Министр Т. Сариев проинформировал о Таможенном союзе и его влиянии на экономику Кыргызстана.

Новости
14 Сентябрь 2014
2208
































12 сентября т.г. министр экономики Кыргызской Республики Темир Сариев принял участие в 4-м заседании межпарламентской комиссии по сотрудничеству между Жогорку Кенешем КР и Мажилисом Парламента РК по вопросу: Таможенный союз и его влияние на экономику Кыргызстана.

Как отметил министр Т. Сариев, более половины мировой торговли в настоящее время осуществляется в рамках существующих торговых блоков. При этом, почти каждая страна в мире является членом какого-либо одного или нескольких соглашений о региональной интеграции.

Участие в региональных соглашениях в рамках зоны свободной торговли и ЕврАзЭС послужило одним из основных факторов развития внешней торговли Кыргызстана со странами - региональными партнерами, и прежде всего, с Казахстаном и Россией, которые сегодня являются странами Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП).

По итогам 2013 г. Кыргызская Республика осуществляла торговые отношения с более чем 140 странами мирового торгового сообщества. Удельный вес стран ТС в общем объёме внешнеторгового оборота КР составил 40,7%, в том числе, в экспорте – 27,8% (с учетом золота), 44 % (без учета золота) и импорте – 44,9 %. Самый большой удельный вес в товарообороте КР занимает РФ – 27,1%, далее, Казахстан – 11,9% и на Беларусь приходится 1,6%.

Из общего общего объема экспорта Кыргызстана:















Не менее важным остается для КР вопрос в отношении импорта из стран ТС. КР завозит из этих стран стратегически важные для себя товары: ГСМ, зерно, лесоматериалы, металлопрокат и др.

Из общего объема импорта Кыргызстана:

















Необходимо отметить, что создание ТС с самого начала сильно повлияло на экономику Кыргызстана. Вследствие введения странами ТС более жестких правил и процедур, экспорт КР в эти страны стал высоко затратным. По данным АБР, средние затраты времени на пересечение границ Казахстана с Кыргызстаном существенно увеличились с 8,6 часа в 2011 году до 21,5 часа в 2012 году.

В результате, экспорт Кыргызстана в страны ТС снизился за последние три года на 21,5 % и эта тенденция сохраняется в текущем году.

Объемы реэкспорта также значительно сокращаются. Импорт ТНП из Китая в прошлом году упал на 22%.

Какие плюсы ожидаются от присоединения к ТС и ЕЭП, это: в первую очередь, создание выгодных условий для торговли без таможенных границ обеспечит сокращение издержек для бизнеса и создаст выгодные условия для работы оптовых рынков республики. По данным АБР, упразднение таможенных границ, начиная с июля 2011 года, способствовало резкому сокращению средних затрат времени на пересечение грузовыми автомобилями границы между Казахстаном и Россией с 7,7 часа в 2011 году до 2,9 часа в 2012 году;

открываются новые возможности рынка сбыта с потенциалом в 170 млн. человек; предполагается существенный рост инвестиций в Кыргызстане, начнут реализовываться крупные проекты. Придут инвесторы, и это не только страны ТС, это Китай, Турция, Корея и другие, поскольку для них откроется огромный рынок без пошлин и барьеров.

Кыргызстан способен взять на себя роль производственной единицы во многих секторах, включая агропромышленный комплекс, текстильно-швейную индустрию и другие. Эти сектора могут выиграть от вступления в ТС, повыситься их конкурентоспособность; проведение работ по модернизации испытательных лабораторий в соответствие с требованиями ТС, напрямую повлияет на увеличение нашего экспорта и не только в страны ТС, а также и страны Дальнего зарубежья; членство КР в ЕЭП облегчит условия для наших трудовых мигрантах в странах ТС; беспошлинные поставки стратегических товаров, таких как нефтепродукты, лесоматериалы, металлопрокат, которые весьма необходимы республике при реализации многих инвестиционных проектов. Необходимо понимать, что при присоединении могут возникнуть определенные сложности, среди которых:рост цен на определенные виды товаров, которые мы импортируем из третьих стран (Дальнего зарубежья). Гармонизация Таможенного тарифа КР с Единым таможенным тарифом приведет к увеличению средней ставки таможенной пошлины с 5 % до 7,7 % после вступления в силу всех обязательств РФ перед ВТО, что может стать причиной роста цен на импортируемые товары, повлиять в целом на уровень инфляции, а также вызвать снижение денежных доходов населения.

Сокращение импорта из стран ДЗ, включая КНР, уменьшение занятости в оптовой торговле и поступлений в бюджет.

Темп роста ВВП будет волатильный, т.е. изменчивый. Ожидается, как падение, так и увеличение темпов роста ВВП. Адаптация экономики к новым условиям приведет к замедлению темпов роста ВВП. Но с другой стороны, за счет уменьшения затрат, связанных с экспортом в страны ТС, притока инвестиций, активизации бизнеса появятся условия для достижения поворотной точки и негативная тенденция может пойти на спад. Все будет зависеть от эффективности проводимой внутренней экономической политики и госуправления.

Хотелось бы привести данные исследования, проведенного компанией М-вектор по опросу населения: 61,3% жителей КР поддерживают инициативу вступления Кыргызстана в ТС. Лишь 3,4% выступают категорично против.

56,4% жителей Кыргызстана считают, что после вступления в ТС произойдет подорожание продуктов питания. Более трети населения считает, что вступление в ТС упростит процедуру выезда и трудоустройства в странах-участницах ТС. 16% не видят ни угроз, ни пользы.

Следует напомнить, что 29 мая в г. Астана на заседании Высшего Евразийского Экономического совета была утверждена Дорожная карта по присоединению КР к ТС.

Также было подписано Соглашение между Правительством КР и Правительством РФ о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции.

В рамках данного Соглашения создается Кыргызско-Российский Фонд развития с капиталом 1 млрд. долл.США. Также российская сторона, обеспечивает предоставление средств на безвозмездной основе в размере 200 млн. долл. для реализации мероприятий Дорожной карты.

Сегодня мы проводим реализацию Дорожной карты по присоединению КР к ТС, в рамках которой предусматривается внесение изменений и дополнений в 112 нормативно-правовых актов (38 законов, других НПА -74).

На текущий момент 16 законопроектов, которые необходимо принять до присоединения, внесены на рассмотрение Жогорку Кенеша.

Следующим этапом для нас является присоединение к ЕЭП, это еще 18 соглашений, которые регулируют вопросы трудовой миграции, антимонопольного законодательства, защиты интеллектуальной собственности, торговлю услугами, согласование параметров макроэкономической политики, взаимодействие в сфере энергетики, промышленности, агропромышленном комплексе, государственные закупки и некоторые другие вопросы.

Сегодня ведется обсуждение проекта дорожной карты по присоединению КР к ЕЭП, которая состоит из 15 разделов, включающих 110 пунктов мероприятий.

Будет разработан проект Договора о присоединении КР к ТС и ЕЭП (или к ЕАЭС), который будет включать переходные положения, определенные преференции и условия присоединения. Данный документ будет проходить все внутригосударственные процедуры, включая обязательное одобрение Жогорку Кенеша и подписание Президентом страны.

Онлайн обращение