Минэкономики разъясняет об условиях допуска кыргызской продукции на рынок ТС с точки зрения технического регулирования.

Новости
17 Сентябрь 2014
2590

В настоящее время Правительством Кыргызской Республики активно ведется работа по присоединению Кыргызстана к Таможенному союзу. В связи с чем, Министерство экономики КР информирует об условиях доступа кыргызских товаров (продукции) на рынки стран ТС с точки зрения технического регулирования (стандартизация, сертификация, испытания, аккредитация и т.д.) в случае присоединения/неприсоединения Кыргызстана к ТС.

Техническое регулирование является одним из ключевых секторов интеграции с ТС. Одним из важнейших факторов формирования такого интеграционного объединения является создание единой системы технического регулирования (стандартизация, аккредитация, сертификации и метрология), которая призвана обеспечить беспрепятственное перемещение безопасной и качественной продукции на территории стран ТС. Для чего необходимо согласовать большое количество вопросов, уточнить позиции сторон, разработать комплекс нормативных документов, обеспечивающих защиту рынка и потребителей от опасной продукции.

На современном этапе ни один вопрос, касающийся сферы технического регулирования в мире, нельзя рассматривать в отрыве от процессов интеграции. В связи с чем, 18 ноября 2010 г. в Санкт-Петербурге, членами Комиссии ТС подписано Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Данное соглашение представляет более жесткую систему интеграции, чем модель Европейского союза, так как установление обязательных требований к продукции становится прерогативой исключительно наднационального органа управления Единой Экономической Комиссии (ЕЭК). Национальные требования по безопасности продукции прекратят свое действие после принятия соответствующих нормативных документов ЕЭК.

В настоящее время на основании данного Соглашения ЕЭК принят ряд технических регламентов и пакет документов в сфере технического регулирования.

Для создания условий плавного перехода от национального к единому режиму технического регулирования, с 1 июля 2010 года на территории стран-участниц ТС действуют на альтернативной основе национальный и единый режимы технического регулирования.

Под единый режим регулирования попадает продукция, включенная в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ТС с выдачей единых документов, подтверждающих безопасность продукции утвержденный решением ЕЭК. В этот перечень включена номенклатура взаимно поставляемой странами-участницами ТС продукции, а также продукция массового потребления. ЕЭК также утвердила перечень единых обязательных требований посредством применения добровольных стандартов и единых санитарно-эпидемиологических, гигиенических, санитарно-ветеринарных и фитосанитарных требований.

Под национальный режим регулирования в переходном периоде подлежит продукция, которая предназначена для реализации только внутри данного государства.

В целях формирования единой нормативной базы ТС принято решение прекратить разработку национальных технических регламентов и сконцентрировать усилия на разработку и принятие единых технических регламентов ТС. 18 ноября 2010 года Комиссия ТС утвердила график принятия 47 первоочередных техрегламентов Таможенного союза, а также конкретные сроки внесения их для утверждения на ЕЭК.

На 1 сентября 2014 года в ТС принято 34 технических регламентов, из них вступили в силу 31. В соответствии с принятыми техническими регламентами ТС, на ее территории сертификацию продукции и испытаний для целей подтверждения соответствия единым требованиям имеют право проводить только аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории, включенные в Единый реестр аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий ТС.

Каждая из стран-участниц ТС взяла на себя право, определить перечень аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий для включения в Единый реестр, которые должны признаваться каждой из стран в целях подтверждения соответствия. Например, в Единый реестр включены: 259 органов по сертификации из 1038 и 291 испытательная лаборатория из 3046 – РФ; 120 органов по сертификации из 180 и 250 испытательных лабораторий из 500 - РК; - 52 органа по сертификации из 106 и 326 испытательных лабораторий из 3000 - РБ.

Кроме того, большинство товаров, подлежащих санитарному контролю в ТС, до их ввоза на таможенную территорию должны подлежать государственной регистрации уполномоченными органами по санитарно-эпидемиологическому надзору стран ТС с выдачей свидетельства о регистрации единой формы Таможенного союза. При этом, испытания на соответствие Единым санитарным требованиям ТС должны быть проведены только в лабораториях, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий ТС.

Страны ТС взаимно признают ветеринарные сертификаты, выданные в странах Таможенного союза, не заявляют о признании ветеринарных сертификатов из третьих стран, в том числе из стран СНГ, наличие которых является одним из условий таможенного оформления подконтрольных товаров. Процедуры ветеринарного контроля при ввозе подконтрольных товаров в страны ТС намного жестче, чем процедуры, которые существовали раньше.

То же самое можно сказать в отношении товаров, подлежащих фитосанитарному контролю при их ввозе. По новым требованиям документов ТС является исключение импортного карантинного разрешения на ввоз подкарантинных товаров в страны ТС, но компенсировалось ужесточением требований по фитосанитарному контролю, со стороны государственных служб по карантину растений стран-членов ТС при ввозе подкарантинных товаров с третьей страны.

По вопросу вступления КР в ТС необходимо отметить что, Таможенный союз является более высоким уровнем интеграции и половина внешнеторгового товарооборота КР приходится на страны Таможенного союза, в связи с чем, КР будет выстраивать свою систему технического регулирования и применения СФС мер на основе нормативных актов, принимаемых в рамках Таможенного союза.

В связи, с чем в КР проводится большая работа по гармонизации НПА с актами Таможенного союза. Много говорилось о плюсах и минусах от присоединения КР к ТС. Хотелось бы отметить следующую положительную сторону по данному вопросу в разрезе технического регулирования и применения СФС мер: несомненно, есть ряд положительных моментов для КР от интегрирования в ТС.

Для бизнеса: присоединение КР к ТС, в первую очередь, будет выгодно для отечественных производителей сельскохозяйственной продукции (овощи и фрукты, молочной продукции и т.д.). Кыргызские овощи, фрукты всегда имели хороший спрос в России и Казахстане. В случае присоединения КР к Таможенному союзу, поставщики любой продукции, произведенной в Кыргызской Республике, получая от органов по сертификации, включенных в Единый реестр органов по сертификации ТС, по единой форме документы подтверждающие безопасность продукции, беспрепятственно могут поставлять свою продукцию в любой регион Российской Федерации и Казахстана. При этом, не будет необходимости оформления таможенных документов и переоформления документов, подтверждающих безопасность поставляемой продукции по прибытию к месту реализации; сертификаты соответствия, декларации о соответствии, принятые изготовителями продукции, ветеринарные и фитосанитарные сертификаты, выданные по Единой форме ТС соответствующими уполномоченными органами КР, включенными в единый реестр ТС, будут признаваться на всей территории Таможенного союза.

Для государства: отпадает необходимость в разработке национальных технических регламентов и иных нормативных актов в области технического, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного законодательства, что немаловажно для КР с точки зрения обеспечения должного финансирования этих направлений.

Необходимо разработать около 180 технических регламентов на 60 групп товаров:

- уполномоченный орган по техническому регулированию будет иметь право включать органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные в национальной системе аккредитации КР, в Единый реестр аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий ТС, которым предоставлено право выдавать сертификаты соответствия Единой формы ТС, регистрировать декларации о соответствии единой формы Таможенного союза, проводить испытания (исследования), результаты которых будут являться основанием для выдачи сертификатов соответствия (принятия декларации о соответствия), ветеринарных, фитосанитарных сертификатов и свидетельств о регистрации по Единой формы ТС;

- соответствующие уполномоченные органы КР будут иметь право самостоятельно принимать решения о включении предприятий и хозяйств КР, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, подлежащих ветеринарному контролю, в Реестр предприятий ТС, а также выдавать свидетельства о государственной регистрации по Единой форме на продукцию, включенную в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на территории ТС. В связи, с чем нашим бизнесменам, ввозящим продукцию из Китая необходимо переориентироваться, организовать здесь отверточную или совместное производство.

Вместе с тем, следует отметить следующие возможные риски в части технического регулирования по вступлению КР в ТС:

- контроль за соблюдением ряда обязательных требований к продукции, установленных в действующих нормативных актах ТС, подтверждения которых представляет собой определенные сложности из-за отсутствия технической возможности лабораторно-испытательной базы в республике. В связи, с чем необходимо вовлечение дополнительных финансовых затрат для модернизации и переоснащения инфраструктуры качества республики в целом. По предварительным расчетам для модернизации лабораторно-испытательной базы республики необходимо около 30,0 млн. долл.;

- государственная политика в сфере технического регулирования и применения СФС мер, будет проводиться с учетом мнений участников стран – членов ТС.

При присоединении КР в ТС необходимо учесть тот факт, что в начале 2012 года РФ стала членом ВТО. РФ, выполняя обязательства перед ВТО, поэтапно приводит свои НПА, в том числе документы ТС в соответствие требованиям Соглашения ТБТ ВТО и СФС мерам. В результате чего, условия доступа товаров на рынок ТС значительно изменятся в сторону либерализации торговли.

Таковы общий подход и условия размещения продукции на рынке ТС. Условия поставки конкретной продукции на рынок ТС отражены в технических регламентах ТС на соответствующую продукцию.

Для получения подробной информации об условиях поставки на рынки ТС можно обратиться за консультацией в министерство по тел. 62 05 35 (доп.220, 219), 62 41 76.

Онлайн обращение