Коллегия МЭКР постановила повышать ответственность исполнения основных мероприятий, направленных на достижение целевых показателей в т.г.

Новости
28 Январь 2014
2732

"IMGЗаслушав и обсудив информацию Об итогах социально-экономического развития Кыргызской Республики за 2013 год и О состоянии исполнительской дисциплины по выполнению Указов Президента, постановлений, запросов депутатов ЖогоркуКенеша, нормативно – правовых актов, поручений Правительства КР, заявлений граждан и собственных решений министерства по итогам 2013 года, Коллегия Министерства экономики КР постановляет:

Принять к сведению, вышеназванную информацию с учетом предложений и замечаний. Всем структурным подразделениям министерства:
- принять исчерпывающие меры и повысить ответственность по качественному и своевременному исполнению основных мероприятий, направленных на достижение целевых показателей, предусмотренных на 2014 год, по курируемым направлениям;
- обратить внимание на необходимость принятия мер по обеспечению надлежащей исполнительской дисциплины, повышению требовательности начальникам структурных, территориальных подразделений и руководителям подведомственных органов министерства по вопросам своевременного и качественного исполнения актов, поручений вышестоящих органов, а также собственных решений.

Как отметил министр, председатель Коллегии Темир Сариев, 2013 год был достаточно тяжелый, с точки зрения социально-политической обстановки в стране. Пока еще наблюдаются издержки развития парламентаризма. Очень много споров, полемики было. Иногда нужных, иногда ненужных. Многие вопросы политизируются. Но это не помешало достичь роста в 10,5%. Инфляция держалась на уровне 4%.

"IMGПо основным показателям социально-экономического развития КР за январь-октябрь 2013 года докладчиком выступил заместитель министра Санжар Муканбетов.

Основным результатом итогов 2013 года стали положительные тенденции экономического роста, которые наблюдаются в экономике с начала текущего года относительно прошлого года.

По итогам 2013 года объем ВВП сложился в объёме 350,0 млрд. сомов и реально возрос на 10,5 %, против реального снижения на 0,1 % в январе-декабре 2012 года. Прогнозный уровень превышен на 2,7 процентных пункта.

Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор рост реального ВВП составил 105,8 %, что свидетельствует о позитивных тенденциях роста в других секторах экономики. В целом, экономический рост обеспечен всеми секторами экономики, положительный вклад которых оценивается так: в сельском хозяйстве- 0,5 процентных пункта; в промышленности – 5,4; строительстве – 0,8 и сфере услуг – 2,5 процентных пункта.

Произошли изменения и в структуре ВВП. Увеличилась доля промышленности за счет расширения доли Кумтора с 5,7% до 7,8%. При этом, удельные веса сельского хозяйства и услуг снизились на 1,5 и 0,4 процентных пункта и составили 15,2% и 47,6%, соответственно.

Основными факторами, которые повлияли на макроэкономические показатели в отчетном периоде, стали: Внешние факторы:
Из числа благоприятных, это: положительная динамика экономического роста в странах-торговых партнёрах: Казахстан – рост на 6,0 %, Китай – на 7,7 %, Россия – на 1,3 %; умеренные показатели инфляции в этих странах: Казахстан – 4,8 %, Россия – 6,5 %, Китай – 2,6 %; увеличение притока денежных переводов физических лиц на 11,6 % (за январь-ноябрь 2013 года сумма составила 2,06млрд. долл. США); снижение цен на нефть марки Brent в среднем на 3,2 % (по сравнению с 2012 годом); стабилизация мировых цен на продовольствие, в том числе, на зерно и муку; признаки оздоровления мировой финансовой системы.

"IMGНеблагоприятные факторы, это: продолжающийся оставаться высоким уровень зависимости внутреннего рынка от импорта продовольственной группы товаров. В структуре импорта – это 33%, что превышает уровень экономической безопасности (по мировым оценкам этот критерий должен быть не менее 30%). Мы завозим продукты, большую часть из которых можем производить сами, это изделия из муки, растительное масло, сахар, крупы, мясо курицы, кондитерские изделия, консервы мясные и рыбные и т.д.).

Неблагоприятным фактором стало и снижение мировых цен на золото на 15,4 %, в результате чего вынуждены были пересмотреть в середине года прогноз за отчётный год.

К числу внутренних факторов влияния надо отнести: к благоприятным:
ранее наступление весны в текущем году, которое создало хорошие условия крестьянам и фермерам для успешного проведения посевных работ с опережением темпов прошлого года; сдержанные темпы роста потребительских цен, которые в летние месяцы упали на 1,5-2,0 процентных пункта за счёт их снижения на овощи и фрукты; создание благоприятных условий для ведения бизнеса через сокращение проверок, количества лицензий и других мер государственного регулирования тоже стало хорошим сигналом для оздоровления бизнес среды; предоставление льготных кредитов фермерам (пятью банками выдано 14165 кредитов на общую сумму 3,1 млрд. сомов), а также предоставление в лизинг сельхозтехники и выделение ГСМ за счет матрезерва; рост потребительских кредитов (на конец ноября 2013 года) на 25,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года; рост кредитов в экономику на 36,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

"IMGК числу неблагоприятных факторов надо отнести низкую привлекательность условий кредитования субъектов бизнеса, которые хронически держаться на неизменном уровне, это короткие и дорогие кредитные ресурсы. Процентная ставка по кредитам для развития бизнеса за январь–ноябрь 2013 года составила - 18,44 %

Уровень инфляции составил 4,0% к декабрю 2012 года. При этом цены на продовольственную группу товаров выросли всего на 1,8%, при этом цены на хлебобулочные изделия и крупы снизились на 0,8 %.

Индекс потребительских цен на непродовольственные товары увеличился на 6,3 %. В том числе, одежда и обувь - на 13,6 % и предметы домашнего обихода и бытовая техника повысились на 6,2 %.

Тарифы на платные услуги выросли на 4,3 %. Рост цен по данной группе произошел, главным образом, за счет удорожания транспортных услуг на 3 %, услуг ресторанов и гостиниц - на 3,9% и услуг по организации отдыха и культурных мероприятий – на 17,8 %. Кроме этого, с начала года наблюдается рост цен в здравоохранении, которые выросли на 10,6%, и в образовании на 6,1 %.

По итогам 2013 года реальный объем производства промышленной продукции вырос на 34,3 % за счет высоких темпов производства золота на Кумторе почти в 2 раза ( за 2012 год был добыто 9,8 т золота, в 2013 - 18,7.т).

Однако, без учета предприятий по разработке месторождения темп реального роста в промышленности составил только 3,5%, против 6% в 2012 год.
Одной из причиной замедления темпов роста производства промышленной продукции, по сравнению с 2012 годом, стало снижение производства в текстильном и швейном производстве (на 16,5 %), из-за отсутствия заказов (снижением спроса Российской Федерации на швейную продукцию) и низкой конкурентоспоспобности по цене на внутреннем рынке.

На снижение объемов производства повлиял ещё рост контрафактной продукции под брендом Сделано в Кыргызстане, ввозимой извне и уравнением ставок таможенных пошлин на готовую продукцию и сырье, в соответствии с постановлением ПКР от 17 августа 2012 года.

"IMGДругой отраслью, где наблюдалось снижение производства, это энергетика. Производство электрической энергии из-за маловодья снизилось на 5% при выработке электроэнергии в объёме 14,1млн. кВтч ( это на 733 млн. кВтч меньше 2012 года). Этот фактор может стать реальным риском, для обеспечения прогнозируемого роста экономики в 2014 году на уровне 6,9%. Более того, по оценке Министерства энергетики и промышленности на 1 апреля 2014 года ожидаемый объем воды в Токтогульском водохранилище составит порядка 9,0 млрд. м3. Это на 2,2 млрд. м3 меньше, чем было на 1 апреля 2013 года.

Третьей отраслью, где наблюдалось снижение производства на 4,6%, стала горнодобывающая отрасль из - за сокращения добычи металлических руд – на 32,6 % (руды и концентраты золотосодержащие), гранита, песчаника и камня для строительства – почти в 4 раза и базальта – в 3,4 раза.

Основной причиной ухудшения дел по разработке действующих месторождений и вводу в эксплуатацию новых предприятий в этой отрасли является негативное отношение местного населения к потенциальному инвестору.

В аграрном секторе реальный прирост производства составил 2,9 %, в основном, за счёт высоких темпов роста зерновых в Иссык-Кульской и Чуйской областях, на 4,7% и 6,7%, соответственно. Другими регионами среднереспубликанский уровень производства не был достигнут.

Положительными факторами воздействия на развитие сельского хозяйства стали благоприятные погодные условия, эффективные меры государственной поддержки, включая выдачу льготных кредитов фермерам.

В строительном комплексе отмечается увеличение объемов капитальных вложений. По итогам за 2013 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 78,2 млрд сомов и увеличился на 2,3 %. При этом, относительно снижения финансирования капитальных вложений из бюджета на 2%, инвестирование в экономику за счёт средств населения возросло на 8,3%. На фоне проявлений социально–политической напряжённости этот показатель, тем не менее, однозначно демонстрирует готовность субъектов бизнеса инвестировать средства в экономику страны.

"IMGВ целом, соотношение внутренних и внешних инвестиций за последние годы существенно изменилось с ростом доли внутренней составляющей с 38,1% в 2000 году до 64,1% в 2013 году.

Надо отметить, что в отличие от прошлых лет, когда инвестиционные вложения, включая внешнюю помощь, концентрировались, в основном, в г. Бишкек и Чуйской области, в последние годы эта тенденция существенно изменилась с охватом отдалённых территорий. Так, по итогам 2013 года темпы прироста инвестиций в основной капитал превысили средний уровень по республике и составили: в Баткенской области -11,6%, в Нарынской области- 5,4%, в Таласской области- 11,4%.

Запланированный запуск инвестиционных проектов в рамках НСУР позволит в ближайшие годы существенно поднять и уровень капитализации экономики южных регионов за счёт реализации ирригационных, энергетических и инфраструктурных проектов.

Исходя из объёма инвестиций в основной капитал реальный прирост строительства составил 12,4 %, достигнув прогнозируемый уровень.

Сфера услуг продолжает оставаться доминирующим сектором экономики в структуре ВВП. По итогам 2013 года реальный рост здесь составил 5,4 % за счёт устойчивого роста услуг торговли на 6,9 %, транспорта и связи - на 5,8 % и 19,5 %, соответственно.

Во внешнеторговой деятельности надо отметить значимый рост внешнеторгового оборота на 8,7%, который достиг в объёме 6972 млн долл. США. Однако, превышение в 3,5 раза импортных поставок относительно экспорта в структуре товарооборота требует конкретных и эффективных мер для поэтапного наращивания экспортного потенциала. На долю экспорта пришлось 22,2 %, а импорт составил 77,8 %. Поэтому, дефицит торгового баланса в 2013 году составил 3876,0 млн долл. США и расширился на 9,2% относительно 2012 года.

В текущем году главной задачей является удержать достигнутые позиции и выйти на прогнозируемый темп реального роста ВВП на 6,9% при низком уровне потребительских цен на внутреннем рынке (не более однозначных показателей%).

Это сложная задача, поскольку высокий уровень экономической базы, сложившейся в 2013 году, в основном, за счёт Кумтора, потребует радикальных мер по наращиванию производства во всех секторах экономики, кроме Кумтора, влияние которого в 2014 году ожидается близким к нейтральному. Объём добычи золота планируется на том же уровне, что в 2013 году.

В разрезе секторов производства ВВП прогнозируются следующие параметры: промышленность - 13,2%; сельское хозяйство - 2 %; услуги – 5,3 %; строительство – 15,5 %.

Чтобы достичь этих показателей, предстоит принять неотложные меры: по выводу всех отраслей промышленного производства на устойчивые темпы роста, включая текстильное и швейное производство, энергетику, горнодобычу, по которым в 2013 году был спад производства; с учётом предоставленных налоговых преференций предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности необходимо будет обеспечить более высокие темпы роста этой отрасли, принимая во внимание огромные резервы объёмов местного сельхозсырья. Сейчас удельный вес переработки составляет всего 8%-10% от общего объёма производства продукции в сельском хозяйстве.

Также целесообразным здесь представляется в текущем году увеличить долю льготного кредитования непосредственно переработчиков, которые и будут формировать реальный спрос на производство продукции сельского хозяйства.

Ожидается и дополнительный рост спроса по продукцию строительных материалов в связи с планируемым запуском ряда крупных проектов в энергетике, транспортной инфраструктуре, в горной добыче и в сельском хозяйстве, включая строительство ирригационных сооружений. Поэтому, здесь реальный рост может и должен превысить прогнозный уровень.

Для текстильного и швейного производства необходимо, прежде всего, расширять сегмент внутреннего рынка для компенсации сокращения внешних поставок.

Огромные резервы есть и в горной добыче через разработку новых месторождений, которые должны быть реализованы в полном объёме. Месторождения Иштамберди и Бозымчак уже включены в прогноз на 2014 год и Госгеолагентству предстоит обеспечить их ввод в действие для выполнения прогнозных показателей по производству золота за счёт этих предприятий.

В сельском хозяйстве предстоит без потерь пройти весенне-полевой сезон, чтобы рассчитывать на прирост производства не ниже запланированного уровня.

В сфере услуг помимо поддержания роста традиционных видов услуг министерству культуры уже сейчас важно будет приступить к подготовке туристического сезона -2014. Этот сегмент услуг по праву должен стать приоритетным в экономике и доходах бюджета.


Планируемые инициативы министерства по вовлечению резервов экономического роста могут сдерживаться нехваткой электроэнергии для предприятий. Поэтому, министерству энергетики надо будет произвести соответствующие расчёты и дать прогноз по дефициту электроэнергии на основе экономических прогнозов на 2014 год.

Сейчас министерством завершается работа по формированию Плана на 2014 год в рамках реализации пятилетнего Плана Правительства по реализации НСУР. На этапе финального согласования будет целесообразно рассмотреть обозначенные сейчас меры для их включения в этот План.
Кроме того, министерство экономики намерено включить в План меры по пересмотру прогнозных параметров и формированию на 2014 год прогнозного сценария с учётом всех возможных резервов экономического роста.

"IMG

"IMG

В ходе заседания Коллегии, министр также поинтересовался у начальников управлений по областям Южного и Северного регионов, планируемого увеличения объемов промышленной продукции по предприятиям.

"IMGПо второму вопросу, как отметила статс-секретарь Айдай Курманова, на постоянной основе проводится мониторинг и анализ исполнительской дисциплины и на особом контроле находятся заявления и жалобы граждан Кыргызской Республики.

В практику введено ежеквартальное рассмотрение вопросов по исполнению нормативно-правовых актов и поручений вышестоящих органов на заседаниях коллегии. Министерством проведены заседания коллегии по итогам 2012 года и 1-го полугодия 2013 года.

По итогам заседания коллегии, проведенного в 1-м полугодии 2013 года за допущенные срывы срока исполнения контрольных документов, приняты различные меры административного взыскания 16 сотрудникам.

В результате проводимой работы наметилась тенденция к снижению нарушений сроков исполнения поручений. Так, если за 2012 год структурными, территориальными подразделениями и подведомственными органами министерства были исполнены с нарушением срока 12% актов, постановлений, протокольных решений, поручений вышестоящих органов, то по итогам 2013 года данный показатель составил 7%.

За 2013 год документооборот в министерстве составил 45 661 единиц, на 879 единиц больше по сравнению с 2012 годом, в том числе входящих документов - 30059. Сравнительно с 2012 годом на 694 документов получено больше.
За 2013 год получено от вышестоящих органов 5 966 документов, в том числе 4 453 контрольных документов, таким образом, выросло на 879 единиц.

За 2013 год из 367 заявлений граждан на контроль исполнения поставлены 314 документов, в срок исполнено 312, одно заявление граждан исполнено с нарушением срока.

За 2013 год руководством министерства было принято 158 посетителей, проведены разъяснительные работы, на запросы даны ответы.

В работе структурных подразделений министерства имеется тенденция к снижению по возврату проектов НПА. За нарушение отдельных пунктов Регламента ПКР из 241 проекта решений Правительства КР, внесенных в АПКР, на доработку возвращены 46 документов (19%), в том числе по причинам замечаний к содержательной части возвращены 25 и за нарушения отдельных пунктов Регламента ПКР - 21 проект. Необходимо отметить, что по сравнению с прошлым отчетным периодом количство возвращенных документов снизилось на 23 единицы.

За 2013 год было принято 985 собственных решений и поручений руководства министерства.

"IMGМинистерством за 2013 год инициировано нормативно-правовых актов – 241. Из них - 39 законов КР (принято 13), 161 проектов постановлений ПКР (принято 80), инициировано 41 проект распоряжения ПКР (принято 30) и возвращено 9.

За 2013 год из 4 453 контрольных поручений исполнено с нарушением срока 290 документов (сравнительно с прошлым периодом уменьшилось на 203 единицы) и это составляет 7%.

В структурных подразделениях министерства имеет место нарушение сроков исполнения нормативно-правовых актов и поручений вышестоящих органов страны. Нарушения срока исполнения были допущены в следующих поручениях: АДП КР – 12, ЖК КР – 56, заявление граждан-1, протокольные решения ПКР – 19, поручения ПКР – 177, ДСП- 9, НПА-3 и министерства и ведомства-15.

В 2013 году в соответствии с постановлением ПКР от 23 июля 2013 года О Типовой инструкции по делопроизводству в КР, приказами министерства О мерах по реализации рекомендаций Рабочей группы ЖогоркуКенеша от 11 октября 2013 года, а также согласно приказу от 22 октября 2013 года О проверке состояния кадрового, номенклатурного делопроизводства, исполнительской и трудовой дисциплины в структурных, территориальных подразделениях и подведомственных органах министерства была произведена соответствующая проверка.

В ходе проверки в структурных, территориальных подразделениях и подведомственных органов министерства были выявлены определенные упущения, недостатки и со стороны отдела документационного обеспечения, контроля и организационной работы была оказана методическая помощь. Указанные замечания, недостатки были устранены структурными, территориальными подразделениями и подведомственными органами министерства.

Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение