Открывая встречу, министр Т. Сариев отметил, что Правительством страны на постоянной основе проводится работа по созданию благоприятных предпосылок для укрепления и стабильного развития экономики.
Как известно, основой развития экономики является – стабильная законодательная и институциональная база в сфере регулирования деятельности частного сектора, в целях создания наиболее комфортных условий для ведения бизнеса.
В этой связи, Минэкономики активно работает и поддерживает диалог с представителями бизнеса. Только общими усилиями и скоординированными действиями мы получим реальные результаты, - подчеркнул министр.
Также глава Минэкономики сообщил, что строительный сектор имеет мультипликативный эффект, является локомотивом экономического роста. В настоящее время, учитывая внешние факторы, ситуацию на международных рынках, спад общемирового экономического роста, нестабильность на валютном рынке, необходимо предпринимать меры для создания стабильного и продвинутого рынка.
В 2014 году Кыргызстан занимал 66-место в рейтинге Ведение бизнеса по получению разрешений на строительство.
В настоящее время сложилась ситуация, что нормативные правовые акты в строительной сфере устарели, отстают от передовой мировой практики, не отвечают потребностям участников строительной отрасли. Это привело к недостаточному доверию населения и предпринимателей к выдаче разрешительной документации на строительство и к несоответствию сложившейся практики ожиданиям и намерениям инвесторов.
Задача – обозначить основные проблемы, требующие безотлагательного вмешательства.
В частности, в ходе совещания было отмечено, что разрешение на проектирование, строительство и иные изменения объектов недвижимости, которое на сегодня выдается Госстроем, не предусмотрено обозначенным Законом.
По срокам согласования проектно-сметной документации, в связи с отсутствием генплана городов, правил застройки и землепользования, а также планов детальной планировки возникают много вопросов по изменению целевого назначения земельных участков, что затягивает введение строительно-монтажных работ.
Что касается вопросов проведения архитектурно-строительного надзора, деятельность строительных компаний подвергается частым проверкам со стороны фискальных и правоохранительных органов (Прокуратура, МВД, ГКНБ).
По вопросу получение инженерно-технических условий, согласно п. 5.8. постановления Правительства КР от 30 мая 2008 года на получение технических условий предусмотрено срок 10 дней, но рассмотрение запросов со стороны инженерных служб затягиваются на длительные сроки. После многомесячного рассмотрения запросов инженерные службы отказываются выдавать технические условия на подключение к городским инженерным сетям, ссылаясь на загруженность сетей. Зачастую компании получают отказ в устной форме. Задержка получения технических условий приводит к тому, что не предоставляется возможность вовремя получить инженерно-планировочные условия и завершить разработку проектов на наружные коммуникации, из-за чего невозможно представить проект на полное согласование.
По итогам обсуждений министр Т. Сариев отметил, что основная задача государства – это создание законодательства с понятными и едиными правилами регулирования, равных условий для конкуренции. Вместе с тем, учитывая, что данная встреча проводится в рамках проводимой работы по улучшению инвестиционного климата, где Минэкономики формирует проблемные вопросы и планирует их рассмотреть на предстоящем заседании Национального Совета по устойчивому развитию (НСУР) по вопросам улучшения инвестиционного климата КР в период 2015-2017гг, было предложено вынести на предстоящее заседание НСУР следующие вопросы:
о целесообразности разработки законопроекта, регулирующего процедуру сноса аварийного жилья; планировки новых участков для будущих микрорайонов с
подведением инженерно-коммуникационной инфраструктуры.