Об этом сегодня заявил заместитель министра экономики КР Данил Ибраев в ходе совещания по вопросу обсуждения сроков переходного периода технических регламентов ТС и включения аккредитованных испытательных лабораторий и органов по оценке соответствия КР в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ТС, с участием представителей заинтересованных министерств, ведомств, испытательных лабораторий и органов по оценке соответствия.
Как он отметил, на сегодняшний день в республике принято 47 технических регламентов, предусматривалось принятие еще около 130 техрегламентов, всего на 60 групп товаров.
В Таможенном союзе принято 34 техрегламента ТС. Предусматривается принятие еще около 200 технических регламентов, всего на 66 групп товаров. Как известно, все технические регламенты разрабатываются на основе применяемых стандартов.
В Кыргызстане в настоящее время применяются около 22000 стандартов, из которых 97 % составляют межгосударственные стандарты (ГОСТ) и национальные стандарты РФ (ГОСТ Р). Необходимо отметить, что уровень гармонизации национальных стандартов КР с международными стандартами составляет 44% (Для справки в РФ 46%).
Такое состояние по стандартам говорит, о том, что применяемые в КР стандарты в целом идентичны со стандартами, применяемыми в странах-членах ТС. И это означает, что требования технических регламентов КР и ТС примерно идентичны. Однако, проблема заключается в том, что отсутствие возможностей контроля выполнения требований технических регламентов ТС, т.е. отсутствие возможностей проведения испытаний по отдельным параметрам на конкретный вид продукции аккредитованными испытательными лабораториями республики.
Если посмотреть на примере Технического регламента ТС О безопасности пищевой продукции, в республике в настоящее время даже аккредитованные испытательные лаборатории не имеют технической возможности проведения испытаний по следующим показателям. В частности, по молоку и молочным продуктам: всего показателей по требованиям технического регламента ТС - 17, не имеются технических возможностей провести испытания по 6 показателям (это – диоксины, нитрозамины, ртутьорганические пестициды 4,2,4-D кислота, ее соли, эфиры, зеараленон, Т-2 токсин, охратоксин А).
По продуктам питания беременных и кормящих женщин: всего показателей по требованиям технического регламента ТС - 18, не имеются технических возможностей провести испытания по восьми показателям (это – дезоксиниваленол, Т-2 токсин, диоксины, ртутьорганические пестициды 4,2, 4-D кислота, ее соли и эфиры, 5-оксиметил фурфурол, загрязненность и зараженность вредителями хлебных запасов, металлические примеси).
По мясу и мясопродуктам; птица, яйца и продукты их переработки: всего показателей по требованиям технического регламента ТС - 13, не имеются технических возможностей провести испытания по одному показателю – диоксины.
Или по техническому регламенту КР и ТС О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, всего показателей по требованиям технического регламента - 46, не имеются технических возможностей провести испытания по 31 показателю (это -α-метилстирол, ксилолы (смесь изомеров), толуол, этилбензол, ацетофенон, кумол, бутадиен, метилметакрилат, спирт бутиловый, спирт метиловый, спирт изопропиловый, гептан, спирт изобутиловый, спирт пропиловый, винилацетат, диметилфталат, диоктилфталат, диэтилфталат, олово, бутилацетат, этиленгликоль, гексаметилен, диамин, бутилакрилат, метилакрилат, метилацетат, дихлорбензол, метиленхлорид, хлорбензол, эпихлоргидрин, е-капролактам, акрилонитрил). Такая картина по всей номенклатуре продукции.
Кроме того, в настоящее время пищевая продукция изготавливается с применением новых технологий и добавлением химических, геномодифицированных и других пищевых добавок. Определение некоторых показателей этих добавок не были отражены в стандартах, и в связи с этим они в последнее время отражаются в технических регламентах.
Также в технических регламентах ТС усложнены процедуры оценки соответствия.
Пищевая продукция в обязательном порядке должна пройти государственную регистрацию и декларироваться. Кроме того, объекты по производству пищевой продукции также должны пройти государственную регистрацию. Все эти процедуры сопровождаются испытанием продукции только в аккредитованных испытательных лабораториях и обследованием объектов по производству продукции.
В ТС испытания проводят лаборатории, которые внесены в Единый Реестр аккредитованных испытательных лабораторий ТС. Для чего в соответствии с решением ЕЭК нами предварительно определены 33 аккредитованных испытательных лаборатории и 10 органов по сертификации, для их включения в Единый Реестр аккредитованных ИЛ и органов по сертификации ТС.
На сегодняшний день в республике имеется 86 аккредитованных испытательных лабораторий. Из них: по пищевой продукции – 35 лаборатории; испытаниям продукции строительного назначения – 16 лабораторий; испытаниям нефтепродуктов – 12 лабораторий; ипытаниям продукции машиностроительного комплекса и мебели – 9 лабораторий; испытаниям швейной и текстильной продукции – 2 лаборатории; товарам народного потребления (игрушки, посуда, косметика и др.) – 11 лабораторий.
По всем испытательным лабораториям был проведен анализ возможностей, по каким параметрам могут проводиться испытания, а по каким параметрам не могут. По результатам анализа были определены потребности испытательных лабораторий в модернизации. На переоснащение лабораторий потребуется около 30 млн. долл.
Также имеется большая проблема по лабораториям, которые проводят испытания по непереработанной мясо-молочной продукции. Эту работу проводит Республиканский центр ветеринарной диагностики и его филиалы. В его состав входят: 5 зональных центров ветеринарной диагностики; 5 межрайонных центров; 15 районных и 3 филиала районных центров ветеринарной диагностики.
Поми этого, на продовольственных рынках действует 87 лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы. Техническое оснащение и состояние этих лабораторий очень плохое и ни одна из этих лабораторий не аккредитована.
В рамках работы по присоединению Кыргызстана к ТС также проведен анализ состояния лабораторий ветеринарной диагностики. Для модернизации и акредитации лабораторий ветеринарной диагностики необходимо 11 млн. 660 тыс. долл.
В целом, чтобы республика смогла выполнять требования технических регламентов ТС, мы предусмотрели переходный период в Дорожной Карте. Для этого разработан План мероприятий по внедрению каждого технического регламента ТС с определением ответственного уполномоченного органа за реализацию конкретного технического регламента.