Министерство экономики Кыргызской Республики предлагает отменить государственное регулирование разрешенных монополистов, так как практика регулирования разрешенных монополий, т.е. хозяйствующих субъектов занимающих долю на рынке свыше 35,0% в соответствии с Законом Кыргызской Республики О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике имеет следующие негативные последствия:
- способствует ведению хозяйствующими субъектами двойной бухгалтерии, в целях не допущения увеличения доли на рынке и избежание государственного регулирования, т.е. является одним из причин существования в республике теневой экономики;
- происходит искажение рыночных отношений на регулируемых рынках, так как антимонопольным органом регулируются только оптовые цены монополиста, а рыночные (розничные) цены на товары, производимые субъектами разрешенных монополий, формируются в зависимости от конъюнктуры рынка, то есть от спроса и предложения.
При возникновении повышенного спроса на товар монополист заинтересован получить дополнительную прибыль, и создает посреднические структуры и отпускает продукцию только через своих посредников, то есть создаются условия для формирования вертикальных согласованных действий, путем создания монополистами торговых предприятий на подставных лиц. При этом возникают и коррупционные проявления;
- является препятствием привлечению инвестиции в регулируемые отрасли;
Также следует отметить, что в мировой практике нигде не существует такая практика государственного регулирования хозяйствующих субъектов доминирующих на рынке, поэтому необходимо привести Закон О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике в соответствие с договорно-правовой базой Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О проекте Закона Кыргызской Республики О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике
В соответствии со статьей 79 Конституции Кыргызской Республики Правительство Кыргызской Республики постановляет:
1. Одобрить проект Закона Кыргызской Республики О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике.
2. Внести указанный законопроект на рассмотрение ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики.
3. Назначить министра экономики официальным представителем Правительства Кыргызской Республики при рассмотрении указанного законопроекта Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
Премьер-министр
Кыргызской Республики
Справка-обоснование
К проекту Закона Кыргызской Республики О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике
В настоящее время практика регулирования разрешенных монополий, т.е. хозяйствующих субъектов занимающих долю на рынке свыше 35,0% в соответствии с Законом Кыргызской Республики О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике имеет следующие негативные последствия:
- способствует ведению хозяйствующими субъектами двойной бухгалтерии, в целях не допущения увеличения доли на рынке и избежание государственного регулирования, т.е. является одним из причин существования в республике теневой экономики;
- происходит искажение рыночных отношений на регулируемых рынках, так как антимонопольным органом регулируются только оптовые цены монополиста, а рыночные (розничные) цены на товары, производимые субъектами разрешенных монополий, формируются в зависимости от конъюнктуры рынка, то есть от спроса и предложения.
При возникновении повышенного спроса на товар монополист заинтересован получить дополнительную прибыль, и создает посреднические структуры и отпускает продукцию только через своих посредников, то есть создаются условия для формирования вертикальных согласованных действий, путем создания монополистами торговых предприятий на подставных лиц. При этом возникают и коррупционные проявления;
- является препятствием привлечению инвестиции в регулируемые отрасли;
Также следует отметить, что в мировой практике нигде не существует такая практика государственного регулирования хозяйствующих субъектов доминирующих на рынке.
В мировой практике доминирующие предприятия контролируются применением норм законодательства о конкуренции, путем выявления злоупотреблений и выдачи предписаний и в случае не исполнения, применение штрафных санкций. В Законе КР О конкуренции имеются все нормы для сдерживания монополистических и антиконкурентных проявлений. Однако эти нормы в настоящее время не работают.
В связи с вышеизложенным, также в связи с необходимостью приведения Закона Кыргызской Республики О естественных и разрешенных монополиях в соответствие с договорно-правовой базой Таможенного союза и Единого экономического пространства предлагаем внести изменения в Закон Кыргызской Республики О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике путем исключения с названия и по всему тексту Закона слово и разрешенных в соответствующих падежах, также исправлением окончаний слова монополий.
Кроме того предлагается исключить со статьи 3 понятия монопольная высокая цена, монопольная низкая цена, разрешенная монополия, со статьи 4 метод регулирования установление величины торговой надбавки, так как указанные нормы не применяется при регулировании естественных монополий. По этой же причине предлагается в четвертом абзаце части 2 статьи 5 слова выраженным в ограничении конкуренции и монополизации рынка заменить словами указанным в части 1 настоящей статьи.
В Плане мероприятий по проведению Года укрепления государственности в Кыргызской Республике, утвержденного постановлением ПКР от 24 марта 2014 года №177, в котором предусмотрено разработка проектов законов, направленных на исключение из законодательных актов положений, определяющих правовой статус, функции и полномочия государственных органов, функционирующих в системе исполнительной власти. В связи, с чем вносится соответствующие редакционные изменения в тринадцатый абзац статьи 3 и в часть 1 статьи 4.
В соответствии со статьей 19-1 Закона Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике в состав специальных средств не могут включаться штрафы, пени и другие финансовые санкции за нарушение норм, определенных законодательством Кыргызской Республики, в связи, с чем предлагается признать утратившим силу второй и третий абзацы статьи 20.
Законопроект каких либо социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не вызовет, и в проведении соответствующих экспертиз не нуждается.
Законопроект не противоречит нормам Конституции Кыргызской Республики и международного законодательства, ратифицированного в установленном порядке на территории Кыргызской Республики.
Реализация норм указанного законопроекта не несет дополнительной финансовой нагрузки на государственный бюджет.
В случае принятия данного законопроекта подлежат пересмотру постановления Правительства Кыргызской Республики:
Об утверждении Правил рассмотрения государственным антимонопольным органом проектов инвестиций, бизнес-планов, текущих отчетов, учетной политики и материалов переоценки основных средств субъектов естественных и разрешенных монополий от 1 июня 2012 года № 351;
Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Кыргызской Республики от 2 июня 2012 года № 365;
Об утверждении Правил рассмотрения государственным антимонопольным органом ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статьи 5 Закона Кыргызской Республики "О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике" от 2 июня 2012 года № 366;
Об утверждении Положения о порядке определении цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных и разрешенных монополий от 18 февраля 2013 года № 83;
Об утверждении Правил закупки субъектами естественных и разрешенных монополий товаров (работ, услуг) от 5 апреля 2013 года № 175.
Анализ регулятивного воздействия проведен в соответствии с Методикой анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики (ПП КР) от 20.12.2007 г. № 603.
Указанный законопроект в соответствии с Законом Кыргызской Республики О нормативных правовых актах в Кыргызской Республике был размещен на официальных сайтах Правительства Кыргызской Республики и Министерства экономии Кыргызской Республики. Замечаний и предложений не поступило.
Министр Т. Сариев