Следует отметить, что в ходе визита13 ноября т.г. делегации Евразийской экономической комиссии состоялись встречи с руководителями: Кыргызского центра аккредитации (КЦА) и Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при ПКР, где ознакомились состоянием и работой испытательных лабораторий по пищевой продукции ДПЗГСН.
На встрече с министром экономики Темиром Сариевым состоялся обмен мнениями о ходе проводимых работ по присоединению КР в ТС. В процессе встречи было отмечено, что после неоднократных международных аудитов со стороны международных экспертов ILAC, КЦА при МЭКР доказал свою международную компетентность в части аккредитации испытательных лабораторий и в ноябре текущего года, был признан компетентным органом по аккредитации и присоединился к Соглашению о взаимном признании Международного сотрудничества по аккредитации лабораторий. Также были обсуждены вопросы включения в Единый реестр ТС испытательных лабораторий, органов по сертификации аккредитованными национальными органами по аккредитации КР; проблемы аккредитации испытательных лабораторий.
В настоящее время определены сроки переходного периода применения технических регламентов ТС, которые должны быть согласованы с Комиссией ЕЭК.
В течение переходного периода до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза будут параллельно действовать нормы технических регламентов Таможенного союза и технических регламентов КР.
В ходе сегодняшнего круглого стола состоялся обмен мнениями между сторонами об условиях взаимопоставок продукции, о применении технических регламентов ТС и сроках их переходного периода. Представители бизнес сообществ получили из первых уст информацию по интересующим вопросам.
Проведение круглых столов и семинаров для министерств, ведомств, производителей/поставщиков необходимо с целью разъяснения и применения положений технического регламентов ТС, а также для подготовки и переподготовки кыргызских специалистов в сфере технического регулирования при содействии ЕЭК.
Как отметил замминистра Д. Ибраев, в настоящее время проводится активная работа по принятию законопроектов, связанных со вступлением Кыргызстана в Таможенный союз. В парламенте во втором чтении принят первый пакет документов. 20 ноября т.г., ориентировочно, внесем второй пакет документов в ЖК. Сейчас документы проходят процедуру общественных слушаний и обсуждений.
На сегодняшний день проводится работа по аккредитации ветеринарных лабораторий и рассматривается, как решить вопросы с фитосанитарной безопасностью. Насчет лабораторий пищевой промышленности, то мы создали реестр, который будет входить в реестр ТС, - сообщил замминистра.
Отвечая на вопросы бизнес сообщества, в частности, что делать с реэкспортом и поставками из Китая, член коллегии по торговли ЕЭК Андрей Слепнев ответил, что если Кыргызстан сможет внедриться в механизм ТС, то сможет продолжать отлаженный процесс. Я выступаю за трансформацию и легализацию потока. Надо его просто трансформировать и использовать для переотправки товаров странам ТС, - добавил он.
По словам министра, идут переговоры с Китаем по упрощению при прохождении таможенных границ. Нужно подумать, как использовать новые возможности и трансформировать сложности в торговле, которые могут возникнуть.
Для вхождения в Таможенный союз необходимо решить вопросы законодательства и таможенных постов. Для вхождения в Единое экономическое пространство необходимо принять соответствующие нормативно-правовые акты и законопроекты, а также решить вопрос оборудования на таможенных постах; по товарам, находящимся в категории изъятия. Необходимые средства для переоснащения и приведения в соответствие постов уже найдены от России и Казахстана.
Также, по словам министра А. Слепнева, открывается перспективный рынок в размере 150 млн. человек. За 3 года торговля выросла на 40%. Сельскохозяйственная группа, которая для Кыргызстана очень перспективна, выросла на 16-20%. Рост является итогом принятия единой системы перемещения товаров, что помогает бизнесу. Я верю в сельское хозяйство и легкую промышленность. У предпринимателей все отлажено: производство, доставка, бизнес-контакты, - добавил член Коллегии по торговле ЕЭК.
На вопрос запрещать или не запрещать продавать насвай (табак популярный в Средней Азии) в странах ТС, министр, член коллегии ЕЭК по техническому регулированию Валерий Корешков отметил, что пока этот вопрос только обсуждается. Некоторые страны предлагают запретить не курительный табак, некоторые предлагают оставить насвай в продаже. При этом нужно учесть, что здесь вопрос не только продажи, но и производства. Нужно учитывать технический регламент или норму ее производства согласно требованиям, - подчеркнул член коллегии.
Также, замминистра Д. Ибраев напомнил, что на сегодняшний день в республике принято 47 технических регламентов, а Таможенном союзе принято 34.
Все технические регламенты разрабатываются на основе применяемых стандартов.
В Кыргызстане в настоящее время применяются около 22000 стандартов, из которых 97 % составляют межгосударственные стандарты (ГОСТ) и национальные стандарты РФ (ГОСТ Р). Необходимо отметить, что уровень гармонизации национальных стандартов КР с международными стандартами составляет 44%.
Это говорит о том, что применяемые в КР стандарты в целом идентичны со стандартами, применяемыми в странах-членах ТС, что означает требования технических регламентов КР и ТС примерно идентичны.
Однако, проблема заключается в том, что отсутствует возможность контроля выполнения требований технических регламентов ТС, т.е. отсутствует возможность проведения испытаний аккредитованными испытательными лабораториями республики по отдельным параметрам на конкретный вид продукции.
На примере Технического регламента ТС О безопасности пищевой продукции, в республике в настоящее время даже аккредитованные испытательные лаборатории не имеют технической возможности проведения испытаний по следующим показателям.
По молоку и молочным продуктам: всего показателей по требованиям технического регламента ТС - 17, не имеется технической возможности проведения испытаний по 6-ти показателям (это – диоксины, нитрозамины, ртутьорганические пестициды 4,2,4-Dкислота, ее соли, эфиры, зеараленон, Т-2 токсин, охратоксин А).
По продуктам питания беременных и кормящих женщин: всего показателей по требованиям технического регламента ТС - 18, не имеется технической возможности проведения испытаний по 8-ми показателям (это – дезоксиниваленол, Т-2 токсин, диоксины, ртутьорганические пестициды 4,2, 4-Dкислота, ее соли и эфиры, 5-оксиметил фурфурол, загрязненность и зараженность вредителями хлебных запасов, металлические примеси).
По мясу, мясопродуктам и продуктам их переработки: всего показателей по требованиям технического регламента ТС – 13, не имеется технической возможности проведения испытаний по показателю – диоксины.
На примере Технического регламента КР и ТС О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, всего показателей по требованиям технического регламента - 46, не имеется технической возможности проведения испытаний по 31 показателю (это -α-метилстирол, ксилолы (смесь изомеров), толуол, этилбензол, ацетофенон, кумол, бутадиен, метилметакрилат, спирт бутиловый, спирт метиловый, спирт изопропиловый, гептан, спирт изобутиловый, спирт пропиловый, винилацетат, диметилфталат, диоктилфталат, диэтилфталат, олово, бутилацетат, этиленгликоль, гексаметилен, диамин, бутилакрилат, метилакрилат, метилацетат, дихлорбензол, метиленхлорид, хлорбензол, эпихлоргидрин, е-капролактам, акрилонитрил).
Такая картина по всей номенклатуре продукции.
Кроме того, в настоящее время пищевая продукция изготавливается с применением новых технологий и добавлением химических, геномодифицированных и других пищевых добавок. Определение некоторых показателей этих добавок не были отражены в стандартах, в связи, с чем они в последнее время отражаются в технических регламентах.
Также в технических регламентах ТС усложнены процедуры оценки соответствия.
Пищевая продукция в обязательном порядке должна пройти государственную регистрацию и декларироваться, объекты по производству пищевой продукции также должны пройти государственную регистрацию. Все эти процедуры сопровождаются испытанием продукции только в аккредитованных испытательных лабораториях и обследованием объектов по производству продукции.
В ТС испытания проводят лаборатории, которые внесены в Единый Реестр аккредитованных испытательных лабораторий ТС. В связи с чем, Минэкономики определеныаккредитованные испытательные лаборатории и органы по сертификации для их включения в Единый Реестр.
На сегодняшний день в республике имеется 87аккредитованных испытательных лабораторий. Из них: по испытаниям пищевой продукции – 35;по испытаниям продукции строительного назначения – 16; по испытаниям нефтепродуктов – 12; по испытаниям продукции машиностроительного комплекса и мебели – 9; по испытаниям швейной и текстильной продукции – 2; по товарам народного потребления (игрушки, посуда, косметика и др.) – 11.
По всем испытательным лабораториям был проведен анализ возможностей по каким параметрам могут быть проведены испытания, а по каким параметрам нет. По результатам которого были определены потребности испытательных лабораторий в модернизации.
На переоснащение лабораторий потребуется более 30 млн. долл.
Также имеется большая проблема по лабораториям, которые проводят испытания по не переработанной мясо-молочной продукции. Эту работу проводит Республиканский центр ветеринарной диагностики и его филиалы.
В его состав входят: 5 зональных центров ветеринарной диагностики; 5 межрайонных центров; 15 районных и 3 филиала районных центров ветеринарной диагностики.
Также на продовольственных рынках действует около 90 лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы. Техническое оснащение и состояние этих лабораторий очень плохое и ни одна из этих лабораторий не аккредитована.
Проведен анализ состояния лабораторий ветеринарной диагностики для модернизации и акредитации которых необходимо 11 млн. 660 тыс. долл.
Для того, чтобы республика смогла выполнять требования технических регламентов ТС предусмотрен переходный период в Дорожной карте и разработан План мероприятий по внедрению каждого технического регламента ТС с определением ответственного уполномоченного органа за реализацию конкретного технического регламента.