В Большом зале Министерства экономики КР состоялся круглый стол с участием министра Темира Сариева, представителей Государственной таможенной службы при Правительстве КР, Ассоциаций, компаний текстильной и швейной отрасли КР.
Как отметил министр Т. Сариев, Министерством проводятся ряд круглых столов с представителями бизнес-кругов по вопросам присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу и сегодня хотели бы обсудить с представителями текстильно-швейной отрасли. Как известно, в силу исторических и хозяйственных причин рынки стран ближнего зарубежья являются для Кыргызстана основными, где продукция республики востребована и имеет свою нишу. Это в первую очередь, относится именно к швейной отрасли, которая совершила прорыв в своем развитии, и прочно заняла свои позиции на рынках соседних государств. Сегодня отрасль является одной из приоритетных отраслей промышленности, обеспечивает сотни тысяч людей рабочими местами в Кыргызстане, десятки тысяч людей торгуют швейными изделиями в России, Казахстане и других странах СНГ.
Текстильно-швейная продукция в виду узости местного рынка является полностью экспортоориентированной, причем, весь объем экспорта (99,6 %) направлен в страны Таможенного союза в Казахстан и Россию. Если привести статистику, то можно отметить что экспорт швейной продукции увеличивался до 2013 года. В 2010 г. экспортировано продукции на 125 млн. долларов США, в 2011 г. - 142 млн. долларов США и в 2012 г. - 156 млн. долларов США, но в 2013 г. экспорт швейной продукции составил 108,3 млн.долл. и снизился на 30,4 %.
По итогам 2013 года порядка 96 % продукции было экспортировано в Республику Казахстан и выше 3 % в Российскую Федерацию. Таможенный союз имеет сильное влияние на дальнейшее развитие торговли страны и сегодня мы в полной мере ощутили влияние новых норм и правил Таможенного союза для экспорта своих товаров.
Начиная с 2011 года, когда все виды контроля были перенесены на внешнюю границу ТС, процедуры ветеринарного, фитосанитарного и санитарного контроля при ввозе товаров на территорию ТС стали намного жестче, поэтому, экспорт Кыргызстана в страны ТС снизился в 2011 году на 18,6 %, в 2012 г. хотя и произошел рост экспорта на 9,2 %, однако объемы 2010 года не были достигнуты; в 2013 года также произошло снижение экспорта в страны ТС на 10,1% (сократился за счет экспорта молокопродуктов, эл.энергии, одежды и хлопка волокна). Объемы реэкспорта тоже сокращаются.
Не вступление в ТС может привести к большим трудностям. Те преференции, которые Кыргызстан имеет в торговле со странами ТС в рамках соглашений о зоне свободной торговле, могут в одночасье быть приостановлены. В частности, беспошлинные поставки ГСМ из РФ, объемы которых составляют более 1600 тыс.тонн; реэкспорт китайских товаров, который КР продолжает пока осуществлять в страны ТС; на экспорт кыргызских товаров могут быть введены технические барьеры.
В настоящее время экспортные пошлины в РФ на дизельное топливо составляют 251,5 долл. за тонну, на бензин 348,3 долл. США за тонну.
То, что мы завозим беспошлинно из РФ нефтепродукты и другие значимые товары, это благодаря тому, что республика участвует в соглашениях о Таможенном союзе 1995 и 1996 гг., а также благодаря текущей инициативе нашего государства по присоединению к Таможенному союзу и Единому экономического пространству.
Справочно: Не будь этих соглашений, участие Кыргызстана только в Договоре о зоне свободной торговле, было бы не достаточным для осуществления беспошлинных поставок необходимого импорта из РФ.
В рамках Договора о зоне свободной торговле РФ применяет экспортные пошлины на следующие товары: рыба мороженная, сера, карбонат магния, лесоматериалы, шпалы деревянные, нефтепродукты, бумага и картон, драгоценные камни, алюминий, олово, цинк необработанные, части ж/д локомотивов и др. Казахстан применяет экспортные пошлины на: соевые бобы, семена подсолнечника, нефтепродукты, шкуры, трубы, металлоконструкции, газ природный.
В то время, как кыргызский товар пользуется режимом свободной торговли в странах партнерах ТС в части осуществления беспошлинных поставок, мы должны понимать, что документы для кыргызского экспорта должны соответствовать требованиям законодательства ТС в части таможенного оформления и процедур и в особенности технического регулирования.
Со времени образования ТС, приняты новые соглашения и Договора ТС, в том числе Таможенный кодекс и технические регламенты.
Также министр Т. Сариев проинформировал участников круглого стола о том, что кыргызская сторона в лице Межведомственной комиссии при Правительстве КР по переговорам о присоединении КР к ТС проводит переговоры с рабочей группой ЕЭК, о практически завершенной работой над проектом Дорожной карты присоединения КР к ТС. Осталось несколько пунктов, по которым в ближайшее время нам удастся найти согласованные решения.
На сегодня Дорожная карта насчитывает 182 пункта, из них по 7 пунктам остались не согласованные позиции, это: один пункт по разработке в КР нормативно правовых актов, направленных на гармонизацию порядка перемещения товаров и автотранспорта физическими лицами;
два пункта по вопросу аудита системы карантинного фитосанитарного контроля в КР, в том числе в пунктах пропуска; один пункт по вопросу согласования сроков введения в КР запрета на ввоз оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества; три пункта по вопросам согласования сроков в части приведения нормативных правовых актов КР в соответствие с Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу ТС.
Мы имеем очень конструктивный подход с Евразийской Экономической комиссией и понимание в отношении предоставления определенного переходного периода по некоторым из соглашений ТС, которые Кыргызстан сразу не сможет ввести в действие; также есть договоренность, что для Кыргызстана будет определен Перечень товаров, в отношении которых КР будет применять иные ставки таможенных пошлин, отличные от ТС на определенный период.
Весь пакет переходных условий и преференций будет закреплен в Договоре о присоединении КР к ТС, который будет разрабатываться после принятия Дорожной карты. После согласования проекта Дорожной карты ЕЭК, данный документ будет проходить внутригосударственные процедур, в том числе общественное обсуждении и одобрение в профильных комитетах Жогорку Кенеша. Утверждение Дорожной карты не является еще фактом присоединения к ТС, а лишь правой основой для унификации законодательства КР с соглашениями ТС и для мероприятий, направленных на инфраструктурные преобразования, это оснащение пунктов пропуска, модернизация лабораторий и другие.
Как вы знаете в настоящее время при вашем активном участи разработан проект Перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода КР предполагается применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных в ТС.
В Перечень включены товары, которые ввозятся в основном из дальнего зарубежья по ставке беспошлинно, либо они ввозятся по упрощенному порядку таможенного оформления. В частности, 66 товарных групп (из 97 товарных групп ТНВЭД на уровне 2-знаков) и 2631 товарных подсубпозиций (на уровне 10 знаков ТНВЭД), среди них включены хлопок (нити, пряжа, ткани); химические нити и ткани; химические волокна (пряжа и ткани); специальные ткани; электрические машины и оборудование; разные готовые изделия (фурнитура для швейной отрасли) и др.
Далее, в ходе диалога, о том, что необходимо сделать для улучшения ситуации в текстильной и швейной отрасли промышленности, министр Т. Сариев, а также первый заместитель председателя ГТС при ПКР Мукай Кадыркулов, директор Ассоциации предприятий легкой промышленности КР Легпром Фархад Тологонов разъяснили и обсудили вопросы, которые волнуют сегодня не только швейников, но и многих предпринимателей страны.