В свою очередь и г-н С. Капинос сообщил, что динамичное развитие экономики требует, чтобы законы, регулирующие частную хозяйственную деятельность, были простыми и понятными для представителей бизнеса, чтобы не противоречили друг другу, не создавали бы почвы для неприемлемо широкой трактовки нормативно-правовых актов и, наоборот, сводили возможности для коррупции к минимуму. Глава Центра ОБСЕ в Бишкеке также добавил, что данный совместный проект разработан для создания стимулирующей, благоприятствующей бизнес среды, основываясь на ранее начатых инициативах правительства Кыргызстана по упорядочению законодательства, регулирующего бизнес.
Напомним, на основании Указа Президента КР О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти, подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством КР и Центром ОБСЕ по реализации проекта Системный анализ регулирования с целью проведения реформ, направленных на сокращение затрат, связанных с государственным регулированием, упрощение регуляторных и административных требований, улучшение бизнес среды и инвестиционного климата в КР.
Сегодня в Кыргызстане действуют более 15,000 нормативно-правовых актов, законов и положений, которые регулируют предпринимательскую деятельность. Многие из них содержат положения, которые устарели, несут непомерную нагрузку для бизнеса, не поддерживают основные направления развития экономики, одобренные Правительством, и являются источником коррупционных схем. Они также являются серьезным препятствием для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций.
В ходе встречи, также отмечалось, что необходимы активные целенаправленные усилия для устранения барьеров для бизнеса и привлечения инвестиций, упрощения государственного регулирования, снижения уровня коррупции.
В связи с этим, Правительство страны совместно с Центром ОБСЕ провело оценку потребностей в проведении регуляторной реформы в Кыргызстане. При поддержке Центра в ноябре т.г. начался проект Системный анализ регулирования (САР), с привлечением национальных и международных консультантов юридического и экономического направления. При Правительстве будет создан Совет по регуляторной реформе. Совет при поддержке проекта САР, бизнес сообщества будет разрабатывать и принимать рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере предпринимательской деятельности.
Процесс реформы представляет следующие этапы:
- инвентаризация всех нормативно-правовых актов;
- совместно с госорганами и бизнес сообществом пересмотр положений по предпринимательской деятельности, где ожидается упрощение и сокращение не менее 25% действующих НПА и разрешительных процедур;
- создание электронного реестра этих актов и процедур, не попавшие в реестр, автоматически теряют свою силу.
В настоящее время в Бишкек прибыла группа специалистов международной консалтинговой компании "Jacobs, Cordova & Associates" (Джейкобс, Кордова энд Ассошиэйтс), которая является автором методики проведения пересмотра и анализа НПА,известная как "Регуляторная гильотина" (Regulatory Guillotine™). Метод гильотины, является наиболее эффективным и быстрым инструментом по пересмотру нормативно-правовой базы. Он успешно применялся компанией в 12-ти странах, помог сократить и упростить более 25000 НПА и формальностей, что позволило бизнесу сэкономить более 7,8 млрд. долл. в год. В качестве примера, такими странами являются: Украина, Молдова, Армения, Южная Корея и Хорватия.
При проведении пересмотра и в процессе создания реестра в Кыргызстане будет применяться специальное программное обеспечение e-Guillotine™, которая ускорит процесс пересмотра, улучшит взаимодействие госорганов и бизнес сообщества, повысит прозрачность.
Ожидаемым эффектом от проведения регуляторной гильотиныстанет улучшение условий ведения бизнеса, сокращение возможностей для коррупции, увеличение инвестиций в предпринимательскую деятельность, сокращение регулятивных расходов для бизнеса.