По словам министра, авиационная отрасль является важной частью мировой экономики, обеспечивая рост торговли, развитие туризма и приток иностранных инвестиций. Мировой рынок авиаперевозок – составляет 180-200 млрд. долл.
Гражданская авиация является одной из самых важных отраслей и для Кыргызстана, как горной страны, не имеющей выхода к океану, отдаленной от мировых экономических и торговых центров, и не являющейся транзитной для основных дорожных путей.
В данное время, в развитии гражданской авиации, имеется ряд существенных проблем, которые требуют скорейшего реагирования, как: выпадение платежей в связи с выводом Центра транзитных перевозок Манас; высокие цены на авиабилеты и малое количество направлений; низкая загруженность производственных мощностей аэропортов; устаревшие воздушный парк самолетов, парк спецтехники, перронной механизации и автотранспортных средств (инфраструктуры).
Границы республики не имеют выхода к морю. Страны, не имеющие доступа к морскому побережью, сталкиваются с трудностями связанные с отдаленностью от международных рынков, а также недостаточно развитой инфраструктурой. И Кыргызстан в этом смысле не исключение.
Кроме того, у Кыргызстана нет прямого сообщения со странами Европейского Союза, по причине нахождения авиакомпаний Кыргызстана в черном списке, а также отсутствия сообщений с Юго-Восточной и Восточной Азией. При этом, за последние 7 лет в авиационной отрасли Кыргызстана наблюдается бурный рост пассажиропотока со стороны местных и иностранных авиакомпаний. Так, средний ежегодный рост рейсов составил – 8%, средний ежегодный рост пассажиропотока – 15% (в то время как в развивающихся странах среднемировой темп роста за тот же период равнялся 11%).
Если в 2009 г. количество рейсов составляло 18852, то в 2013 г. - 26333. Объем роста составил 139,6 %. Количество пассажиропотока в 2009 г. - 927 339, то в 2013 г. количество составило 2420 253. Объем роста составил - 260,9 %.
Основной объем пассажиропотока в Кыргызстане осуществляют 2 аэропорта: международные аэропорты Манас в г. Бишкек и Ош в г. Ош.
В среднем: Рейсы: 26 333 рейсов/год; пассажиры: 2,4 млн. пасс./год; грузы: 20 095, 2 тонн/год.
Главными воздушными воротами страны и одним из самых крупнейших и современнейших аэропортов в Центральной Азии является международный аэропорт Манас в Бишкеке.
Аэропорт Манас находится в центре трансазиатского сообщения – между странами Юго-Восточной Азии, Россией и Европой, имеет выгодные позиции, находясь на пересечении Азии и Европы и соответствует международным стандартам, предъявляемым иностранными авиаперевозчиками.
С каждым годом количество авиакомпаний, совершающих перелеты через отечественные аэропорты, только увеличивается. Только за 2013 год было обслужено более 130 различных мировых авиакомпаний.
В отрасли занято около 3500 сотрудников, из них в авиакомпаниях работают около 500 человек. Таким образом, основную долю занятых и отчислений в бюджет страны обеспечивает наземная инфраструктура (аэропорт, аэронавигация, топливно-заправочный комплекс и т. д).
В настоящее время ведутся интенсивные работы по созданию трансконтинентальных хабов на базе аэропортов МАМ. Международные крупные авиакомпании заинтересованы в рынке пассажирских авиаперевозок и других сопутствующих услуг. Однако, уровень развития авиации остается еще низким.
Толчком для развития гражданской авиации Кыргызской Республики, по словам министра Т. Сариева, является введения политики по либерализации воздушного пространства.
Международная концепция по либерализации гражданской авиации, подразумевает создание условий свободного рынка, упрощенного доступа авиакомпаний к авиационному рынку страны, ограничение вмешательства государства по вопросам допуска, определения маршрутов, пунктов назначения, объемов, частоты полетов, стоимости авиабилетов и грузоперевозок.
Либерализация международных рынков позволит получить существенные выгоды для авиапассажиров и простимулирует развитие экономики Кыргызской Республики через рост конкуренции и открытие новых маршрутов, при этом цены услуг снизятся.
В настоящее время, концепцию по либерализации гражданской авиации приняли многие развитые и развивающиеся страны. Внедрение по либерализации гражданской авиации является вариантом решения ряда проблем, и в этой связи подготовлен новый проект НПА, нацеленный на проведение мер по улучшению условий международных грузовых и пассажирских перевозок через КР.
В завершение своего выступления министр выразил благодарность Германскому обществу по международному сотрудничеству (GIZ) за поддержку и оказание помощи, отметив, что данная встреча поможет найти пути решения вопросов развития гражданской авиации, и в целом авиационной отрасли страны.
Также в ходе круглого стола, состоялись обсуждения по блокам: либерализации международных воздушных перевозок. В частности, по расширению географии полетов, создания благоприятных условий пассажирам рассказали представители Министерства транспорта и коммуникаций КР.
По вопросам управления отраслью гражданской авиации в развитых и развивающихся странах, прогнозируемые изменения в политике открытого неба Евразийского пространства проинформировал А. Корень, генеральный директор Центра стратегической гражданской авиации РФ.
Презентацию проекта постановления Правительства КР О мерах либерализации международных воздушных перевозок представил Канат Абдрахманов, заведующий отдела инвестиций и государственно-частного партнерства Минэкономики КР.
В ходе обсуждения блока: Развитие наземной инфраструктуры Гражданской авиации КР, о подготовке и развития авиационного персонала страны, сообщил представитель Агентства гражданской авиации - М. Токтобеков.
Модератором круглого стола выступил председатель Правления ОФ Кыргызское открытое небо - К. Итибаев.