т.д.
Пример по сдаче в аренде и продаже государственной собственности и земли
По аналогии с аукционом, должностные лица государственного органа МСУ или балансодержателя государственной собственности:
- определяют имущество подлежащее продаже или аренде;
- рассчитывают первоначальную стоимость;
- передают пакет документов на электронную площадку.
Электронная площадка размещает информацию, регистрирует участников, собирает ГОТЗ, банковские гарантия, определяет время проведения аукциона.
При этом, определяет шаг повышения ценового предложения и временной интервал. По завершению процедуры определяет победителя.
После чего, победитель приходит на заключения договора к должностному лицу государственного органа.
Что даст республике? Каков положительный эффект?
-удобство, оперативность и открытый общественный контроль;
- прозрачность проведения тендеров;
- замена печатных изданий – размещение информации на одном сайте;
- практически полное исключения участия человеческого фактора, за счет чего:
· исключения участия госчиновников и представителей заказчиков при проведения тендеров;
· исключения бюрократических проволочек и коррупционных схем;
- создание благоприятных условий для развития предпринимательства за счет:
· обеспечения доступа предпринимательства к участию в аукционах;
· получения беспроцентных оборотных средств госбюджета по исполнению государственного контракта;
· возможность прогнозирования бизнеса, бюджета предприятия;
· обеспечения конкурентоспособности Кыргызской Республики;
- возможность выхода отечественных предпринимателей на рынки Единого Экономического Пространство (в режиме реального времени, со своего ПК через личный кабинет) благодаря интеграции с электронными площадками Единого Экономического Пространства:
- повышение инвестиционной привлекательность – возможность зарубежных предпринимателей оценить рынки Кыргызской Республики без выезда на место;
- экономия госбюджета – сокращения государственных расходов и расходов предпринимателей, а так же планирование и прогнозирование госбюджета;
- создание предпосылок и создание стимулов для развития конкуренции, и как следствия улучшения качества предлагаемых товаров, работ и услуг;
- повышения индекса восприятия коррупции республики за счет открытости, общественного доступа к процедурам и результатам аукционов, устранения причин возникновения коррупции.
Что необходимо сделать?
- изменение законодательства КР, связанного с куплей-продажей имущественных комплексов, земель, в том числе:
· введение жесткой ответственности в случае проведения тендеров, не соответствующих законодательству (введения кратных штрафов на организации и учреждения, а так же должностных лиц заказчиков и победителей тендеров) ;
· ужесточение проведения тендеров естественными монополистами (снижение себестоимости товаров, работ и услуг) ;
- организация электронных аукционов (2-3 площадки частной и государственной формы собственности), в целях обеспечении конкурентоспособности. Создание нескольких альтернативных электронных площадок обеспечит выбор заказчика ,где размещать заказ.
- организация единого официального сайта;
- мероприятия по интеграции со странами СНГ в рамках сотрудничества антимонопольных ведомств, Министерства финансов и Министерства экономики КР;
- определение независимого регулятора.