Ранее, 23 мая т.г. проекты Дорожной карты по присоединению КР к ТС и Заявления О Дорожной карте были рассмотрены в Комитете ЖК по экономической и фискальной политике, где принято решение о согласии с представленными проектами.
В этот же день, Фракция СДПК также рассмотрела и поддержала своим решением представленный проект Дорожной карты.
О Дорожной карте присоединения КР к ТС министр экономики Темир Сариев проинформировал, что 6 октября 2007 г. было принято Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств О формировании правовой базы Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. Одновременно были подписаны Договора о Комиссии Таможенного союза, о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза и, позднее в 2008-2009 годах были подписаны ряд соглашений, формирующих договорную базу в рамках тройки, которые вступили в силу с 1 января 2010 года.
С 1 июля 2011г. на границах России, Казахстана и Беларуси отменен внутренний таможенный контроль и перенесен на внешние границы.
Договорно-правовая база Таможенного союза, насчитывает свыше 110 международных договоров.
С 1 января 2012 года вступили в силу соглашения Единого экономического пространства, которых сегодня насчитывается 18.
В настоящее время страны ТС активно работают над Договором о Евразийском экономическом союзе.
В апреле 2011 года КР подала заявку о начале переговорного процесса по вступлению в ТС и Единое экономическое пространство (ЕЭП). В это же время была образована Межведомственная комиссия при Правительстве КР, ответственная за данный переговорный процесс.
В октябре 2011 г. заявка была рассмотрена и процедурно получено одобрение высшего органа Таможенного союза на проведение переговоров по присоединению к ТС.
В апреле 2012 г. по данному вопросу была создана Рабочая группа Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
За этот период прошло 10 заседаний Рабочей Группы ЕЭК и основным вопросом являлась разработка и согласование проекта Дорожной карты по присоединению КР к ТС.
Договорно-правовая база ТСрегулирует вопросы прохождения товаров, это таможенное администрирование, тарифное-нетарифное регулирование, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные требования, технические регламенты.
Вопросы перемещения рабочей силы(трудовой миграции) регламентируются Соглашениями Единого экономического пространства.
Присоединение к соглашениям ЕЭП будет следующим этапом интеграционного процесса для КР
12 мая 2014 годаПравительство КР Протокольным решением согласилось с проектом Дорожной карты по присоединению КР к ТС, которая была одобрена Межведомственной комиссией.
После чего, 12-13 мая с.г. Евразийская экономическая комиссия на заседаниях Рабочей группы и Коллегии согласовала итоговый текст проекта Дорожной карты с учетом предложений КР.
ЕЭК была нами проинформирована, что проект Дорожной карты будет проходить внутригосударственные процедуры согласования с комитетами Жогорку Кенеша.
Проект Дорожной карты по присоединению КР к ТСпредставляет собой обширный, комплексный план мероприятий, по сути, это алгоритм действий по присоединению к ТС.
В ходе работы над проектом Дорожной карты с Рабочей группой ЕЭК достигнута договоренность в отношении предоставления определенного переходного периода по некоторым из соглашений ТС, которые Кыргызстан сразу не сможет ввести в действие; также будет определен Перечень товаров, в отношении которых Кыргызская Республика в течение определенного периода будет применять иные ставки таможенных пошлин, отличные от единого таможенного тарифа ТС.
Над проектом Дорожной карты работали все ответственные министерства и ведомства республики, а также проводились консультации с бизнес-сообществом.
Проект Дорожной карты состоит из 10 разделов, в сферах: таможенного администрирования; технического регулирования; санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; транспорта и инфраструктуры; таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; торговой политики; финансовой политики; статистики; иные мероприятия по развитию инфраструктуры.
В Дорожную карту включены следующие основные мероприятия: приведение законодательства в соответствие с соглашениями ТС; инфраструктурные преобразования, модернизация, оснащение пунктов пропуска и лабораторий; разработка механизма зачисления и распределения между государствами – членами ТС сумм ввозных таможенных пошлин; отмена на кыргызско-казахстанской государственной границе таможенного контроля; определение сроков переходного периода до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза; проведение переговоров с ВТО; обустройство государственной границы и др.
Итоговый проект Дорожной карты насчитывает 181 пунктов, и все это необходимо будет выполнить. Предстоит внести изменения в более чем, 90 нормативно-правовых актов (порядка 23 законов и 69 нормативных актов, инструкций, положений и др.), по которым необходимо будет провести определенные внутригосударственные процедуры, в том числе и с Парламентом страны.
Утверждение Дорожной карты не является еще фактом присоединения к ТС,а лишь правовой основой для унификации законодательства КР с соглашениями ТС и для мероприятий, направленных на инфраструктурные преобразования.
Весь пакет переходных условийвступления в силу договорно-правовой базы ТС для КР, а также преференций, будет закреплен в Договоре о присоединении КР к ТС, который будет разрабатываться после принятия Дорожной карты. Данный Договор будет являться основополагающим документом по присоединению республики к Таможенному союзу, который будет проходить все внутригосударственные процедуры, включая обязательное одобрение Жогорку Кенеша и подписание Президентом страны.