Участие в Конференции, темой которой в этом году выбрана Улучшенная связанность для экономического развития стран ЦАРЭС стали: Министры и высокопоставленные официальные лица ЦАРЭС из Афганистана, Азербайджана, Китайской Народной Республики, Казахстана, Кыргызской Республики, Монголии, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана; представители многосторонних институтов-партнеров: Азиатского банка развития (АБР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного валютного фонда (МВФ), Исламского банка развития (ИБР), Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Всемирного банка (ВБ); представители Французского агентства развития (ФАР), Министерства международного развития Великобритании (DfD), Европейского Союза (ЕС), Министерства иностранных дел Японии, Японского агентства международного сотрудничества (JICA), Всемирной торговой организации (ВТО), Государственного департамента США, Агентства США по международному развитию (USAID), Федерации ассоциаций перевозчиков и экспедиторов ЦАРЭС (ФАПЭ ЦАРЭС) и Евразийского банка развития (ЕАБР).
В приветственных выступлениях Премьер-министра страны Джоомарта Оторбаева, Президента Азиатского Банка Развития г-н Такехико Накао была отмечена высокая оценка Программе ЦАРЭС, за поддержку развития стран региона посредством развития трансграничной региональной инфраструктуры в сфере транспорта и энергетики, продвижения открытой торговой и инвестиционной политики, и содействия региональному диалогу по вопросам, касающимся знаний и инноваций.
В совокупности, Программа ЦАРЭС привлекла с 2001 года инвестиции в размере более 24 млрд. долл., в том числе 9 млрд. долл. от АБР.
Также г-н Т. Накао приветствовал подписание Меморандума о взаимопонимании по работе ЦАРЭС со знаниями между городами Алматы и Бишкек относительно апробирования экономического коридора и, в частности, входящего в него сектора обслуживания. Инициатива Коридор Алматы-Бишкек - первый пример сотрудничества на уровне городов в регионе ЦАРЭС – будет способствовать координации планирования городского развития между двумя городами и составлению подобных исследований по определению потребностей в инфраструктуре, проводимой политики и рыночных возможностей для увеличения интеграции их экономики.
Министр Т. Сариев отметил, что принятые нами решения будут не только способствовать дальнейшему укреплению регионального сотрудничества в рамках программы ЦАРЭС, но и позволят сделать еще один шаг к сближению братских народов.
Кыргызская Республика активно участвует во всех региональных международных интеграционных образований, а также является первым государством в регионе, вступившим в ВТО.
В результате проводимых реформ по либерализации внешнеторгового режима КР стала наиболее открытой в регионе для торговли.Это свидетельствует о том, что республика стала площадкой для совершения торговых операций субрегионального масштаба.
Более того, в преддверии вступления Кыргызстана в Таможенный Союз и присоединения Евразийскому Экономическому Союзу, в качестве стратегических целей, которые будут реализовываться в среднесрочной и долгосрочной перспективе, это обеспечение устойчивого экономического роста и проведение модернизации экономики. При этом мы рассматриваем интеграцию как способ реализации Национальной стратегии устойчивого развития, - заявил министр.
Вступление в ТС поможет устранению нетарифных барьеров. Так, по данным мониторинга эффективности коридоров, проводимого АБР в рамках программы ЦАРЭС, упразднение таможенных границ, начиная с июля 2011 года, способствовало резкому сокращению средних затрат времени на пересечение грузовыми автомобилями границы между Казахстаном и Россией с 7,5 часов в 2011 году до менее 3 часов в 2012 году. Т.е. это поможет нашим экспортерам сильно уменьшить издержки при пересечении границ.
С нашим вступлением в ТС предполагается существенный рост инвестиций в Кыргызстане. Мы уверены, что инвесторы придут, и это не только страны ТС, это Китай, Турция, Корея и другие, поскольку для них откроется огромный рынок без пошлин и барьеров.
Кыргызстан способен взять на себя роль производственной единицы во многих секторах, включая агропромышленный комплекс, текстильно-швейную индустрию и др. Правительство Кыргызской Республики делает все возможное для максимальной либерализации бизнес-среды и создания оптимальных возможностей для предпринимателей.
Что касается приоритетных секторов программы ЦАРЭС, то наибольший экономический потенциал мы видим в развитии гидроэнергетической отрасли. По гидроресурсам КР занимает третье место среди стран СНГ после России и Таджикистана. Так, по удельной мощности река Нарын превосходит такие крупные российские реки как Волга и Ангара. Полный гидроэнергетический потенциал крупных и средних рек Кыргызстана составляет 16,0 млн. кВт по мощности и 142,5 млрд. кВт/ч, по энергии. Несмотря на такие большие запасы, степень использования гидроэнергоресурсов в настоящее время остается довольно незначительной и составляет 9,2% от полного потенциала.
Наряду с этим, экспорт электроэнергии в соседние страны составляет - 2 млрд. кВт ч, а ожидаемый спрос только в странах Центральной Азии - 5 млрд. кВтч., а в Китае и Пакистане более 7 млрд. кВт. И в этой связи, с удовлетворением отмечаем достигнутый прогресс в секторе энергетикив части выполнения комплексных подготовительных мероприятий по региональному сотрудничеству и торговле электроэнергией между Центральной и Южной Азией.
Также министр Т. Сариев выделил своевременность и актуальность создания Института ЦАРЭС. Отдельно выразил слова благодарности Правительству КНР за проделанную огромную работу, отметив, что уже в ближайшем будущем исследования Института ЦАРЭС помогут в поиске форм и вариантов более тесной координации.
В завершение выразил признательность всем партнерам по развитию за оказываемую поддержку, а также выразил слова глубокой благодарности и признательности Азиатскому банку развития в целом, и Секретариату ЦАРЭС в частности, за великолепную организацию работы Министерской конференции.