Повестка дня – обсуждение Дорожной карты присоединения КР к ТС, сильных и слабых сторон при вхождении, а также рассмотрения проекта стратегии о развитии частного сектора.
Отвечая на вопросы участников круглого стола, замминистра Д. Ибраев проинформировал, что решением Высшего Евразийского Экономического совета была утверждена Дорожная карта, подписано Заявление о Плане мероприятий (дорожная карта) по присоединению КРк ТС. Данным заявлением Стороны выступают за реализацию дорожной картой, подтверждают готовность стран ТС оказать Кыргызской Республике содействие в процессе адаптации экономики КРк функционированию в условиях Таможенного союза, а также приветствуют намерение КРк Единому экономическому пространству и впоследствии стать полноправным членом Евразийского экономического союза.
Также было подписано Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции.В рамках данного Соглашения КР и РФ создают Кыргызско-Российский Фонд развития в форме международной организации с капиталом 1 млрд.долл., который будет формироваться равными долями в течении 2-х лет.
Кроме того, Российская сторона, обеспечивает предоставление средств на безвозмездной основе в размере 200 млн. долл.в течении 2 лет для реализации мероприятий Дорожной карты по присоединению КР к ТС.
Ключевым событием данного мероприятия в истории евразийского экономического проекта явилось подписание главами государств ТС Договора о Евразийском экономическом союзе, который должен начать функционировать на пространстве ТСс 1 января 2015 года.В основе документа лежит договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие нормы которых были оптимизированы, усовершенствованы и приведены в соответствие с правилами ВТО. Три государства приняли обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.
Что касается“Дорожной карты“ по присоединению Кыргызской Республики к Таможенному союзу, то она представляет собой обширный, комплексный план мероприятий, по сути, это алгоритм действий по присоединению к ТС.
В Дорожную карту включены следующие основные мероприятия:
приведение законодательства в соответствие с соглашениями ТС;
инфраструктурные преобразования, модернизация, оснащение пунктов пропуска и лабораторий;разработка механизма зачисления и распределения между государствами – членами ТС сумм ввозных таможенных пошлин;
отмена на кыргызско-казахстанской государственной границе таможенного контроля;определение сроков переходного периода до вступления в силу технических регламентов ТС; проведение переговоров с ВТО и др.
Дорожной карта состоит из 10 разделов и насчитывает 181 пункт и все это необходимо будет выполнить. Предстоит внести изменения в более, чем 90 нормативно-правовых актов (порядка 23 законов и 69 нормативных актов, инструкций, положений и др.), по которым необходимо будет провести определенные внутригосударственные процедуры, в том числе и с Парламентом страны.
Договорно-правовая база ТС регулирует вопросы прохождения товаров, это таможенное администрирование, тарифное-нетарифное регулирование, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные требования, технические регламенты. Вопросы перемещения рабочей силы (трудовой миграции) регламентируются Соглашениями Единого экономического пространства.
Утверждение Дорожной карты не является фактом присоединения к ТС, а лишь правовой основой для унификации законодательства КР с соглашениями ТС и для мероприятий, направленных на инфраструктурные преобразования. Весь пакет переходных условий вступления в силу договорно-правовой базы ТС для КР, а также преференций, будет закреплен в Договоре о присоединении КР к ТС, который будет разрабатываться после принятия Дорожной карты.
Данный Договор будет являться основополагающим документом по присоединению республики к ТС, который будет проходить все внутригосударственные процедуры, включая обязательное одобрение Парламента иподписание Президентомстраны.
Также замминистра отметил о перспективах и рисках при присоединении КР к ТС. Страны ТС - являются региональными торговыми партнерами. По итогам 2013 г. Кыргызская Республика осуществляла торговые отношения с более чем 140 странами мирового торгового сообщества. Удельный вес стран ТС в общем объеме внешнеторгового оборота КР составил 40,7%, в том числе, в экспорте – 27,8% (с учетом золота), 44 % (без учета золота) и импорте – 44,9%. Самый большой удельный вес в товарообороте КР занимает Российская Федерация – 27,1%, далее, Казахстан – 11,9% и на Беларусь приходится 1,6%.
Создание Таможенного Союза сильно повлияло на экономику Кыргызстана. Вследствие введения странами ТС новых соглашений ТС и правил, экспорт Кыргызской Республики в эти страны стал высоко затратным. В результате, экспорт Кыргызстана в страны ТС снизился в 2013 году по сравнению с 2010 годом на 21,5 % (сократился за счет экспорта молокопродуктов, эл.энергии, одежды и хлопка волокна), при росте общего объема экспорта на 14,8% за тот же период, который происходит в основном за счет роста экспорта золота (в 2013 г. – доля экспорта золота в общей структуре экспорта составила 36,5%).
Объемы реэкспорта тоже сокращаются. По данным таможенной статистики происходит снижение импорта грузов, традиционно поставляемых на рынки Дордой и Карасуу.Приведенные выше факты свидетельствуют о достаточно высокой степени интеграции экономики Кыргызстана со странами ТС.
Не вступление КР в ТС может повлечь за собой многочисленные последствия:сокращение внешней торговли с КНР из-за не возможности осуществления дальнейшего реэкспорта (80% импорта из КНР в КР уходило реэкспортом в страны ТС), как следствие вышеуказанного, предприниматели торговли потеряют рынок сбыта и наработанные торговые связи; произойдет рост безработицы, среди занятых на крупных оптовых рынках и в секторе мелких предпринимателей, занимающихся челночной торговлей;ухудшение финансового состояния малого и среднего бизнеса. Рост банкротства фирм; потери бюджета из-за снижения налоговых платежей, рост дефицита бюджета; ужесточение применения всех видов нетарифных барьеров, в том числе таможенного досмотра, введение запрета на ввозсельскохозяйственных и молочных продуктов; рост издержек для экспортеров, а в ряде случаев и невозможность осуществления экспорта; снижение объемов выпуска продукции секторов, ориентированных на экспорт (сельское хозяйство, швейная и молочная отрасль); существенное снижение темпов экономического роста; значительно возрастет миграция населения; будут прекращены беспошлинные поставки ГСМ из РФ, объемы которых составляют более 1600 тыс.тонн.
Поэтому реалии сегодняшней ситуации говорят о необходимости быть частью евразийского интеграционного объединения, - сообщил Д. Ибраев.
Какие плюсы мы ожидаем от присоединения к Таможенному союзу, это:
в первую очередь, создание выгодных условий для торговли без таможенных границ:таможенного оформления на границе не будет,
- участники внешнеэкономической деятельности будут подавать документы в налоговые органы для уплаты НДС и др. налогов, если таковые будут необходимы; будут едиными требования на продукцию и все документы, подтверждающие безопасность продукции, будут единого образца; отмена формальностей, сборов и таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза, свобода транзита, обеспечат сокращение издержек участников внешнеторговой деятельности и создадут выгодные условия для работы оптовых рынков республики.
Так, по данным мониторинга, проводимого АБР, упразднение таможенных границ, начиная с июля 2011 года, способствовало резкому сокращению средних затрат времени на пересечение грузовыми автомобилями границы между Казахстаном и Россией с 7,7 часа в 2011 году до 2,9 часа в 2012 году;
предполагается существенный рост инвестиций в Кыргызстане, начнут реализовываться крупные проекты. Придут инвесторы, и это не только страны ТС, это Китай, Турция, Корея и другие, поскольку для них откроется огромный рынок без пошлин и барьеров. Многие потенциальные инвесторы стран-партнеров ожидают исхода переговоров Кыргызстана по присоединению к ТС.
Кыргызстан способен взять на себя роль производственной единицы во многих секторах, включая агропромышленный комплекс, текстильно-швейную индустрию и другие. Эти сектора только выиграют от вступления в ТС, повысится их конкурентоспособность, будут открыты рынки сбыта;
проведение работ по модернизации испытательных лабораторий в соответствие с требованиями ТС, напрямую повлияет на увеличение нашего экспорта и не только в страны ТС, а также и страны Дальнего зарубежья;
членство КР в ТС и Едином экономическом пространстве поможет снять многие проблемы, связанные с осуществлением трудовой миграции наших граждан в странах ТС., поскольку членство в ТС является ступенькой интеграции в Единое экономическое пространство.
Справочно: членство в ЕЭП предоставляет трудовым мигрантам из стран союза благоприятные условия пребывания и деятельности в плане упрощенной процедуры трудоустройства, сокращения сроков пребывания в стране миграции, улучшения социальных условий жизни для трудовых мигрантов и их семей;беспошлинные поставки стратегически значимых товаров, таких как нефтепродукты, лесоматериалы, металлопрокат, которые весьма необходимы республике при реализации материалоемких проектов в гидроэнергетике, нефтегазовой отрасли, строительстве жилой и транспортной инфраструктуры.
Такженеобходимо понимать, что присоединение к ТС не решает автоматически всех проблем, будут определенные сложности, которые необходимо будет решать, чтобы минимизировать эти риски, - заявил замминистра.
К числу негативных последствий, Д. Ибраев назвал: рост цен на определенные виды товаров, которые импортируем из третьих стран (Дальнего зарубежья). Стоимость товаров, которые импортируем из стран ТС и СНГ не должна повыситься, а наоборот произойдет снижение, за счет сокращения таможенных и нетарифных барьеров и убыстрения прохождения товарных потоков между странами.
Все стратегические товары завозятсяиз стран ТС, если и произойдет рост то только на товары не первой необходимости.Также сокращение импорта из КНР и, соответственно, уменьшение занятости в оптовой торговле и поступлений в бюджет. Снижение доходов от сокращения импорта в какой-то мере будет компенсироваться повышением ставок таможенных пошлин при переходе на Единый таможенный тариф ТС.
Какпоказывает анализ, темп роста ВВП будет изменчивый.Ожидается,как падение, так и увеличение темпов роста ВВП. Все будет зависеть от эффективности проводимой внутренней экономической политики и госуправления.
В то же время за счет:притока инвестиций; запуска Кыргызско-Российского фонда развития и использования льготных длинных кредитов; лизинга оборудования; создания дополнительных рабочих мест; роста торговых потоковбудут обеспечены позитивные тенденции в развитии экономики, произойдет рост благосостояния и уровня жизни наших граждан. Что и является нашей целью при присоединении к Таможенному союзу.