По предварительной оценке, экономический рост[1]по итогам января-ноября 2014 года составил 103,5 %.
Инфляция за январь-ноябрь 2014 года к декабрю 2013 года составила 108,9 %, а ее среднегодовое значение за этот период – 107,3 %. Правительству вкупе с проводимой Национальным банком (НБКР) денежно-кредитной политикой удалось сохранить уровень инфляции в прогнозируемых значениях, хотя были факторы ухудшающие значение инфляции: спад производства в сельском хозяйстве из-за природно-климатических условий; повышение тарифов ЖКХ, укрепление доллара США по отношению к сому и другим валютам; рост инфляционных ожиданий в связи со вступлением КР в ТС и ЕАЭС, повышение цен на ГСМ российскими нефтеперерабатывающими заводами; увеличение стоимости импортируемой пшеницы за счет недобора урожая зерновых в Казахстане.
Закрепление положительной динамики экономического роста активно продвигалось в рамках Плана мероприятий Правительства на 2014 год (постановление ПКР от 28 февраля 2014 года) по реализации Программы по переходу КР к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, большая часть которого была сфокусирована на снятии барьеров и упрощении среды для бизнеса и реализации инвестиционных проектов национального масштаба для развития стратегических отраслей. За 2014 год реализовано 11 проектов, из них 6 проектов в агропромышленном комплексе, 2 проекта в энергетическом секторе, 3 проекта в сфере транспорта и коммуникаций.
В целях стимулирования сельскохозяйственного производства реализован проект Финансирование сельского хозяйства-2 (постановление Правительства от 31 января т.г.), в рамках которого шестью банками республики фермерам выделено льготных 15496 кредитов на общую сумму 5284,9 млн. сомов.
В целях исключения излишнего вмешательства государственных контролирующих органов в деятельность предпринимателей, запущена программа Колокол. Целью данной программы является организация мобильных групп по предупреждению вмешательства контролирующих органов в деятельность предпринимателей, куда с жалобой на незаконную проверку может обратиться любой предприниматель.
Создана информационная система управления проверками, позволяющая государственным контролирующим органам снизить степень рисков объектов и их частоту проведения, сократить необоснованные и излишние проверки. Объекты будут проверяться в зависимости от рисков: с высокой степенью - не чаще одного раза в год, со средней - не более одного раза в три года и с незначительной - не более одного раза в пять лет. В два раза сокращены сроки проведения проверок для юридических лиц до 15 дней, для субъектов малого бизнеса - до пяти рабочих дней.
Принята новая методика проведения анализа регулятивного воздействия (АРВ) нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства (постановление ПКР от 30 сентября). Министерство экономики утвердило приказами обновленные проверочные листы экотехинспекции (от 24.11.2014г.) и Департамента лекарственного обеспечения Минздрава (от 03.12.14г.). В результате чего требования в проверочных листах были сокращены более чем на 60%, которые не соответствуют нормативным правовым актам или рыночным принципам.
В рамках проводимой фискальной политики, для совершенствования проводимой налоговой политики, системы налогового и таможенного администрирования разработано 57 нормативных правовых актов КР, из них принято 31: в том числе: 4 Закона, 22 постановлений ПКР, 4 распоряжения Правительства , 1 соглашение.
Активно реализовывался План мероприятий (дорожная карта) по присоединению Кыргызской Республики к ТС и единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с учетом формирования Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Проведена масштабная работа по приведению национального законодательства в соответствие с нормативной базой ЕАЭС, в рамках которой внесены изменения и дополнения в 112 нормативно-правовых актов (38 законов, других НПА -74).
Главным событием года стало подписание договора о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС (23 декабря 2014 года). 1 января 2015 года на постсоветском пространстве начнет работать крупнейшее интеграционное объединение - ЕАЭС, которое будет обеспечивать свободу движения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов между странами-участницами. Ожидается, что Кыргызстан станет полноценным членом ЕАЭС в мае 2015 года, после завершения всех процедур. Для республики это новая ступень экономической интеграции. Перед страной открываются новые горизонты и вызовы для отечественных сельскохозяйственных производителей, пищевых и перерабатывающих предприятий, бизнеса, предпосылки для нарастания деловой активности в экономике.
29 мая 2014 года было подписано Соглашение между Правительством КР и Правительством РФ о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции. В рамках данного Соглашения создается Кыргызско-Российский Фонд развития с капиталом 1 млрд. долл. (уставный капитал в размере $500 млн., заемными средствами - не менее $500 млн.).
В целях привлечения грантовых средств для решения социально-экономических проблембыл подписан Меморандум между Министерством экономики КР и Министерством коммерции КНР относительно реализации проекта реконструкции и реабилитации автомобильных дорог города Бишкек за счет безвозмездной помощи Правительства КНР. В рамках проводимой работы по привлечению инвестиций, министерством был подписан меморандум с корейской компанией POSCO и Республиканским государственным предприятием Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья Республики Казахстан (РГП) по строительству ферросплавного завода в г. Таш-Кумыр.
По Индексу глобальной конкурентоспособности Кыргызская Республика поднялась на 6 позиций, с 127-го на 121-е. Повышение показателей страны в данном рейтинге произошло за счет проводимых реформ в области стабилизации макроэкономической среды, оптимизации государственных учреждений и улучшения качества инфраструктуры путем строительства новых и реабилитации имеющихся автомобильных дорог.
31 октября и 1 ноября 2014 года в Госрезиденции Ала-Арча был проведен II-Круглый стол с участием Арабской Координационной Группы АКГ, по итогам котрого главами делегаций подписан Протокол о дальнейшем сотрудничестве между ПКР и АКГ.
Завершена реализация Программы улучшения инвестиционного климата - Подпрограмма 3. Программа направлена на решение таких проблем как: высокие издержки соблюдения требований регулирующих органов; ограниченный доступ к финансам; слабая кадровая подготовка; и недостаток законодательной базы в такой области как государственно-частное партнерство.
Для сокращения издержек соблюдения требований регулирующих органов была проведена работа по упрощению процесса регистрации предприятий, введя новое законодательство, которое отменило такие требования как необходимость нотариально заверенных подписей учредителей, минимального уставного капитала для нефинансовых компаний, различных после регистрационных платежей, и требование открыть банковский счет до регистрации предприятия.
Запущено реализация проектов Развитие женского предпринимательства и Региональное улучшение приграничных служб (оба АБР), Поддержка развития частного сектора (ВБ).
Совместно с Международной финансовой корпорацией (IFC) разработаноРуководство по инвестиционным стимулам,котороенеобходимодля реализации реформ по улучшению инвестиционного климата.
Кроме этого, создано Агентство по продвижению инвестиций, с целью содействия привлечения прямых иностранных инвестиций и поддержки инвесторам на всех этапах реализации проектов.
В рамках реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики КР, утвержденной Указом Президента КР от 2 февраля 2012 года, постановлением Правительства КР от 30 августа 2012 года утвержден План мероприятий ПКР по противодействию коррупции на 2012 - 2014 годы.
Данным постановлением Министерство экономики, было определено Секретариатом (рабочим органом) Правительства по мониторингу и оценке органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам исполнения антикоррупционных мер, с обеспечением их организации и координации в сфере предупреждения коррупции, а также стало осуществлять функции по разработке политики предупреждения коррупции и их внедрению.
В сфере предупреждения коррупции, была проведена следующая нормотворческая деятельность:
Утверждена Методология антикоррупционного мониторинга и оценки (распоряжение Правительства КР от 12 февраля 2014 года).
В целях повышения эффективности проводимых мероприятий в сфере противодействия коррупции, в каждом государственном органе созданы специальные антикоррупционные комиссии и вводится специальная должность Уполномоченного по противодействию коррупции (распоряжение Правительства КР от 28.11.2014 г.).
Разработаны и утверждены Методические рекомендации по внедрению методов оценки и управления коррупционными рисками на государственной и муниципальной службе Кыргызской Республики (утвержден приказом Министра экономики КР от 17 июня 2014 года). На базе данного документа будут проработаны дальнейшие рекомендации по проведению ситуационного анализа оценки коррупционных рисков. По формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции Министерством экономики совместно с Институтом политики развития, проведена широкомасштабная информационно-разъяснительная кампания.
В целях повышения эффективности контроля за использованием товаров двойного назначения утвержден Национальный контрольный список КР контролируемой продукции (постановление ПКРот 02.04.2014г.), внесены изменения в Положение о порядке осуществления экспортного контроля в КР (постановление ПКР О дальнейших мерах по совершенствованию национальной системы экспортного контроля в КР от 27 октября 2010 года)- выполнение обязательств Кыргызской Республики по международным договорам в области нераспространения.
В целях защиты интересов отечественной мукомольной отрасли по итогам проведенного разбирательства введены экспортные пошлины на ввоз муки (постановление ПКР“О введении защитных мер при ввозе муки пшеничной на таможенную территорию КРот4 марта 2014 года), что позволило увеличить объемы производства отечественной муки за 11 месяцев 20144 года на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а также отрубей используемых для приготовления кормов для животных.
Также принят Закон КР "О государственных и муниципальных услугах" от 17 июля 2014 года, которыйустанавливает основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг и регулирует правоотношения в данной сфере между исполнителем и потребителем, в т.ч. малым и средним бизнесом.
Утверждены Единый реестр (перечень) государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями, которое направлено на регулирование стоимости госуслуг министерств и ведомств антимонопольным органом (постановление ПКР от 15 мая 2014 года и от 18 ноября 2014 года).
Разработаны и приняты стандарты государственных услуг для повышения качества и доступности государственных услуг, оказываемых гражданам и юридическим лицам государственными органами исполнительной власти Кыргызской Республики (постановление ПКР от 3 июня 2014 года)..
Принята Программа Правительства Кыргызской Республики по внедрению электронного управления ("электронное правительство") в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Кыргызской Республики на 2014-2017 годы" (постановление ПКР от 17 ноября 2014 г.).
Закон КР О внесении изменений и дополнений в Закон КР О недрах, был разработан в целях совершенствования законодательства и устранения существующих пробелов. Законом предусматривается формирование фонда на рекультивацию нарушенных земель не только с начала разработки, но и с начала геологической разведки.
Подготовлены НПА по определению порядка предоставления геологической информации, порядок внесения платы за доступ к геологическим информационным ресурсам и распределение полученных средств; оптимизацию и совершенствование процесса по переводу (трансформации) земельных участков из одной категории в другую, а также устранения барьеров при предоставлении земельных участков под недропользование и развития горного бизнеса в КР; в сфере индивидуальной (артельной) старательской деятельности на территории республики в целях выведения из теневого оборота, легализации и скорейшего наведения порядка в процессе добычи, промывке, скупке и продажи шлихового золота в КР, а также направлен на детализацию процедуры деятельности индивидуальных (артельных) старателей по добыче золота и организации приема шлихового золота.
В течении года, в части технического регулирования, проведен сравнительный анализ договорно правовой базы ТС и национального законодательства, отработаны и согласованы все пункты Дорожной карты по вступлению КР в ТС. Согласован с ЕЭК и сторонами странами – членами ТС проект Договора по вступлению КР в ТС в части технического регулирования.
В целях приведения на соответствие международным нормам и правилам принят Закон О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики Об основах технического регулирования в КР.
В целях обеспечения интеграции Кыргызской Республики в международную и региональную метрологическую систему, обеспечения в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений и защиты государства и граждан от последствий недостоверных результатов измерений принят Закон Об обеспечении единства измерений в новой редакции.
Проведены выездные семинары и круглых столов с участием представителей бизнес-сообщества, государственных структур по разъяснению положений технических регламентов ТС, применения СФС мер и об условиях поставки продукции в ТС.