Об этом сообщил заместитель министра экономики Кыргызской Республики Адылбек Касымалиев в ходе стартового семинара проектаСодействие в торговле в Центральной Азии, реализуемого Программой развития ООН при финансовой поддержке Правительства Финляндии.
По словам замминистра, развитие торговли является одни
м из приоритетных вопросов и мы хорошо понимаем, какое значение для Кыргызстана имеет повышение экспортного потенциала страны, и какой толчок это может дать для дальнейшего роста экономики. Как показывают экспертные расчеты, 1 доллар, направленный на развитие торговле может привести к росту экспорта из развивающихся стран на 8 и более долларов, а для некоторых беднейших стран - до 20 долл.
Для нас экспорт также имеет большое значение, как для страны с низким уровнем дохода, с ограниченными внутренними инвестициями, бюджетными проблемами. В связи с этим, торговая политика должна быть ориентирована на предприятия, имеющие потенциал для роста экспорта и занятости. С учетом этих задач, отраженных в НСУР и Программе по переходу КР к устойчивому развитию до 2017г., при поддержке наших партнеров был разработан проект Национальной экспортной стратегии до 2017г.
Понимая необходимость активизации торговли, в том числе в региональном направлении, расширение рынков сбыта, привлечения инвестиций, ключевой задачей являются усилия на тех направлениях, которые позволят повысить потенциал наших производителей. И в этом плане одним из таких направлений должно стать развитие цепочек добавленной стоимости в приоритетных секторах - производство фруктов и овощей, мясо-молочных продуктов, текстиля и одежды, кожаных изделий и обуви, а также предоставления услуг. Это может помочь Кыргызстану расширить торговлю как внутри страны, так и за ее пределами, способствовать инклюзивному экономическому росту и снижению уровня бедности населения.
Проведенные экспертные оценки показали, что рост переработки местного сырья и полуфабрикатов может внести важный вклад в перспективы роста доходов и занятости.
Благодаря участию Кыргызстана в многосторонней (ВТО) и в региональной интеграции у нас появляется хорошая возможность создать или развить национальные и региональные цепочки добавленной стоимости. Мы понимаем, что это процесс, который уже происходит, но существуют проблемы трансграничной интеграцией этих цепочек. Они связаны с нетарифными барьерами, в том числе с сертификацией, более высокими требованиями потребителей из других стран. В связи с этим, в краткосрочной перспективе поддержка конкретных секторов нужно сочетать с мерами по улучшению стандартов качества продукции.
Но этого недостаточно для того, чтобы снизить торговые издержки и расширить доступ на рынки. Предприятия должны быть в состоянии реагировать на расширение производственного потенциала и инвестиций. В настоящее время трансграничные условия для ведения бизнеса и неразвитость частного сектора являются предметом озабоченности в Кыргызстане, и Центральной Азии в целом. Поэтому улучшения мы стремимся не только улучшить торговую политику, но и помочь ключевым отраслям повысить конкурентоспособности. Для этого, мы хотим при поддержке наших партнеров расширить доступ к рынкам, повысить производственный потенциал, улучшить качество продукции, торговых коридоров в регионе, - сообщил А. Касымалиев.
В этом плане, как отметил далее замминистра, наработки проекта ПРООН Содействие торговле в Баткенской области за предыдущий период в области продвижения торговли оказались как никогда кстати. Преимуществом третьей фазы проекта ПРООН является то, что окажет помощь в решении проблем, не только на региональном уровне, но и национальном.
Во-первых, для нас важно, что проект окажет содействие в улучшении законодательной базы в области нетарифного регулирования, повышении потенциала организаций, вовлеченных в торговлю - это ГП Центр Единое окно в области внешней торговли при Минэкономики, Торгово-промышленная палата, бизнес-ассоциации, экспортеры и др.
Во-вторых, на региональном уровне будут реализованы мероприятия по развитию цепочек добавленной стоимости, расширению доступа мелких производителей к внешним рынкам, развитию торговой инфраструктуры, улучшение приграничной торговли. Ожидается более широкое вовлечение региональных участников торговли, ОМСУ в процесс продвижения торговли. И здесь будет очень востребована поддержка проекта, нацеленная на интеграцию вопросов торговли в областные программы. Очень хорошо, что 3-я фаза расширила региональный компонент и уже не одна область , а еще две (Ошская и Нарынская) включены в проектную деятельность.
В-третьих, надо иметь в виду, что проект имеет возможность продвинуть вопросы торговли на трансграничном уровне, с Таджикистаном и Узбекистаном. Надеемся, что это позволит улучшить доступ отечественной продукции на рынки этих стран, а их продукции – на наши.
Следует отметить, что основными партнерами в реализации проекта являются Министерство экономики КР, Государственное предприятие Центр Единое окно в сфере внешней торговли при Министерстве экономики КР, Торгово-промышленная палата и Кыргызский национальный аграрный университет им. Скрябина.
В данном семинаре участвуют представители министерств и ведомств на уровне руководителей, полномочные представители Правительства в регионах, бизнес-ассоциаций, международных организаций, представителей посольств в Кыргызской Республики на уровне послов России, Таджикистана, Казазхстана, Узбекистана, Китая.