Министр экономики Кыргызской Республики Темир Сариев принял участие в Форуме отрытого диалога государства, гражданского общества, бизнеса и международных организаций по усилению эффективности внешней помощи.
Как он отметил, выступая по государственной стратегии укрепления внешней помощи, что заявленная тема в контексте целевых ориентиров, обозначенных в Национальной стратегии устойчивого развития до 2017 года, сегодня актуальна как никогда. В частности, возможности покрытия реальным финансированием утвержденной Программы и Плана Правительства до 2017 года по реализации данной Стратегии составляют только 53% от ее общей стоимости (791,8 млрд. сомов).
Для покрытия этого дефицита и выведения Кыргызстана на устойчивые позиции, министр обозначил три ключевых приоритета работы Правительства в этом направлении, это:
- повышение уровня координации и оценка результативности привлекаемой внешней помощи;
- системная работа над оздоровлением бизнес среды и инвестиционного климата для сдерживания оттока капитала и привлечения частных инвестиций в экономику страны;
- повышение эффективности управления государственными финансами, долевое участие которых в Программе по реализации НСУР оценивается на уровне 27% от ее общей стоимости.
По словам министра Т. Сариева, международное донорское сообщество оказывает Кыргызстану существенную помощь в рамках Совместной Стратегии Помощи Стране (ССПС). Причем приоритеты донорской стратегии помощи, как правило, отвечают наиболее важным приоритетам развития Кыргызстана. В частности, на 2014-2016 годы наиболее важными приоритетными направлениями внешней помощи будут инвестиционные проекты, запланированные в рамках НСУР.
Общий объем внешней помощи Кыргызстану под гарантию Правительства в рамках ПГИ на 2014 -2016 гг., включая грантовый и кредитный компоненты, составит 1347 млн. долл. (431млн. долл-2014г; 499 млн. долл-2015г; 417млн. долл-2016г.);
С момента обретения независимости Кыргызстан получает и использует донорскую помощь от разных международных финансовых институтов. Наибольшей частью проектов, финансируемых за счет внешних заимствований, были и остаются социально ориентированные проекты, направленные на улучшение качества жизни, включая улучшение транспортной инфраструктуры, доступ к питьевой воде, услугам электроэнергии и другие.
Поэтому, вопросы координации внешней помощи являются сегодня наиболее обсуждаемыми, как с точки зрения распределения функций и планирования, так и с позиций мониторинга и оценки реализации проектов, финансируемых за счет международных финансовых институтов.
Сегодня, функции по координации внешней помощи рассредоточены между несколькими государственными институтами, включая министерство финансов и министерство экономики, следствием чего стало образование разрыва в координации вопросов приоритезации развития страны, функциями планирования и мониторинга и оценки эффективности реализации проектов.
По информации министра, проблема координации имеет место и по гендерным вопросам. Самым значительным событием в этом направлении, стало участие заинтересованных групп гражданского сектора в процессе формирования и экспертизы совместной Стратегии помощи стране, включая гендерную экспертизу.
Однако, анализ Стратегии внешней помощи, с точки зрения учета гендерного измерения показал некую фрагментарность включения гендерного измерения, что можно объяснить слабостью координации и образованием разрыва между глобальными политиками донорских организаций и отсутствием на практике обязательного учета и прозрачности потоков внешней помощи на эти цели.
Для преодоления этого разрыва Агентствами ООН сегодня предпринимается попытка разработать специальное приложение ООН к Стратегии внешней помощи страны по вопросам прав человека и гендерному равенству.
Для улучшения координации внешней помощи, министерство экономики инициирует сейчас ряд предложений на рассмотрение Правительства, включая:
- гармонизацию координирующих функций государственных институтов, которые вовлечены в процесс формирования донорской стратегии помощи;
- расширение практики привлечения национальных партнеров к дискуссиям по вопросам гармонизации внешней помощи, в том числе, на цели продвижения политики гендерного равенства (НПО, бизнес, профессиональные женские ассоциации и организации и т.д.);
- внедрение прозрачной системы ежегодной отчетности по результатам использования внешней донорской помощи;
- регулярное вынесение актуальных вопросов в повестку заседаний Координационного Совета по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве, а также на заседания Донорского Совета;
- создание информационной системы мониторинга и оценки реализации Стратегии помощи стране с корректировкой механизмов ее координации; и др. инициативы.
Что касается прямых иностранных инвестиций, то нам удалось успешно решить вопрос, который не продвигался уже в течение ряда лет. В ближайшем месяце этого года начнет функционировать новое Агентство по привлечению и продвижению прямых иностранных инвестиций, которое вплотную займется этими вопросами, - заключил глава Минэкономики.