Министерство экономики, как уполномоченный орган, более двух лет осуществляло мониторинг и координацию хода исполнения государственными органами мероприятий по противодействию коррупции. В этой связи можно отметить, что за это время смогли укрепить социальное партнерство с институтами гражданского общества, бизнес-сообществом и населением. Создана диалоговая площадка между государственными органами и гражданским сектором. Все это помогло нам своевременно получать сигналы проблем бизнеса и общества, выявлять излишние регуляторные барьеры и несовершенства отдельных законодательных актов. Сегодня нет сомнений, что такую проблему, как коррупция, мы можем победить, только и дальше укрепляя и повышая уровень нашего взаимодействия.
Министр выразил надежду, что представленный для обсуждения проект разработанного Плана мероприятий по выполнению Госстратегии антикоррупционной политики республики на 2015-2017 гг., с учетом поступивших пожеланий и предложений, после принятия, будет внедряться целостная антикоррупционная политика, предполагающая осуществление разноплановых мер политического, экономического, социального, правового, организационного, идеологического характера при условии консолидации совместных усилий.
Предлагая вниманию участников круглого стола – представители госорганов, НПО, бизнес ассоциаций и международных организаций, видение антикоррупционных мер на среднесрочную перспективу, надеемся вывести борьбу с коррупцией на новый качественный уровень. Этот уровень требует проведения последовательной системной работы всего государства и общества по выявлению и устранению коррупционных схем, обеспечения прозрачности и подотчетности государственных органов, внедрения новых форм взаимодействия с гражданским обществом и формирования действенных условий, препятствующих дальнейшему развитию коррупции, - сообщил глава Минэконома.
При этом, министр отметил, что за эти два года нам представилось по новому осознать и запустить процессы формирования правовых и институциональных основ предупреждения коррупции. Принято более 40 законодательных акта, направленных на дальнейшую имплементацию положений Конвенции ООН против коррупции. Приступили к созданию более действенных подходов в проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов. Постепенно налаживается процесс межведомственного взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и пресечению незаконных действий лиц и организаций, причастных к коррупционной деятельности. Растет количество и повышается качество возбужденных уголовных дел коррупционной направленности. Был применен системный подход по выявлению коррупционных рисков, которые выводили на существующие и возможные коррупционные схемы. Обновлен и расширены подходы и видение по оценке и урегулированию конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. В каждом государственном органе созданы специальные комиссии. введены процедуры документального уведомления работодателя о случаях возникновения конфликта интересов.
Кроме того, в начале года, создан Департамент по государственным закупкам при Министерстве финансов и на новом качественном уровне разработана новая редакция Закона О государственных закупках. Запущена электронная система госзакупок.
Успели провести ряд исследований причин, уровня и масштабов коррупции, как в масштабе страны, так и по отдельным секторам экономики. Полученные выводы были использованы при разработке, предложенных сегодня, антикоррупционных мер.
Проведено более ста семинаров и круглых столов на антикоррупционную тематику, включая программы Антикоррупционных школ, с привлечением местных и международных экспертов в сфере противодействия коррупции.
По формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции в первом полугодии 2014 года при финансовой поддержке наших партнеров - Всемирного банка и ОБСЕ проведена широкомасштабная информационно-разъяснительная кампания.
Более подробно, вся информация освещалась и размещена на официальном сайте министерства. В апреле т.г. на заседании координационной группы сети ОЭСР по борьбе с коррупцией (в Париже) был представлен отчет о прогрессе и достижениях Кыргызской Республики. В результате секретариатом сети по борьбе с коррупцией (Стамбульского плана действий), были отмечены позитивные сдвиги в сфере противодействия коррупции и подчеркнуто наличие твердой политической воли высшего руководства страны бороться с коррупцией. В январе 2015 года намечено проведение третьего раунда мониторинга выполнения Кыргызстаном требований Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией. В этой связи, в настоящее время необходимо сконцентрировать усилия для наиболее полного и содержательного исполнения рекомендаций ОЭСР, и достойно представить КР.
В завершение, министр отметил, что разрабатывая план антикоррупционных мер на предстоящий период, мы руководствовались тем, что желание разработать более совершенную систему мер противодействия коррупции часто приводит к появлению объемных и сложных задач. Однако такие планы могут быть сложно применимы, и они не дают возможности сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях. Кроме того, они менее доступны для широкой общественности. Вместо этого постарались сосредоточиться на управляемом диапазоне задач. Краткие, целенаправленные и реалистичные, хорошо проработанные меры получат больше понимания и доверия, как со стороны общественности, так и со стороны соответствующих государственных органов. В этом контексте, также пошли по пути объединения всех ранее принятых Правительством программ и планов в сфере противодействия коррупции. В конечном итоге, предложенный План мероприятий по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики КР на 2015-2017 годы станет основным документом, который подлежит реализации.
Особое внимание уделялось индикаторам, применяемых для мониторинга реализации мер и ее результатов. Мы сделали их более управляемыми, исходя из имеющихся ресурсов и возможностей, с концентрацией на конкретных результатах. Мониторинг хода выполнения должен быть систематическим и обеспечивать подготовку содержательных отчетов, доступных общественности. Это будет способствовать ответственности каждого государственного органа за их реализацию, а также плодотворной конкуренции между ними. Необходима регулярная координация и мониторинг заинтересованных групп с обеспечением реального диалога между системой государственного управления и обществом, а не его имитацию.
В ходе круглого стола также представили презентации: об оценке и управлении коррупционных рисков консультант Цой Ман Су; о взаимодействии государственных органов с гражданским обществом и повышении его информированности рассказала генеральный секретарь Антикоррупционного делового совета КР Нурипа Муканова; об антикоррупционном образовании, просвещении и пропаганде, консультант Эркайым Мамбеталиева; о подходах формирования Плана и его основных мероприятиях, заведующий отделом политики предупреждения коррупции МЭ КР Тилек Саякбаев.