Об этом сообщил министр экономики Кыргызской Республики Темир Сариев в ходе заседании Коллегии министерства с участием заведующего отделом экономики и инвестиций Аппарата Правительства КР Николая Чуйкова, представителей министерств, ведомств, международных организаций, бизнес ассоциаций.
Как отметил министр, необходимо развивать экономику, обеспечить полную безопасность тех товаров, которые производятся, перерабатываются и реализуются в республике, акцентируя внимание на вопросах технических регламентов. На заседании рассматривался вопрос введения технических регламентов Таможенного союза в Кыргызской Республике.
Также проблемой, по словам министра, является взаимодействие между органами. Мы до этого разрабатывали свои техрегламенты. Но в связи с вхождением в ТС мы должны принять единые технические требования данного союза. Данный вопрос требует энергичных, быстрых решений. Это и развитие инфраструктуры, в том числе модернизация лабораторий. По оценкам экспертов, техрегламент ТС строже, чем международные стандарты - сообщил глава Минэкономики.
По информации заместителя министра Данила Ибраева, внедрение технических регламентов таможенного союза предлагается по следующим направлениям: до 2017 года достижение полноценного применения технических регламентов ТС; достижение полного взаимного признания результатов оценки соответствия.
Первое направление по достижению к 2017 году полноценного применения технических регламентов ТС, включает решение следующих задач: гармонизации законодательства КР в сфере техрегулирования, госконтроля и ответственности с договорно-правовой базой ТС; проведение консультаций с ЕЭК по вопросам связанные с внедрением принципов ХАССП, порядком государственной регистрации продукции, а также правилами маркировки пищевой продукции; координация работ по согласованию проектов технических регламентов ТС и их введению в КР; переход к документам ТС в сфере техегулирования.
Второе направление по достижению до 2017 года взаимного признания результатов оценки соответствия включает решение следующих задач:
совершенствование договорной базы КР по признанию результатов оценки соответствия; включение аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий КР в Единый реестр аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий ТС; сохранения основополагающих положений действующих соглашений по вопросам аккредитации, оценки соответствия, обеспечения единства измерений; дооснащение и модернизация испытательных лабораторий.
На сегодняшний день в республике приняты 47 техрегламентов. Из них вступили в силу и действуют 45 техегламентов.
В Таможенном союзе приняты 34 техрегламента ТС. Из них вступили в силу 31. Все технические регламенты разрабатываются на основе применяемых стандартов.
В Кыргызстане в настоящее время применяются около 22000 стандартов, из которых 97 % составляют межгосударственные стандарты (ГОСТ) и национальные стандарты РФ (ГОСТ Р). Остальные 3 % составляют – национальные стандарты республики, международные стандарты, которые приняты в качестве национальных стандартов (КМС, ИСО, КМС МЭК).
Такое состояние по стандартам говорит, что применяемые в Кыргызской Республике стандарты в целом идентичны со стандартами, применяемыми в странах-членах ТС. И это гарантия того, что производимая продукция в Кыргызстане соответствует требованиям соответствующих документов ТС, при условии выполнений требований применяемых стандартов.
Количество национальных технических регламентов, которые совпадают по наименованию и идентичны по содержанию с техническими регламентами ТС, составляет 26. С вступлением КР в ТС в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, технические регламенты ТС будут иметь силу прямого действия. При этом будут действовать единые формы разрешительных документов ТС в сфере технического регулирования.
Однако, в последнее время пищевая продукция изготавливается с применением новых технологий и добавлением химических, гено-модифицированных и других пищевых добавок. Определение этих показатели не были отражены в стандартах, и в связи с этим они в последнее время отражаются в технических регламентах.
В связи с чем, предусмотрен переходный период в Дорожной карте, для того чтобы ввести технические регламенты ТС на территории КР.
Для этого разработан План мероприятий по внедрению каждого технического регламента ТС с определением ответственного уполномоченного органа за реализацию конкретного технического регламента.
Бюджетные средства, которые предусмотрены на реализацию Программы разработки технических регламентов на 2015 год и на последующие годы будут перенаправлены на реализацию данного Плана мероприятий и перевода технических регламентов ТС на государственный язык.
Такой план составлен для каждого регламента ТС и переходный период вступления каждого технического регламента ТС будет определен и согласован с ЕЭК.
Все технические регламенты ТС устанавливают что, выпуск в обращение продукции на единую таможенную территорию государств – членов ТС и перемещение партий продукции на территории ТС допускается при наличии документов, подтверждающих безопасность продукции только на соответствие требованиям технических регламентов ТС.
Такими документами в соответствие с техническими регламентами КР и ТС могут быть Сертификат соответствия и Декларация о соответствии.
Для определения соответствия продукции, испытания должны проводиться только в аккредитованных испытательных лабораториях. В ТС испытания проводят лаборатории, которые внесены в Единый Реестр аккредитованных испытательных лабораторий ТС.
Для чего в соответствии с решением ЕЭК управлением предварительно определены аккредитованные испытательные лаборатории и органы по сертификации страны для включения их в Единый Реестр аккредитованных испытательных лабораторий и органов по сертификации ТС.
Также, замминистра Д. Ибраев сообщил о проблемах по контролю выполнения требований техрегламентов ТС. Это отсутствие лабораторий, которые могли бы провести широкий спектр испытаний показателей безопасности продукции для выполнения требований технических регламентов, т.к. аккредитованные лаборатории проводят испытания только по определенным параметрам продукции в соответствии с областью аккредитации.
Осуществляя испытания продукции, являющиеся важнейшей и наиболее затратной составляющей при проведении подтверждения соответствия, испытательные лаборатории не приобретают оборудование, своевременно не обеспечиваются стандартными образцами, необходимыми для проведения испытаний, средства измерений своевременно не направляются на поверку, специалисты не обучаются. Это приводит к тому, что при переаккредитации лаборатории не могут пройти установленные процедуры. В связи с чем, необходима модернизация испытательных лабораторий.
На сегодняшний день в республике, имеется 80 аккредитованных испытательных лабораторий.
По всем испытательным лабораториям был проведен анализ возможностей, по каким параметрам могут проводиться испытания, а по каким параметрам не могут. По результатам анализа были определены потребности испытательных лабораторий в модернизации.
На переоснащение лабораторий потребуется 28 млн. 800 тыс. долл.
Также имеется большая проблема по лабораториям, которые проводят испытания по не переработанной мясо-молочной продукции.
Эту работу проводит Республиканский центр ветеринарной диагностики и его филиалы. Техническое оснащение и состояние этих лабораторий очень плохое и ни одна из этих лабораторий не аккредитована.
Также в рамках работы по присоединению КР к ТС проведен анализ и для модернизации и аккредитации лабораторий ветеринарной диагностики необходимо 11 млн. 660 тыс. долл. Поэтому для повышения экспортного потенциала республики и выполнения требований техрегламентов ТС необходимо проводить поэтапную модернизацию испытательных лабораторий.
Заслушав и обсудив информацию по введению техрегламентов ТС к в КР, коллегия с учетом замечаний и предложений приняла к сведению данную информацию.