Об этом сегодня сообщила статс - секретарь Министерства экономики Кыргызской Республики Айдай Курманова, выступая на конференции Добросовестное управление – основа для достижения равного доступа граждан к качественным государственным и муниципальным услугам.
Как она отметила, нынешнее состояние государственного управления вызывает справедливую критику со стороны населения, в связи с чем, в рамках Национальной стратегии устойчивого развития на период 2013 – 2017 гг. предусмотрена реализация таких задач, как создание работоспособной системы госуправления, преодоление негативных явлений в государственном управлении, включая коррупцию, недостаток профессионализма и ответственности.
Из года в год вопросы развития системы оказания государственных и муниципальных услуг, являясь неотъемлемой частью реформирования всей системы государственного управления, приобретают все большую актуальность и значимость. На сегодняшний день в Кыргызстане уже появилось понимание, что неэффективная система предоставления услуг тормозит экономическое и социальное развитие страны.
В отличие от частного сектора, который в условиях жесткой конкуренции вынужден оперативно реагировать и улучшать качество предоставляемых им услуг, государственные органы, как правило, не задумываются об этой стороне своей деятельности.
Стремясь к формированию сервисного государства, ориентированного на оказание услуг населению, в центре внимания которого должен быть гражданин, последующие годы должны стать для Кыргызстана переломными и определяющими переход страны к устойчивому развитию.
В первую очередь перед Правительством стоит цель восстановить доверие граждан к институтам власти, - отметила статс-секретарь Минэконома.
По ее словам, качественность и доступность государственных и муниципальных услуг - базовая системы взаимоотношений общества и государства. Гражданин – потребитель государственных и муниципальных услуг оценивает деятельность министерств и ведомств, и в целом, систему государственного управления, прежде всего через призму оказываемых ему услуг. В свое время постановка вопроса повышения качества услуг и послужила одним из оснований для начала процесса оптимизации данной сферы.
Также причинами реформы стало: отсутствие соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей вопросы предоставления услуг; не установленного порядка формирования реестра государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями; отсутствие стандартов гос- и муниципальных услуг в качестве ясных количественных и качественных параметров для оценки качества их предоставления и контроля; отсутствие ответственности у госорганов за некачественное предоставление услуг; низкое качество государственных услуг в регионах и коррупционность; произвольность порождения госуслуг, в связи с отсутствием критериев отнесения к государственной услуге.
Предоставление одной услуги делилось на множество мелких действий, оформленных как отдельные услуги. Зачастую те или иные услуги навязывались обществу, несмотря на отсутствие запроса конкретного потребителя. Количество платных услуг, закрепленных законодательно, не совпадало с количеством услуг, предоставляемых госорганами в реальности. Реестр бесплатных услуг отсутствовал вообще. Смешивание функций по оказанию госуслуг с другими функциями (контрольно – надзорными, регулятивными).
Также в ходе презентации Об основных направлениях деятельности Правительства КР по оптимизации государственных и муниципальных услуг, статс - секретарь А. Курманова информировала, что политико- правовая база реформы по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг совершенствуется и наращивается из года в год и основана в первую очередь на:
- Конституции. Так, в п.1 ст.1 установлено, что Кыргызская Республика является суверенным, демократическим, правовым, светским, унитарным, социальным государством.
- Национальной стратегии устойчивого развития на период 2013 – 2017 гг, где повышение качества предоставления услуг стоит первостепенной задачей.
- Указе Президента КР О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти, которым предусмотрена необходимость устранения коррупционных факторов в системе оказания государственных услуг, а также создание простых и понятных правил взаимоотношений гражданина и государства.
- Программах Правительства с 2011 – 2014г., предусматривающих мероприятия в области оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг.
- и др. НПА, к примеру:
ППКР О мерах по оптимизации системы предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам от 31 марта 2011 года №129, ППКР об утверждении планов мероприятий по реализации Программ Правительства в разные периоды.
Руководствуясь действующей нормативной базой, реформирование в области оптимизации услуг реализуется поэтапно.
Далее, А. Курманова представила основные этапы проведения государственной политики по реформированию системы предоставления государственных и муниципальных услуг:
I этап – проведение инвентаризации и формирование начальной нормативной правовой базы оптимизации системы государственных и муниципальных услуг
II этап – внедрение стандартов и регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, проработка вопросов создания системы единого окна
III этап – техническое описание бизнес-процессов и перевод предоставления отдельных видов услуг в электронном формате с внедрением системы единого окна
Первый этап успешно реализован (с 2011 – 1 пол.2012г.).
С целью формирования Реестра государственных услуг, Правительством была создана Межведомственная комиссия по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг, включающая представителей всех заинтересованных сторон государственного и негосударственного секторов, секретариатом которой определено Министерство экономики.
Также Постановлением Правительства №129 от 31 марта 2011 г. было утверждено Положение О формировании Единого систематизированного реестра (перечня) государственных услуг, которое регламентирует понятие государственной услуги, а также предусматривает использование 7 критериев для вычленения из всей деятельности государственных органов того, что можно отнести к услугам. В настоящий момент Реестр включает 400 услуг (158 – бесплатных, 242 – платных).
Важным результатом первого этапа была разработка проекта Закона О государственных и муниципальных услугах, в июле 2014 г. Закон подписан Президентом и вступит в силу с января 2015 года.
Следует также отметить, что проект был разработан “с чистого листа”, за его основу не был взят аналогичный нормативный акт другого государства.
На данный момент Правительством реализуется второй этап (2 пол.2012 – 2014гг.). Разработана основополагающая база для стандартизации государственных услуг.
В соответствии с постановлением Правительства КР О Типовом стандарте государственных услуг от 3 сентября 2012 года , государственными органами проведена работа по разработке проектов стандартов государственных услуг, которые в установленном порядке вносятся на рассмотрение Межведомственной комиссии по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг и в последующем будут утверждены соответствующим решением Правительства.
Постановлением Правительства КР Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями физическим и юридическим лицам от 3 июня 2014 г. утверждены первые, одобренные Межведомственной комиссией, стандарты государственных услуг, оказываемых Министерством экономики, Министерством образования и науки, Министерством труда, миграции и молодежи, Министерством социального развития и Фондом обязательного медицинского страхования при Правительстве (11 стандартов).
Наряду со стандартизацией государственных услуг прорабатывается основополагающая база для оптимизации внутренних процедур предоставления государственных услуг - распоряжением Правительства КР от 22 июля 2014г. утвержден Типовой административный регламент государственной услуги и Положение о порядке разработки и утверждения административных регламентов государственных услуг.
Регламентация и оптимизация внутриведомственных и межведомственных процессов, связанных с предоставлением государственных услуг населению и юридическим лицам позволит: упорядочить данные действия, устранить избыточные процедуры (действия); повысить персональную ответственность сотрудников. А также будет способствовать сокращению сроков предоставления услуг, повышению качества и эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на организацию предоставления государственных услуг.
Кроме того, разработан (в соответствии с Положением О формировании местного реестра муниципальных услуг, утвержденный ППКР от 3 июня 2014 г. проект Базового реестра муниципальных услуг - утвержденный минимальный перечень муниципальных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам муниципальными учреждениями на бесплатной и платной основе, в соответствии с полномочиями, установленными законодательством КР. По итогам его утверждения планируется приступить к разработке стандартов муниципальных услуг.
Что касается перевода ряда государственных услуг в электронный формат, статс-секретарь отметила, что будет осуществляться посредством информационно-коммуникационных технологий – третий этап реформы по оптимизации системы предоставления государственных услуг.
В целом, внедрение Электронного Правительства - одна из приоритетных задач в настоящее время.
Учитывая отдаленность некоторых районов, внедрение Электронного Правительства позволит решить достаточно большой объем проблем различного характера, добиться улучшения основных показателей работы государственных органов, в частности повысит уровень и оперативность предоставления государственных и муниципальных услуг.
Следует отметить, что целью данной конференции является укрепление диалога и усиление взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданским обществом в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг для продвижения добросовестного управления в стране.
В работе двухдневной конференции участвуют также представители Правительства, депутаты Жогорку Кенеша, ГАМСУМО, Агентства ООН, международных организаций, гражданского общества, общественных наблюдательных советов, местных сообществ и главы 30 пилотных айыльных аймаков.