Справка-обоснование:
Проект постановления Правительства Кыргызской Республики разработан и внесен Министерством экономики КР в целях дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, утвержденной постановлением ПКР Об оценке эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления КР от 17 февраля 2012 г.
Принимая во внимание сущность действующей Методики оценки, которая позволяет оценить степень вклада каждого государственного органа в выполнение Программы Правительства, утверждаемой Жогорку Кенешем, настоящий проект постановления направлен на решение следующих задач:
1. Формирование и утверждение нового Перечня базовых показателей оценки эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и их числовых значений на основе Национальной стратегии устойчивого развития КР на период 2013-2017 годы и Программы по переходу КР к устойчивому развитию на 2013-2017 гг., одобренной постановлением Правительства от 30 апреля 2013 года и утвержденной постановлением ЖК от 18 декабря 2013 г.
2. Необходимо отметить, что предлагаемый настоящим проектом постановления Перечень базовых показателей оценки и их числовых значений был сформирован на основе предложений государственных органов и органов местного самоуправления межведомственной консультативно-экспертной группе по оказанию содействия в совершенствовании критериев оценки эффективности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, образованной распоряжением Руководителя АПКР от 14 февраля 2013 г.
Формулировки новых базовых показателей и их числовые значения, основанные на задачах вышеназванной Национальной стратегии и Программы Правительства, а также международных рейтингов обсуждались и согласовывались со статс-секретарями министерств и ведомств на заседаниях постоянно действующей консультативно-экспертной группы, в состав которой входят и представители независимого экспертного сообщества, международных донорских организаций.
Совершенствование подходов к применению международных рейтингов в системе реальной оценки, так как учет международных рейтингов Кыргызстана в действующем формате не эффективен, поскольку нивелирует ответственность каждого государственного органа за свой вклад в улучшение показателя страны.
До настоящего времени государственный орган просто указывал место КР в международном рейтинге без привязки к своей ответственности за конкретные индикаторы, которые являются составляющими рейтинга.
В данном проекте предлагается представлять международные рейтинги по тем составляющим, на которые государственный орган влияет, в соответствии со своими функциями и мероприятиями на основании Плана по реализации Программы ПКР в целях улучшения деятельности, что позволит получить реальную оценку эффективности конкретного госоргана.
Таким образом, необходимо закрепить рейтинги или их индикаторы за государственными органами, исходя из специфики деятельности государственного органа.
Внесение изменений и дополнений в Положение об Индексе доверия населения к деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления КР к деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (далее - Положение об ИДН) и Типовую анкету по определению уровня доверия населения к деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления КР (далее - Анкета).
Изучение результатов измерения Индекса доверия населения (далее – ИДН) к деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, проведенного в 2013 году, показало, что данный показатель оценки дает слишком общий результат и не позволяет выявить реальное отношение групп интересов к реализуемым программам, осуществляемых государственными органами и вследствие этого требует замены на профессиональную оценку результативности. Также отношение населения к деятельности того или иного государственного органа помимо объективных показателей, зависит еще от нескольких факторов, которые, во многом, оказали решающее влияние на итоги измерения.
Во-первых - это востребованность услуг/исполнения функций государственного органа со стороны населения. Для большинства граждан Кыргызстана бόльшую значимость представляют те государственные органы, услуги или функциональные обязанности которых оказывают непосредственное влияние на жизнедеятельность каждого отдельно взятого жителя и пользуются бόльшим спросом среди населения. Такие государственные органы представляются наиболее простыми для оценки и получают более высокие показатели ИДН. Например, Министерство образования и науки (Индекс: 20,3), муниципалитеты (20,4), районные государственные администрации (19,8) и Соцфонд (19,2) получили самые высокие оценки. Государственные органы, чья деятельность направлена на обеспечение государственных нужд или улучшение жизни общества в целом, но не имеет четко выраженного положительного воздействия на каждого отдельного жителя, не представляет большого значения для большей части населения. Соответственно и оценка доверия к таким государственным органам оказалась значительно ниже. Например, Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями (Индекс: -10,4) или Государственная служба по контролю наркотиков (-13,8), получившие самые низкие оценки.
Во-вторых – это понятность или осязаемость деятельности государственного органа для респондента. Сопоставление государственных органов, получивших высокие и низкие результаты, показало, что важную роль для выражения доверия и оценки деятельности предложенных государственных органов играет понимание респондентами того, чем занимается каждый конкретный государственный орган или его структурные подразделения либо наличие конкретных результатов его деятельности. Например, Министерство чрезвычайных ситуаций (Индекс: 8,7), предназначение которого всем понятно, а результаты работы (восстановленные после стихийных бедствий мосты, дома, дороги) можно потрогать своими руками и Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком (-10), о деятельности которой знают в основном только те, кто работает в данной сфере, а результаты не видны и непонятны большинству жителей страны.
Анализ Положения об ИДН и Анкеты показывает, что ответы на предлагаемые вопросы допускают очень большую погрешность, так как предлагают случайно выбранному респонденту оценить степень доверия и качество услуг сорока органов, о деятельности многих из которых он ничего не знает. Часть предложенных для оценки органов не предоставляют услуг населению вообще и, в этом случае, качество их услуг не оценивалось (как например, Министерство энергетики и промышленности). Услуги многих государственных органов, предлагаемые для оценки их качества, либо не отражают сути их деятельности (например, за Минфином закреплена одна услуга Опробирование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, которая ничего не говорит основной массе респондентов), либо выбирались непонятным образом.
Кроме того, часть вопросов, предлагаемых в Анкете, может быть безболезненно удалена, т.к. эти вопросы не имеют особого значения для цели данного исследования. Например, Как бы Вы охарактеризовали материальное положение Вашей семьи? или Какое из приведенных ниже высказываний больше отражает Ваше мнение?.
Таким образом: респонденты оценивали предложенные государственные органы в большей степени на основании субъективных данных, зачастую ничего не зная о деятельности некоторых государственных органов, выбирая ответ интуитивно; деятельность не всех сорока предложенных государственных органов должна оцениваться на основании доверия населения; необходимо пересмотреть вопросы, входящие в Анкету на предмет их соответствия цели исследования; так как не все оцениваемые государственные органы власти предоставляют услуги населению, и, соответственно, Индекс оценки качества услуг рассчитывается не для всех государственных органов, необходимо оценивать все предлагаемые государственные органы по другому принципу.
На основании анализа результатов измерения ИДН к деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, проведенного в 2013 году и Положения об ИДН, данным проектом предлагается внести в Положение об ИДН и Анкету по определению уровня доверия населения, следующие изменения и дополнения:
1. В Положении об ИДН регулярность опроса предлагается проводить 2 раза в год, в конце каждого полугодия.
2. В Анкете помимо наименования государственного органа дается краткое описание его компетенции, выраженное простым доступным языком, что позволит респонденту получить представление о деятельности данного государственного органа.
3. Из Анкеты исключается часть вопросов по следующим причинам:
Вопрос 4. Место проживания.
В малых городах и, особенно, в селах чаще всего нет микрорайонов, жилмассивов, новостроек, а деление на центр и окраину довольно условное;
Вопрос 9. Национальность.
Деление по национальному признаку и выяснение, представители какой национальности в большей степени недовольны работой государственных и муниципальных органов, может быть неверно истолковано;
Вопрос 10. Как бы Вы охарактеризовали материальное положение Вашей семьи?
Предлагаемые варианты ответов скорее позволяют судить о благосостоянии населения Кыргызстана, чем о доверии государству;
Вопрос 11. Какое из приведенных ниже высказываний больше отражает Ваше мнение?
Предлагаемые варианты ответов дают информацию о настроении общества, и, даже не об удовлетворенности жизнью, а о готовности терпеть существующее положение.
В Анкету включается вопрос описывающий род занятий респондента.
5. Не все органы государственного и муниципального управления предоставляют государственные услуги населению. Это значит, что частный индекс Оценка качества услуг не рассчитывался для 42,5% оцениваемых органов. За некоторыми из органов закреплено по 1-2 услуги, которые абсолютно не отражают суть деятельности того или иного органа (Минфин, Минобороны). Часть министерств предоставляют огромное количество услуг (Минобраз, Минздрав), из которых непросто выбрать наиболее значимые и пользующиеся спросом. Поэтому, было бы более целесообразным измерение Индекса Оценка деятельности государственных и муниципальных органов. В этом случае респонденту предлагается оценить деятельность органов государственного и муниципального управления, принимая один из предложенных вариантов ответов:
- Очень хорошо;
- Скорее хорошо, чем плохо;
- Скорее плохо, чем хорошо;
- Очень плохо;
- Затрудняюсь ответить.
6. Следует отметить, что данным проектом в Положение об ИДН вводится еще один частный индекс для измерения уровня коррупции в оцениваемых государственных органах с точки зрения респондента (Индекс Личное представление об уровне коррупции в органах государственного и местного управления).
Таким образом, все используемые вопросы для построения ИДН нацелены на выявление отношения населения к государственным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления КР. ИДН является интегральным индексом, складывающимся из трех компонентов - частных индексов:
- личное доверие населения государственным и муниципальным органам (Индекс личного доверия населения к государственным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления КР);
- уровень коррупции в оцениваемых органах с точки зрения респондента (Индекс Личное представление об уровне коррупции в органах государственного и местного управления);
- личная удовлетворенность населения деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления КР (Индекс оценки деятельности государственных и муниципальных органов).
Настоящий проект постановления вносится на согласование и не требует дополнительных затрат из государственного бюджета и проведения анализа регулятивного воздействия.
Министр Т. Сариев
Проект
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О внесении изменений и дополений в постановление Правительства Кыргызской Республики Об оценке эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления КР от 17 февраля 2012 года №105
В целях осуществления системной оценки эффективности деятельности и повышения ответственности руководителей государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления КР по реализации Программ ПКР, а также ориентации на достижение конечных результатов, Правительство постановляет:
Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики Об оценке эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кыргызской Республики от 17 февраля 2012 года №105 следующие дополнения и изменения:
- в пункте 3 абзацы 5 и 6 изложить в редакции следующего содержания:
- органам исполнительной власти, Аппаратам полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях, представлять отчеты в Министерство экономики Кыргызской Республики;
- Мэриям городов Бишкек и Ош, органам местного самоуправления представлять отчеты в Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики.;
- пункты 3-1 и 3-2 изложить в редакции следующего содержания:
3-1. Государственным органам исполнительной власти и полномочным представителям Правительства КР в областях на основе обобщения и анализа докладов местных государственных администраций о фактически достигнутых значениях показателей за год ежегодно, до 25 января, представлять в Министерство экономики КР информацию о планируемых числовых значениях базовых показателей на год, следующий за отчетным годом, в разрезе отчетных периодов (кварталов).
3-2. Мэриям городов Бишкек и Ош и органам местного самоуправления ежегодно, до 25 января, представлять в уполномоченный государственный орган по вопросам развития местного самоуправления КР информацию о планируемых числовых значениях базовых показателей на год, следующий за отчетным годом, в разрезе отчетных периодов (кварталов);
- в пункте 5 цифры 2012-2013 заменить цифрами 2014-2015;
- приложение 1 к вышеуказанному постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению;
- в приложение 3 к вышеуказанному постановлению внести следующие дополнения и изменения:
- четвертый абзац главы 1 приложения 3 к вышеуказанному постановлению изложить в следующей редакции:
Измерение Индекса доверия населения позволяет оценить:
- личное доверие гражданина государственным органом исполнительной власти и органом местного самоуправления (Индекс Личного доверия гражданина к государству);
- уровень коррупции оцениваемых государственных органов с точки зрения респондента (Индекс Личное представление об уровне коррупции в органах государственного и местного управления);
- удовлетворенность населения деятельностью государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (Индекс Оценка деятельности государственных и муниципальных органов);
в шестом абзаце главы 1 приложения 3 к вышеуказанному постановлению цифру и слова 4 раза в год, в конце каждого квартала заменить цифрой и словами 2 раза в год, в конце каждого полугодия;
- в главе 2 приложения 3 к вышеуказанному постановлению внести абзац 3 в следующей редакции: - уровень коррупции в оцениваемых органах с точки зрения респондента (Индекс Личное представление об уровне коррупции в органах государственного и местного управления);
- четвертый абзац главы 2 приложения 3 к вышеуказанному постановлению изложить в следующей редакции:
- личная удовлетворенность населения деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики (Индекс оценки деятельности государственных и муниципальных органов);
- в пункте Б) главы 3 приложения 3 к вышеуказанному постановлению, цифру 2 заменить цифрой 3;
- приложение 4 к вышеуказанному постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел государственного управления и кадровой работы Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
Премьер-министр
Кыргызской Республики Дж. Оторбаев