Деятельность проекта Наращивание потенциала в области экономического управления (CBEM), реализуемого Министерством экономики при финансовой поддержке Всемирного банка, направлена на создание, институционализацию основ и потенциала для осуществления экономической политики и ее реализации в КР.
В реализации проекта были задействованы международные и национальные консультанты, которые провели обучающие тренинги с целью повышения потенциала сотрудников Министерства и разработки соответствующих планов действий за период с 2009 по 2014 гг.
Проект CBEM включает
Компонент1. Институциональные и технические основы для разработки и координации макроэкономической политики на уровне Правительства.
- Создан Координационный совет по макроэкономической и инвестиционной политике с целью улучшения работы внесены изменения в Положение и состав Совета, касающиеся области инвестиционной политики и регламента заседаний. Проведены 9 заседаний КС.
-Сформирована Комиссия по закупке консультационных услуг, которая утверждает тематику исследований по заказу Правительства. Из Республиканского бюджета на эти цели предусмотрено порядка 10,0 млн. сомов МЭ подготовлен перечень тем для исследований, который был поддержан Комиссией. Объявлен тендер согласно Закона О Государственных закупках в КР.
Компонент 2. Усиление потенциала МЭ для исполнения эффективной роли в области экономического развития.
-Разработана модель оперативного прогнозирования, с помощью которой был сформирован прогноз экономического развития до 2015 г. Разработано также Руководство по работе с этой моделью на русском и английском языках. Разработано Руководство по работе с моделью RMSM-X, на русском языке, что дает развернутые сведения по использованию модели, адаптированной к условиям КР.
-Разработана и передана в МЭ модель прогнозирования экспорта и импорта товаров услуг, необходимая для обеспечения полноты в модулях RMSM-X. Проведена оценка уровня навыков сотрудников при проведении тренингов, с использованием аналитических задач с множественным выбором. Средняя результативность составила 63,6%.
-Проведена подробная диагностика системы государственных инвестиций в соответствии с методологией ВБ и системой управления государственными инвестициями. В целом, результаты оценки показали, что большая часть составляющих системы УГИ не в полной мере отвечает требованиям международной практики. Наиболее уязвимыми в системе из восьми составляющих УГИ названы Стратегическое руководство и предварительная оценка, Независимая оценка предложений, Постпроектная оценка, которые находятся в ведении МЭ. В этом контексте были даны рекомендации, которые будут использованы при разработке дальнейшей политики.
Подкомпоненты:
2.1. Стратегия МЭ и УЧР, антикоррупционные мероприятия.
-Утверждена в новой редакции Программа и План Правительства КР по противодействию коррупции на 2012 – 2014 гг.
-Разработаны Правительственные и ведомственные Программы и Планы (типовые) антикоррупционных мероприятий.
-Подготовлена нормотворческая деятельность в сфере предупреждения коррупции.
-Проведены обучающие семинары, тренинги, круглые столы, гостевые лекции, консультации, публичные выступления и др.
-Проведены исследования, аналитические записки, сводные отчеты, доклады, обзоры лучших практик, PR-кампания.
-Осуществляется процесс обучения и повышения квалификации по принципу непрерывности и потребности.
- Мотивируется оценка сотрудников к инициативности, к достижению результатов в работе.
-Создан отдел развития министерства, отвечающий за процесс развития министерства с точки зрения продвижения его ежегодных планов развития, оптимизации всех процессов деятельности министерства, развития человеческих ресурсов. Функции ГРП в части внутреннего стратегического планирования и программного бюджетирования переданы в отдел развития министерства.
-Проведена детализация программных мер, определены три стадии ожидаемых индикаторов, качественно проработана система мониторинга и оценки.
-Заложены основы и предпосылки по развитию политики процедуры управления человеческими ресурсами.
2.2. Группа разработки политики.
-Разработаны и реализованы основные методологические документы для подготовки стратегического планирования и бюджета.
-Проведена большая работа в рамках оптимизации системы государственного управления.
-Подготовлен ряд проектов НПА в рамках разработки концептуальных документов, материалов по сферам деятельности ГРП, представлен ряд документов в рамках подготовки аналитических материалов.
-Создан Экспертный экономический совет при МЭ для оказания методологической и экспертной поддержки.
2.3. Отдел анализа регулятивного воздействия.
-Принят Закон О лицензионно-разрешительной системе в КР (Реформирование лицензионно-разрешительной системы; усиление инвестиционной привлекательности ведения бизнеса).
-Приняты два закона, предусматривающие отмену необоснованных лицензий и разрешений.
-Доработана Методика проведения АРВ НПА на деятельность субъектов предпринимательства. Проект новой методики прошел обсуждение среди госслужащих и экспертов.
2.4. Макроэкономическое и фискальное моделирование.
-Упорядочен и регламентирован процесс подготовки прогнозов социально-экономического развития.
-Подготовлена аналитическая записка с выделением положительных и отрицательных факторов и рисков.
-Внедрен ряд моделей по макроэкономическому прогнозированию.
-Проведен анализ эффективности налоговой системы в рамках фискального моделирования.
-Проведен анализ собираемости налога на движимое имущество и изучение возможности введения плоской ставки налога для налогообложения строительства жилья.
-Проведен анализ направлений реформирования государственных страховых платежей.
-Проведена инвентаризация и оценка налоговых льгот предоставляемых Налоговым кодексом КР.
-Разработан концептуальный документ Совершенствование фискальной политики КР.
-Сформированы предложения по механизму расчетов доходов МСУ с учетом межбюджетных трансфертов.
2.5. Оценка инвестиционных проектов.
-Принят Закон О государственно-частном партнерстве в КР.
-Подготовлено Положение по применению формы участия частного партнера в проектах ГЧП.
-Подготовлена база данных проектов ГЧП.
-Проведены семинары для сотрудников Управления инвестиций и ГЧП.
-Подготовлен проект Концепции координации и мониторинга внешней помощи в КР.
-Разработан проект Постановления Об утверждении Порядка привлечения, использования, координации и мониторинга внешней помощи, поступающей в КР.
-Проект Постановления ПКР Об утверждении Правил рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации инвестиционных проектов с государственным участием.
-Внесены предложения в АПКР по разграничению функций по координации технической и финансовой помощи между АПКР, МФ и МЭ.
В области политики управления госимуществом:
-Подготовлен Законопроект О государственных и муниципальных предприятиях, создающий правовую базу для эффективного управления деятельностью государственных и муниципальных предприятий и учреждений.
-Подготовлен Законопроект О внесении изменений и дополнений в Закон О доверительном управлении государственным имуществом КР.
2.6. Разработка документов по экономической политике.
-Подготовлено исследование по теневой экономике, с целью получения информации о масштабах и структуре теневого сектора в КР, анализ тенденций и выработка мер политики для его сокращения.
-Подготовлено исследование туристического сектора, с целью предоставления направления для руководства по разработке реальной политики, направленной на поддержку развития туристической отрасли в КР.
-Подготовлено исследование влияния вступления КР в ТС на текстильно-швейную отрасль.
-Подготовлено исследование Коррупция в Кыргызстане: масштабы, причины и способы снижения;
-Подготовлено исследование причин коррупции в системе управления фондом государственного имущества КР.
Компонент 3. Реформирование системы оплаты труда и системы градации в государственной службе.
-Разработаны согласованные варианты Государственной стратегии по реализации программы реформирования системы заработной платы и градации; поддержка Правительства в определении институционального размещения управления по заработной плате, размера и структуры на государственной службе. Указ Президента КР Об утверждении Реестра государственных должностей и Реестра муниципальных должностей КР;
-Принято постановление ПКР О новых условиях оплаты труда административных государственных и муниципальных служащих КР.
-Принято постановление ПКР О мерах по совершенствованию системы оплаты труда государственных и муниципальных служащих КР на 2013-2020 гг..
Компонент 4. Управление проектом и координация.
-Проведен аудит проекта за период с 2009 по 2014 гг. компаниями ЗАО Якобс Аудит, ОсОО “Делойт, KPMG- Бишкек. Отчеты по аудиторской проверке были направлены во ВБ, МФ и МЭ КР, а также в исполнительные агентства (АП КР, ГКС).
-Проведена работа по закупкам по категориям консультационные услуги, товары, тренинги и семинары и надбавка госслужащим.
Всего по проекту СВЕМ прошли обучение за данный период 2826 человек.
По итогам заключительного заседания Наблюдательного совета (НС) было отмечено, что реализация проекта проходила в непростых условиях, пережив не только институциональные, структурные преобразования в государственном управлении, но и большие изменения (революцию) 2010 года, которые коснулись всей политической системы страны.
С целью обеспечения соответствующей координации и чувства собственности в рамках администрирования, реализация проекта осуществлялась под надзором НС, включающего ключевые ведомства и представителя НПО (АПКР, МЭ, МФ, НБКР, ГКС, НПО).
Следует отметить, что НС в первом составе был создан Постановлением ПКР от 8 октября 2008 года. Стал нелегитимен в связи с государственной реформой Президента страны, начатой 20 октября 2009 года и соответствующими изменениями в структуре, составе и наименованиях МЭР, МФ, Аппарата правительства, Администрации Президента КР и Агентства по делам государственной службы.
В следующем составе НС был сформирован распоряжением Руководителя Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям от 6 февраля 2010 об образовании НС и его деятельность осуществлялась до 7 апреля 2010 г. Нелегитимен в связи с упразднением ЦАРИИ КР.
Третий состав НС был сформирован Распоряжением ПКР от 13 сентября 2010 г., затем текущий состав НС был уточнен Распоряжением ПКР от 9 марта 2012 года его председателем назначен министр экономики, а заместителем - заведующий отделом экономики и инвестиций Аппарата ПКР.
Также большие изменения произошли в Министерстве за период реализации проекта СВЕМ. Министерство носило различные названия в зависимости от возлагаемых задач и функций:
2007 -Министерство экономического развития и торговли КР;
2009 -Министерство экономического регулирования КР;
2012 -Министерство экономики и антимонопольной политики КР;
2013 -Министерство экономики КР.
В результате можно сделать вывод, что целостный подход к формированию единой экономической политики правительства, которое выражается в формулировке задач МЭ КР, было не полным и реализация основной государственной политики, инициатив в области экономического развития осуществлялась в неполной мере. Все вышесказанное безусловно отразилось на результатах и сроках реализации проекта СВЕМ.
Тем не менее, проект получил высокую оценку, утвержден финальный отчет. Пользуясь случаем, министр Т. Сариев выразил благодарность членам Совета, всем партнерам, коллегам за хорошую работу, отметив, что данные инициативы надо продолжать для дальнейшего развития.