Министр Т. Сариев в г. Ош участвует в работе круглого стола по разъяснению вопросов присоединения КР к ТС.

Новости
29 Сентябрь 2014
2670

Сегодня 30 сентября т.г. министр экономики КР Темир Сариев в рамках рабочей поездки в г. Ош участвует в работе круглого стола на тему Присоединение Кыргызской Республики к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.

Выступая с приветственным словом, министр кратко проинформировал о текущей ситуации по процессу вхождения республики в ТС. В частности, отметил об обсуждении проекта дорожной карты по присоединению КР к ЕЭП, которая состоит из 15 разделов, включающих 115 пунктов мероприятий.

Также с информацией о проводимой работе по совершенствованию налоговых проверок выступил председатель Государственной налоговой службы КР Замирбек Осмонов.

В данной встрече принимают участие также полномочные представители Правительства в Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской областей, акимы, губернаторы, сотрудники Южного межрегионального управления при Министерстве экономики, представители бизнес-сообщества, ассоциаций рынков, торговли, услуг, промышленных предприятий республики.

В ходе презентации, министр Т. Сариев проинформировал о создании ТС и ЕЭП. Так, по словам министра, процесс интеграции на евразийском пространстве начал свою историю в 90-х годах. В январе 1995 года Россия, Казахстан и Беларусь подписали Соглашение о Таможенном союзе. Кыргызстан присоединился к этому соглашению 29 марта 1996 года.

При вступлении во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), республика информировала членов ВТО, что участвует в соглашениях о ТС 1995 и 1996 гг.

В октябре 2000 года Россией, Казахстаном, Беларусью, Кыргызстаном, Таджикистаном был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) – в статусе международной организации. Одно из ключевых направлений деятельности ЕврАзЭС – создание ТС и ЕЭП.

6 октября 2007 г. было принято Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств О формировании правовой базы ТС в рамках Евразийского экономического сообщества (в составе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации). Одновременно были подписаны Договора о Комиссии ТС, о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза и др., позднее в 2008-2009 годах также были подписаны ряд соглашений, формирующих договорную базу ТС в рамках тройки. Основные соглашения Таможенного союза вступили в силу с 1 января 2010 года. С 1 июля 2011г. на границах России, Казахстана и Беларуси отменен внутренний таможенный контроль и перенесен на внешние границы.

С 1 июля 2011 г. Казахстан начал работать в полной мере по правилам ТС. Договорно-правовая база Таможенного союза, насчитывает свыше 110 международных договоров.

С 1 января 2012 года вступили в силу соглашения ЕЭП (по состоянию на май 2014 г. - 18 соглашений). 29 мая 2014 г. странами ТС был подписан Договор о ЕЭС, который должен начать функционировать с 1 января 2015 года.

Отмечая о товарообороте со странами ТС, глава Минэкономики сообщил, что страны ТС - являются региональными торговыми партнерами КР. По итогам 2013 г. наша страна осуществляла торговые отношения с более чем 140 странами мирового торгового сообщества. Удельный вес стран ТС в общем объёме внешнеторгового оборота КР составил 40,7%, в том числе, в экспорте – 27,8% (с учетом золота), 44 % (без учета золота) и импорте – 44,9 %. Самый большой удельный вес в товарообороте КР занимает Российская Федерация – 27,1%, далее, Казахстан – 11,9% и на Беларусь приходится 1,6%.

Из общего общего объема экспорта Кыргызстана:


















Из общего объема импорта Кыргызстана:





















Не менее важным остается для нас вопрос в отношении импорта из стран ТС. Мы завозим из этих стран стратегически важные для себя товары: ГСМ, зерно, лесоматериалы, металлопрокат, поэтому весьма значимым для экономики является то, что страна сможет осуществлять беспошлинный ввоз стратегически значимых товаров.

Также надо отметить, что создание Таможенного Союза сильно повлияло на экономику Кыргызстана. Вследствие введения странами ТС новых соглашений ТС и правил, экспорт Кыргызской Республики в эти страны стал высоко затратным. В результате, экспорт Кыргызстана в страны ТС снизился в 2013 году по сравнению с 2010 годом на 21,5 % (сократился за счет экспорта молокопродуктов, эл.энергии, одежды и хлопка волокна), при росте общего объема экспорта на 14,8% за тот же период, который происходит в основном за счет роста экспорта золота (в 2013 г. – доля экспорта золота в общей структуре экспорта составила 36,5%).

Экспорт без золота вырос на 17,5%). Объемы реэкспорта тоже сокращаются.

По данным таможенной статистики происходит снижение импорта грузов, традиционно поставляемых на рынки Дордой и Карасуу. Так, импорт ТНП из Китая в 2012 году составил 401,9 тыс. тонн, а в 2013 году - 329,9 тыс. тонн, что на 22% ниже предыдущего года. В последние месяцы произошло ухудшение ситуации. По информации от ассоциации работников торговли, с декабря текущего года объемы торговли на рынке Дордой резко упали (в 3-4 раза), сейчас на рынок ежедневно заезжает в день не более 50 грузовых машин с товаром, в то время как в предыдущие годы рынок принимал порядка 150-200 машин с грузом ежедневно.

Приведенные выше факты свидетельствуют о достаточно высокой степени интеграции экономики Кыргызстана со странами ТС. В то же время наметилась негативная тенденция снижения экспорта из-за ограничений при пересечении границ ТС. Правительство изучило все риски, связанные с альтернативными сценариями по вопросу ТС: присоединение, либо не присоединение.

Риски, связанные с не присоединением к ТС: любое ухудшение условий торговли со странами-партнерами, в первую очередь с Россией и Казахстаном, является очень чувствительным для экономики республики. Не вступление КР в ТС может повлечь за собой многочисленные последствия: сокращение внешней торговли с КНР из-за не возможности осуществления дальнейшего реэкспорта (80% импорта из КНР в КР уходило реэкспортом в страны ТС), как следствие вышеуказанного предприниматели торговли потеряют рынок сбыта и наработанные торговые связи; произойдет рост безработицы, среди занятых на крупных оптовых рынках и в секторе мелких предпринимателей, занимающихся челночной торговлей; ухудшение финансового состояния малого и среднего бизнеса. Рост банкротства фирм. Потери бюджета из-за снижения налоговых платежей, рост дефицита бюджета; ужесточение применения всех видов нетарифных барьеров, в том числе таможенного досмотра, введение запрета на ввоз сельскохозяйственных и молочных продуктов; рост издержек для экспортеров, а в ряде случаев и невозможность осуществления экспорта; снижение объемов выпуска продукции секторов, ориентированных на экспорт (сельское хозяйство, швейная и молочная отрасль); существенное снижение темпов экономического роста; значительно возрастет миграция населения; будут прекращены беспошлинные поставки ГСМ из РФ, объемы которых составляют более 1600 тыс.тонн. В настоящее время экспортные пошлины в РФ на дизельное топливо составляют 244,4 долл. за тонну, на бензин 338,4 доллара США за тонну. Поэтому реалии сегодняшней ситуации говорят о необходимости быть частью евразийского интеграционного объединения.

За последние годы миграционный отток в страны ТС является наиболее существенным. Так в 2005 году из Кыргызстана в Россию выбыло 24,8 тыс. человек, в Казахстан 4,3 тыс. человек (всего-30,7 тыс человек). Вместе с тем, по словам министра, в последние два года миграционные процессы идут уже менее интенсивно, чем в предыдущие.

Какие плюсы мы ожидаем от присоединения к Таможенному союзу, это:

в первую очередь, создание выгодных условий для торговли без таможенных границ: таможенного оформления на границе не будет; участники внешнеэкономической деятельности будут подавать документы в налоговые органы для уплаты НДС и др. налогов, если таковые будут необходимы; будут едиными требования на продукцию и все документы, подтверждающие безопасность продукции, будут единого образца;отмена формальностей, сборов и таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза, свобода транзита, обеспечат сокращение издержек участников внешнеторговой деятельности и создадут выгодные условия для работы оптовых рынков республики.

Так, по данным мониторинга, проводимого АБР, упразднение таможенных границ, начиная с июля 2011 года, способствовало резкому сокращению средних затрат времени на пересечение грузовыми автомобилями границы между Казахстаном и Россией с 7,7 часа в 2011 году до 2,9 часа в 2012 году; предполагается существенный рост инвестиций в Кыргызстане, начнут реализовываться крупные проекты. Придут инвесторы, и это не только страны ТС, это Китай, Турция, Корея и другие, поскольку для них откроется огромный рынок без пошлин и барьеров. Многие потенциальные инвесторы стран-партнеров ожидают исхода переговоров Кыргызстана по присоединению к ТС.

Кыргызстан способен взять на себя роль производственной единицы во многих секторах, включая агропромышленный комплекс, текстильно-швейную индустрию и другие. Эти сектора только выиграют от вступления в ТС, повыситься их конкурентоспособность, будут открыты рынки сбыта; проведение работ по модернизации испытательных лабораторий в соответствие с требованиями ТС, напрямую повлияет на увеличение нашего экспорта и не только в страны ТС, а также и страны Дальнего зарубежья;

членство КР в ТС и Едином экономическом пространстве поможет снять многие проблемы, связанные с осуществлением трудовой миграции наших граждан в странах ТС., поскольку членство в ТС является ступенькой интеграции в Единое экономическое пространство.

Членство в ЕЭП предоставляет трудовым мигрантам из стран союза благоприятные условия пребывания и деятельности в плане упрощенной процедуры трудоустройства, сокращения сроков пребывания в стране миграции, улучшения социальных условий жизни для трудовых мигрантов и их семей; беспошлинные поставки стратегически значимых товаров, таких как нефтепродукты, лесоматериалы, металлопрокат, которые весьма необходимы республике при реализации материалоемких проектов в гидроэнергетике, нефтегазовой отрасли, строительстве жилой и транспортной инфраструктуры.

Что касается фискального регулирования, то при вступлении в Таможенный союз, налоговое и таможенное законодательство не меняется.

Ставки налогов тоже остаются на неизменном уровне. Разница будет только в передаче администрирования экспортно-импортных операций внутри Таможенного союза, от органов таможенной службы к налоговым органам, а также в предоставлении отсрочки по уплате на срок до 1,5 месяцев и в отсутствии таможенного сбора, что создает более благоприятные условия для перемещения товаров, работ и услуг внутри ТС. Надо отметить, что в КР установлено относительно низкое налоговое бремя и создан конкурентный налоговый режим. Конечно, необходимо понимать, что присоединение к ТС не решает автоматически всех проблем, будут определенные сложности, которые необходимо будет решать, чтобы минимизировать эти риски.

К числу негативных последствий можно отнести: рост цен на определенные виды товаров, которые мы импортируем из третьих стран (Дальнего зарубежья); стоимость товаров, которые мы импортируем из стран ТС и СНГ не должна повыситься, а наоборот произойдет снижение, за счет сокращения таможенных и нетарифных барьеров и убыстрения прохождения товарных потоков между странами; все стратегические товары завозятся из стран ТС, если и произойдет рост то только на товары не первой необходимости; также сокращение импорта из КНР и, соответственно, уменьшение занятости в оптовой торговле и поступлений в бюджет. Снижение доходов от сокращения импорта в какой-то мере будет компенсироваться повышением ставок таможенных пошлин при переходе на Единый таможенный тариф ТС.

Также рассматривается несколько сценариев развития экономической ситуации и как показывает анализ, темп роста ВВП будет волатильный, т.е. изменчивый. Ожидается как падение, так и увеличение темпов роста ВВП. Все будет зависеть от эффективности проводимой внутренней экономической политики и госуправления.

В странах ТС заработная плата заметно выше, чем в Кыргызской Республике. Самый высокий уровень заработной платы в России и Казахстане. Так, в 2013 году заработная плата в России составила 910,3 $, в Казахстане- 717,0 долл., а в Кыргызской Республики - 230,3 долл. Такой большой разрыв может привести к негативным последствиям на рынке труда Кыргызстана, и усилить миграционный отток в страны ТС, где выше заработная плата и социальные выплаты. В то же время за счет: притока инвестиций; использования льготных длинных кредитов; лизинга оборудования; создания дополнительных рабочих мест; роста торговых потоков будут обеспечены позитивные тенденции в развитии экономики, произойдет рост благосостояния и уровня жизни наших граждан.

Что касается экономического развития в регионах, то данные за 2005-2013 гг. показывают, что экономическая активность все больше концентрируется в г. Бишкек. Удельный вес ВРП г. Бишкека возрос за этот период с 33% до 41%, то есть почти половина ВВП страны формируется в столице, в основном, за счет роста торговли и других видов услуг. При этом удельный вес ВРП других областей сократился, в том числе, по Чуйской области с 17% до 12%. Это говорит о том, что нам пока не удалось преодолеть хронические диспропорции в региональном развитии. Расширение возможностей выхода на рынок ТС и нарастание спроса на продукцию сельского хозяйства позволит оживить экономику областей, особенно южных регионов.

Хронология переговорного процесса по присоединению КР к ТС: в апреле 2011 года Кыргызская Республика подала заявку о начале переговорного процесса по вступлению в ТС и ЕЭП. В это же время была образована Межведомственная комиссия при Правительстве КР, ответственная за данный переговорный процесс. В октябре 2011 г. заявка была рассмотрена и получено одобрение высшего органа Таможенного союза на проведение переговоров по присоединению к ТС. В апреле 2012 г. по данному вопросу была создана Рабочая группа ЕЭК. 29 мая в г. Астана состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, в ходе которого была утверждена Дорожная карта по присоединению КР к ТС. Также было подписано Соглашение между Правительством КР и Правительством РФ о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции.

В рамках данного Соглашения КР и РФ создают Кыргызско-Российский Фонд развития в форме международной организации с капиталом 1 млрд.долл., который будет формироваться равными долями в течение двух лет. Также российская сторона, обеспечивает предоставление средств на безвозмездной основе в размере 200 млн. долл.в течение 2 лет для реализации мероприятий Дорожной карты по присоединению КР к ТС.

Ключевым событием данного мероприятия в истории евразийского экономического проекта явилось подписание главами государств ТС Договора о Евразийском экономическом союзе, который должен начать функционировать на пространстве Таможенного союза с 1 января 2015 года. Три государства приняли обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

Сегодня мы проводим реализацию Дорожной карты по присоединению КР к ТС, в рамках которой предусматривается внесение изменений и дополнений в 112 нормативно-правовых актов (38 законов, других НПА -74). Договорно-правовая база ТС регулирует вопросы прохождения товаров, это таможенное администрирование, тарифное-нетарифное регулирование, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные требования, технические регламенты. Вопросы перемещения рабочей силы (трудовой миграции) регламентируются Соглашениями Единого экономического пространства.

Следующим шагом в процессе интеграции для нас является присоединение к ЕЭП, это еще 18 соглашений, которые регулируют вопросы трудовой миграции, антимонопольного законодательства, защиты интеллектуальной собственности, торговлю услугами, согласование параметров макроэкономической политики, взаимодействие в сфере энергетики, промышленности, агропромышленном комплексе, государственные закупки и некоторые др. вопросы.

Сегодня ведется обсуждение проекта дорожной карты по присоединению КР к ЕЭП, которая состоит из 15 разделов, включающих 115 пунктов мероприятий. Будет разработан проект Договора о присоединении КР к ТС и ЕЭП (или к ЕАЭС), который будет включать переходные положения, определенные преференции и условия присоединения. Данный документ будет проходить все внутригосударственные процедуры, включая обязательное одобрение Жогорку Кенеша и подписание Президентом страны.

В завершение презентации, министр Т. Сариев привел данные исследования, проведенного компанией М-вектор по опросу населения: 61,3% жителей Кыргызской Республики поддерживают инициативу вступления Кыргызстана в ТС. Еще 20,1% выразили отрицательное отношение к инициативе вступления Кыргызстана в ТС и лишь 3,4% выступают категорически против. Остальные без ответа. 56,4% жителей Кыргызстана считают, что после вступления в ТС произойдет подорожание продуктов питания. Более трети населения считает, что вступление в ТС упростит процедуру выезда и трудоустройства в странах-участницах ТС. 16% не видят ни угроз, ни пользы.

Онлайн обращение