Замминистра А. Касымалиев: о текущем состоянии государственной политики в сфере недропользования и перспективах развития инвестиционного климата в КР.

Новости
23 Октябрь 2014
2646
В период с 20 по 23 октября 2014 года в г. Тяньцзин, КНР заместитель министра экономики Кыргызской Республики Адылбек Касымалиев участвовал в работе 16-го горнопромышленного конгресса и выставке ChinaMining2014.

Следует отметить, что данное мероприятие является официальным ежегодным горнорудным конгрессом Китайской Народной Республики и самым крупным отраслевым мероприятием в Азии, где вместе собираются горнодобывающие компании, инвесторы и члены правительства для обсуждения вопросов горнодобывающей индустрии в регионах и исследования возможностей для инвестирования и развития проектов.

21 октября т. г. замминистра А. Касымалиев выступил с докладом о текущем состоянии государственного управления в сфере недропользования и перспективах развития инвестиционного климата в Кыргызской Республике.

Выразивблагодарность организаторам конференции, замминистра отметил, что горнорудный конгресс CHINAMINING является авторитетной площадкой, способствующей развитию международного сотрудничества и обмену практическим опытом в сфере горной добычи. Здесь собираются представители компаний со всего мира с целью привлечения инвестиций в горнодобывающую отрасль.

Представил общую информацию о ресурсном потенциале Кыргызской Республики. Так, основными полезными ископаемыми на территории Кыргызстана являются: золото, олово, ртуть, сурьма, редко земельные металлы, вольфрам, нерудное сырье, подземные пресные и минеральные воды, уголь и другие полезные ископаемые.

На сегодняшний день в КР имеются на государственном балансе месторождения золота с разведанными запасами 575 тонн, олово – 246, 731 тыс. тонн, вольфрама – 224, 617 тыс. тонн, редкоземельных металлов – 88, 022 тыс. тонн, алюминия - 147 млн. тонн, угля – свыше 1 млрд. тонн и ряд других месторождений.

Отмечая о государственной политике в сфере недропользования, замминистра сообщил, что, развитие горнодобывающей отрасли страны на данном этапе возможно только за счет привлечения прямых иностранных инвестиций. Поэтому важно создать соответствующие условия для успешной работы иностранных инвесторов. В этом направлении акцентировал внимание участников на следующие моменты. Во-первых, совершенствование законодательства в целях четкого установления правоотношений всех сторон: государства, инвестора и местного сообщества. Во-вторых, гарантии защиты вложенных инвестиций.

В настоящее время функции по разработке, реализации государственной политики в сфере недропользования и контроля распределены между тремя уполномоченными государственными органами: Министерство экономики КР разрабатывает государственную политику в сфере недропользования; Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве КР реализует госполитику в сфере недропользования; Государственная инспекция по экологической и промышленной безопасности при Правительстве КР осуществляет контроль за экологической и промышленной безопасностью.

Государственная политика в сфере недропользования строится на принципе поддержания баланса интересов государства, бизнеса и местного населения.
Главной целью государственной политики в сфере недропользования в долгосрочной перспективе является достижение устойчивого развития горнодобывающей отрасли с максимально эффективным использованием минерально-сырьевого потенциала.При этом основные акценты делаются на таких направлениях политики, как: создание благоприятного инвестиционного климата; активное привлечение иностранных инвестиций;
снижение вредного воздействия на население и окружающую среду.

Краткосрочной целью политики является осуществление кардинальной реформы системы государственного управления в сфере недропользования посредством разработки нового законодательства. Реформирование системы госуправления горнодобывающей отрасли было решено проводить двумя этапами, которые предусматривают, в первую очередь, совершенствование законодательства.

На первом этапе был разработан пакет законов, в том числе: новая редакция закона О недрах; внесение изменений и дополнений в Земельный и Налоговый Кодексы, в Закон КР О неналоговых платежах. Первый пакет законопроектов уже принят Парламентом страны и законы вступили в силу с 17 сентября 2012 года.

Кроме того, в целях реализации Закона КР О недрах разработанные 4 Положения детально регулирующие сферу недропользования, были одобрены постановлением Правительства КР от 14 декабря 2012:
Положение о порядке лицензирования недропользования; Положение о порядке и условиях проведения конкурса на право пользования недрами;
Положение о порядке и условиях проведения аукциона на право пользования недрами; Положение о порядке уплаты и исчисления платежа за удержание лицензий на право пользования недрами.

На втором этапе принято решение разработать среднесрочную и долгосрочную стратегию развития горнодобывающей отрасли до 2052 г. С данной Стратегией можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономики КР mineconom.gov.kg.

В принятых и разрабатываемых законопроектах учтен наработанный 20 летний опыт предоставления прав пользования недрами в КР. В новой редакции Закона О недрах предусмотрены нормы, которые меняют принципы государственного регулирования в сфере недропользования: переход от административных методов к экономическим, как это и должно быть в рыночной экономике.

С целью обеспечения открытости и прозрачности предоставления права пользования недрами веден механизм выдачи лицензии только на основе конкурсов и аукционов, а в отношении объектов, не востребованных на конкурсах и аукционах, путем прямых переговоров. Введены нормы учитывающие интересы местного сообщества. В обязательном порядке предусматривается включение в состав конкурсных комиссий представителей местной государственной администрации или органа местного самоуправления. Кроме того, теперь инвестор должен предоставить программу инвестиций, предусматривающую также развитие местного сообщества, региона (подготовка кадров, трудоустройство местного населения и развитие инфраструктуры).

Для упрощения процедуры отвода земель предусмотрено выделение месторождений в специальную категорию Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых и принятие решения на принципах единого окна.

Весьма важной нормой является предоставление исключительного права трансформации лицензии от поисков до разработки. Это даст гарантии инвесторам вложенных инвестиций, а также создаст стимулы для последующих финансовых вложений.

Успешное реформирование системы государственного управления в сфере недропользования в КР позволит добиться следующих результатов: привлечение инвесторов с высокой деловой репутацией; развитие высокотехнологичного горного производства; обеспечение эффективного использования и охрана недр; увеличение занятости населения; увеличение налоговых отчислений; ввод в эксплуатацию новых месторождений.

Лицензии на право пользования недрами в КР предоставляется на основании проведения конкурса, аукциона и прямыми переговорами. Конкурсы на право пользования недрами проводятся по крупным месторождениям общегосударственного значения. Перечень объектов общегосударственного значения, утвержден постановлением Правительства КР.

Также, замминистра представил месторождения, которые в ближайшее время будут выставляться на конкурс и аукцион. Месторождение известняка-ракушечника Сарыташ находится в Ошской области Узгенского района в 80 км восточнее г. Ош. Расстояние от месторождения до автомагистрали Ош - Узген 35 км по гравийной дороге, до железнодорожной станции Кара-Су – 70 км. Абсолютная высота 1940-2200 м.

Рудопроявление Сарыкоо расположено в Кочкорском районе Нарынской области на южных склонах хребта Сонкель-тоо. Абсолютные высотные отметки 3140-3440 м над уровнем моря. На объекте проведены поисковые и в неполном объеме поисково-оценочные работы.

В настоящее время Правительство КР планирует провести конкурс на месторождение и акцентирует внимание на месторождение Джеруй. Это второй по величине золоторудное месторождение в стране с запасами золота в пределах 97,076 тн. (забалансовые запасы оцениваются еще в пределах 20 тн.) Золоторудное месторождение Джеруй расположено на территории Таласского района Таласской области, в верховьях реки Чон-Чичкан – левого притока реки Уч-Кошой, в средней части северных склонов хр. Таласский Алатоо на абсолютных высотах 3200-3700 м. Конкурс на право пользования недрами месторождения Джеруй проводится с целью выявления победителя, предложившего наиболее выгодные условия для КР при разработке золоторудного месторождения Джеруй и геологоразведочных работах на Джеруйской площади.

В завершение, А. Касымалиев проинформировал о том, что Кыргызская Республика стала очень привлекательной для инвесторов поскольку, после проведенных реформ, имеет весьма благоприятные условия для ведения бизнеса.

По итогам международного рейтинга Всемирного Банка DoingBusiness по легкости ведения бизнеса Кыргызстан занял 70 место из 183 стран мира в 2012 году.

Одним из инвестиционных преимуществ нашей страны является относительно низкая стоимость электроэнергии и рабочей силы.
Стоимость электроэнергии в КР одна из самых дешевых на постсоветском пространстве. Например, в Германии 20 центов за 1 кВт.ч, Болгарии – 11, в России – 3,5 и в Кыргызстане – 1,5 цента за 1 киловатт в час.

Оплата месячного труда в Кыргызстане в среднем составляет 200 долл., что на 400 долл. меньше, чем в Казахстане и на 700 долл. меньше, чем в России.

Одной из особенностей инвестиционной привлекательности страны является тот факт, что принят Закон О введении безвизового режима для граждан некоторых государств сроком до 60 дней в целях упрощения процедур выдачи виз иностранным гражданам и развития туризма и привлечения инвестиций, в список вошли 44 государств.

Привлечение инвестиций является залогом экономического развития в КР, что выразилось в весьма либеральном инвестиционном законодательстве страны. Так, законодательство Кыргызской Республики предоставляет иностранным инвесторам национальный режим, применяемый в отношении юридических и физических лиц КР. Законодательством предоставляются довольно широкие права и гарантии иностранным инвесторам, включая гарантии вывоза или репатриации за пределы КР инвестиций, имущества и информации, гарантии защиты от экспроприации инвестиций и возмещения убытков инвесторам, гарантии использования доходов, свобода денежных операций и др.

КР заключила ряд двусторонних международных договоров о взаимной поддержке, поощрении и защите инвестиций (капиталовложений). В частности, соглашения в указанной области были заключены 26 странами.

Открытие бизнеса за 3 дня стало возможным после введения принципа единого окна, упрощающего процедуру регистрации субъектов предпринимательства. Юридические лица в КР являются таковыми после государственной регистрации в Минюсте страны или его подразделениях. Регистрация юридических лиц, филиалов (представительств) в КР носит уведомительный характер и осуществляется по принципу единого окна. Государственная регистрация юридического лица производится в течение 3 рабочих дней со дня представления необходимых для этого документов, на платной основе.

Кыргызская Республика открыта для инвестиций и готова создать благоприятные условий для ведения бизнеса, - заверил в заключении замглавы Минэкономики КР.
Онлайн обращение