В ходе презентации проекта данной Программы, министр проинформировал, что за последние 15 лет в стране не было разработано ни одного управленческого программного документа по вопросам продовольственной безопасности. Только в 1999 году, когда был тяжелый период с продовольствием, впервые совместно с Европейским Союзом была разработана Национальная политика продовольственной безопасности. С тех пор, вопрос продовольственной безопасности выносился на повестку работы Правительства исключительно в зависимости от острой необходимости.
За этот период республика пережила неоднократные продовольственные шоки, связанные с ростом цен на продовольствие, в большей степени, на муку и зерно. Рынок хлебопродуктов в Кыргызстане является самым чувствительным к ценовым колебаниям, исходя из высокой зависимости этой группы продуктов от импорта.
Наиболее значительное повышение цен на муку и зерно наблюдалось в 2008 г., отражая последствия мирового финансового кризиса, а также в 2010 и в 2012 году, отражая рост экспортных цен на пшеницу в Казахстане и России из-за засухи. В этот период цены на продовольственные товары, в частности, на пшеничную муку, выросли более, чем в два раза. Это повсеместно сопровождалось социально –политической напряженностью.
В последние годы многое изменилось, как в республике, так и на мировых продовольственных рынках. Мировые цены на продовольствие устанавливают рекордные уровни и темпы роста. Только в период 2005-2010гг цены на продовольствие выросли в 2 раза[1], а на отдельные виды продукции в 2,5-3 раза (рис, сахар, цельное сухое молоко, масличные культуры, растительное масло). Прогнозируется, что потребление зерна и зерновых продуктов в ближайшие 15 лет в мире, в связи с ростом населения планеты, может вырасти более чем вдвое.
Последние данные доклада ФАО, ИФАД и ВПП за 2013 год О состоянии продовольственной безопасности в мире демонстрируют, что 842 миллиона человек или примерно каждый восьмой в мире испытывал в 2011-2013гг хронический голод.
Эти факты вызывают обеспокоенность, ставят серьезные задачи и требуют ответов на вопросы, как накормить население страны, как обеспечить безопасность и качество питания.
В стране далеко не благоприятная картина с продовольственной безопасностью. Кыргызстан не имеет сегодня достаточного уровня самообеспеченности основными видами продовольствия, что приводит к высокому уровню импортозависимости.
В 2013 году из 9 продуктов продовольственной безопасности, полная самообеспеченность за счет внутреннего производства была достигнута только по таким традиционным видам продовольствия, как: картофель – на 100,4%; овощи и фрукты - на 128,0% и молоко и молочные продукты –на 110,9%.
Поэтому, вопросы продовольственной безопасности приобретают все большую значимость. В последние два года они стали обсуждаться не только на Совете по продовольственной безопасности, но и периодически выносятся на Совет обороны, возглавляемый Президентом страны. И это, справедливо, продовольственная безопасность страны является неотъемлемым компонентом и экономической, и национальной безопасности в целом, посколькуэти вопросы тесно связаны с общим процессом социального и экономического развития страны.
Извлекая уроки, становится очевидным, что вопросами продовольственной безопасности и питания нельзя заниматься точечно и только в периоды продовольственных шоков. Решение этих вопросов требует построения четко отлаженной и гибкой системы государственного управления по вопросам продовольственной безопасности.
Поэтому, в Национальной Стратегии устойчивого развития (НСУР) особое внимание уделено вопросам безопасности. Одним из целевых направлений в ней обозначено обеспечение продовольственной безопасности страны через рост производства и повышение качества продуктов питания.
Принимая во внимание, что Кыргызстан взял политический курс на устойчивое развитие, задачи государства по вопросам обеспечения продовольственной безопасности и питания уже не могут рассматриваться узко, ограничиваясь лишь вопросами производства сельскохозяйственной продукции. На новый качественный уровень выходят вопросы государственного управления по обеспечению доступности, качества и безопасности питания, а также внесение коренных изменений в традиционный рацион питания.
Учитывая все эти факторы, в условиях нестабильности мирового рынка продовольствия и ограниченного внутреннего потенциала, считаю разработку такого программного управленческого документа своевременным шагом.
Проект Программы является одним из первых секторальных программных документов, который разработан в рамках реализации НСУР по обновленной методологии, которую апробировали при разработке Программы по реализации данной Стратегии.
В завершение, министр выразил надежду, что этот проект документа успешно пройдет через широкие обсуждения со всеми заинтересованными сторонами, с внесением ценных рекомендаций и предложений.