Министр Т. Сариев: Последние годы все усилия госорганов направлены на поддержку бизнеса.

Новости
08 Апрель 2014
2731

Об этом министр экономики Кыргызской Республики Темир Сариев заявил в ходе круглых столов, посвященных итогам исследований ЕБРР и ВБ Деловой климат и результаты деятельности предприятий (BEEPS), в течение двух дней, с участием 8 апреля - главы Офиса Всемирного Банка в Кыргызстане А. Кремера, представителей государственных органов и 9 апреля, с участием представителей бизнес сообщества.

Министр отметил, что нынешние круглые столы очень важны, выразил благодарность Всемирному банку и Европейскому Банку Развития, всем партнерам за проведенное обследование, которое очень актуально на сегодняшний день, т.к. именно сфера бизнеса позволяет из года в год обеспечивать экономический рост в стране.

Мы все прекрасно знаем, что последние годы все усилия госорганов направлены на поддержку бизнеса. И это подтверждают индикаторы международных рейтингов Кыргызстана. В частности, по Индексу легкости ведения бизнеса наша страна занимает 68-ое место (в то время как соседние Россия и Казахстан занимают 92-ое и 50-ое места соответственно).

Благодаря внедрению автоматизированной системы регистрации по принципу единого окна Кыргызстан по Легкости открытия бизнеса занимает 12-ое место в мире (Россия занимает 88-ое место, а Казахстан – 30-ое).

По Индексу глобальной конкурентоспособности Кыргызстан поднялась на 6 позиций - с 127-го на 121-е.

По Индексу восприятия коррупции в рейтинге международной организации Трансперенси Интернешнл из 175 возможных мест Кыргызстан находится на 150-ом месте (Россия занимает 127-ое место, Казахстан – 140-ое).

Проведены определенные реформы в сфере предпринимательства.

В октябре 2013 года принят новый Закон в сфере лицензирования, благодаря которому количество действующих лицензий и разрешений сократилось с 518-ти до 101-го вида. Предложены более понятные и прозрачные процедуры лицензирования.

Имеется ряд новшеств, применение которых позволит устранить барьеры для бизнеса. Это передача функций по выдаче отдельных видов лицензий саморегулируемым организациям. В этом случае выиграет государство и повысится ответственность бизнеса за деятельность самих предпринимателей. Также предлагается перевести всю процедуру рассмотрения и выдачи лицензий в электронный формат, что обеспечит искоренение различных коррупционных схем и сократит время наших предпринимателей. Такие электронные системы уже существуют в различных странах и пользование ими эффективно и удобно для бизнеса. Конечно, использование современных информационных технологий потребует значительных финансовых вложений и времени, но министерство экономики активно будет работать по данному вопросу.

В реализацию закона в текущем полугодии будут разработаны 4 подзаконных акта, которые позволят простроить процедуры лицензирования и обеспечат более понятный процесс рассмотрения и выдачи лицензий (в т.ч. проект нового Положения о лицензировании).

В целях совершенствования порядка проведения проверок в прошлом году, была запущена Единая автоматизированная база данных по проверкам с учетом критериев риска. Данная база данных размещена на официальном интернет-портале Министерства экономики - proverka.kg. На этом сайте для бизнеса представлена полная информация по проверкам - размещена вся законодательная база, планы предстоящих проверок, критерии риска, проверочные листы, данные инспекторов, которые придут на проверку и т.д.

В 2013г. проведено 21,5 тыс.проверок, что на 59% больше, чем за 2012г. Причина такой разницы: затянувшийся процесс формирования в 2012г. двух новых инспекций – Техинспекция и Ветинспекция; долго ГКО не могли разработать специфичные для них критерии риска и проверочные листы. Практически в 1-ом полугодии 2012г. проверки никем не проводились.

Если для реальной сопоставимости сравнивать показатели 2013г. с 2011 годом, то статистика показывает, что количество проверок постепенно сокращается (сокращение составило 12%), т.к. ГКО уже более обосновано подходят к проверкам – сейчас для проверок они отбирают предприятия с высокой степенью риска.

Для предпринимателей была проведена информационная кампания – на отдельных телеканалах транслировался видеоролик с объяснениями правил проведения проверок, подготовлены брошюры с расширенной информацией о правах и обязанностях ГКО. Кроме того, при Минэкономики открыта горячая линия, по которой проводятся консультации для предпринимателей.

Запущен совместно с ОБСЕ проект по регулятивной реформе, который направлен также в поддержку бизнеса. В ближайшие два года данный проект проведёт комплексную работу по инвентаризации законодательной базы на предмет устранения барьеров для предпринимателей.

По реформам в фискальной сфере министр выделил только наиболее крупные из них. В частности, с учетом экономических интересов отдельных налогоплательщиков принят закон, определяющий предварительную сумму налога на прибыль в размере 10% от прибыли (ранее сумма налога на прибыль исчислялась в размере 1% от суммы выручки, что вызывало обоснованные нарекания со стороны налогоплательщиков); перевод услуг парикмахерских и салонов красоты, частной стоматологии и по аренде рекламных щитов с добровольного патента на обязательный; освобождены от уплаты налога на прибыль на 3 года предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющих промышленную переработку сельскохозяйственной продукции; утвержден Перечень видов экономической деятельности, осуществляемых предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности (кроме используемой для производства подакцизной группы товаров), перерабатывающих отечественное сельскохозяйственное сырье, поставка которых является поставкой, освобожденной от налога на добавленную стоимость сроком на 6 лет.

Кроме того, созданы условия для привлечения инвесторов в металлургическую отрасль, обеспечена защита интересов отечественных производителей мукомольной продукции, улучшено администрирование таможенных платежей в частности НДС при ввозе товаров.

Выстроена правовая и институциональная база, направленная на реализацию Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики. Создана специальная Рабочая группа при Совете обороны по контролю реализации этой стратегии.

Борьба с коррупцией и гражданский контроль составляют основу проводимых реформ по повышению деловой активности и обеспечению экономического роста нашего государства. Так, в результате выявленных правоохранительными органами фактов правонарушений по итогам 9 месяцев 2013г. в госбюджет поступило в качестве возмещения ущерба 621,8 млн. сомов, что в 2,3 раза больше, чем за весь 2012 год.

В прошлом году принят Указ Президента О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти, который нацелен на совершенствование антикоррупционной политики и консолидацию усилий государственных органов, органов МСУ, институтов гражданского общества и граждан, направленных на противодействие коррупции.

Обращаясь к участниками круглого стола, министр Т. Сариев подчеркнул, что предпринимательство – это локомотив экономики и создавать благоприятные условия для них – это первостепенная задача Правительства. В рамках принятой программы Правительства до 2017 года предусмотрен комплекс мероприятий, которые направлены именно в поддержку бизнеса. Мы надеемся, что доноры также активно подключатся к проводимым реформам и будут сотрудничать в сфере экономического развития, - заключил глава Минэконома.

Следует отметить, что целью круглого стола является обсуждение результатов обследования бизнес-среды и развития предпринимательства в КР по итогам 2013 года.

Презентацию данного исследования представлял старший экономист госсектора ВБ в КР Григорий Кисунько. В частности, краткий обзор делового климата и результатов деятельности предприятий за 2013 год, является совместной инициативой ЕБРР и Всемирного банка. К настоящему моменту проведено пять раундов данного исследования (в 1999, 2002, 2005, 2008 и 2012/13 гг.) и охватывающего практически все страны Центральной и Восточной Европы и бывшего Союза, Турцию.

BEEPS - охватывает широкий спектр вопросов, касающихся делового климата, и в данной работе рассмотрены некоторые базовые индикаторы по ключевым направлениям. В 2008 и 2013 гг. применялась одна и та же методология составления выборки. В выборку за 2013 год по Кыргызстану вошли 270 предприятий.

В данном Обзоре представлены: проблемы ведения бизнеса; неофициальные платежи и коррупция; преступность; регулирование и бюрократизм; таможня и трансграничная торговля; налогообложение; труд и развитие рабочей силы; финансирование предприятий; проблемы юридического и судебного характера; инфраструктура; инновации; конкретные виды взаимодействия между государством и бизнесом; поглощение государства (2005 и 2013 гг.).

Также участники круглого стола заслушали международного консультанта (США) О. Макдебука о мировом опыте предупреждения коррупции на современном этапе. Ознакомились с вопросами, проводимой антикоррупционной политики Правительства КР, в том числе и в сфере предпринимательства.

Онлайн обращение