Мониторинг эффективности Официальной помощи развития в КР.

Новости
24 Январь 2014
3559

"Mykanbetov"В Государственной Резиденции №1 23-24 января 2014 года состоялась Международная конференция ОНС «Подотчетность государства перед обществом и участие граждан в добросовестном управлении».

Во второй день работа Конференции продолжилась в 3-х секциях. В частности, в ходе 2-й секции: «Роль Общественных Наблюдательных Советов (ОНС) в формировании и мониторинге государственного бюджета», содокладчиком по вопросу мониторинга эффективности Официальной помощи развития в КР выступил заместитель министра экономики КР Санжар Муканбетов.

Как он проинформировал, международное донорское сообщество оказывает Кыргызской Республике действенную помощь в преодолении существующих трудностей социально-экономического развития. Роль международных донорских организаций весьма значительна, поскольку распространяется практически на все сферы жизнедеятельности.

С момента обретения независимости наша страна получает и использует донорскую помощь от разных международных финансовых институтов (МФИ). Безусловно, они имеют определенную потребность, в тоже время не может возникнуть вопрос об эффективности их использования. Как и принято, в международной практике, в Кыргызстане основные приоритетные инвестиционные проекты финансируются через Программы государственных инвестиций. Программа государственных инвестиций (ПГИ) – объем внешних заимствований под гарантии Правительства, направленная на улучшение социально – экономического развития страны, в рамках которой, ежегодно на государственные инвестиции в среднем расходуется 160-180 млн. долларов которые более чем на 80% финансируется из внешних источников.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов КР, утвержденного постановлением Правительства страны от 20 февраля 2012 года, в функции данного Министерства входят:
- осуществление мониторинга выполнения обязательств государственными органами по подготовке и реализации проектов, финансируемых международными финансовыми институтами и донорскими организациями;
- координация и регулирование деятельности по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и консультационных услуг за счет государственных средств, в том числе по проектам, финансируемым международными финансовыми институтами и донорскими организациями.

Кроме того, в соответствии с соответствующими нормами законов «О государственном и негосударственном долге КР» и «Об основных принципах бюджетного права», Министерство финансов выступает в качестве единственного агента Правительства КР по вопросам привлечения внешних и внутренних заемных средств, предоставления кредитов и гарантий.
На основании вышеперечисленных функции, которыми уполномочено Министерство финансов, как член Правительства, ответственно за организацию проведения мониторинга Официальной помощи развития (ОПР/ODA).

Вместе с тем, ОПР проектов реализуемых в рамках ПГИ представляют отчеты о ходе реализации проектов в Министерство финансов на ежеквартальной основе.

Также Министерством финансов совместно с донорами, Министерством экономики и другими отраслевыми министерствами и ведомствами проводятся обзоры кредитных портфелей.

Министерство экономики, в свою очередь, занимается пиритизацией проектов в соответствии с разрабатываемыми стратегиями и программами (такими как НСУР и Программа по переходу к устойчивому развитию,) где определены основные направления развития страны, как для ПИИ, так и для ПГИ. При этом надо отметить, что есть сектора внешней помощи, которые не подлежат мониторингу, ни со стороны правительства, ни со стороны гражданского сектора.

К примеру, ежегодно, проекты в сумме до 100 млн. долл. реализуется в виде технической помощи, а также посредством различного рода международных НПО представленных в Кыргызстане. Проекты осуществляемые в рамках такой помощи, как правило, не отражены в Программе государственных инвестиций.

В частности, проект СВЕМ - «Наращивание потенциала в области экономического управления». Целью данного проекта является содействие Министерству экономики в создании и институционализации эффективной основы для разработки и осуществления устойчивой экономической политики, а также укрепление потенциала в текущих и новых приоритетных направлениях политики, включая реформы в области антикоррупции. Сумма проекта составляет 3.45 млн. долл.

Министерство считает, что проекты по линии технической помощи также должны быть включены в ПГИ для их большей подотчетности и соответствия приоритетным направлениям страны. Также министерство намерено уделить больше времени и усилий для поднятия эффективности данных проектов проводя в будущем мониторинг данных проектов.

Что касается помощи привлекаемой через международные неправительственные организаций, такие как: Фридом Хаус, Ред Кросс, Хабитат Кыргызстан, Мерси Ко (Корпус милосердия), АКТЕД – Агентство технического сотрудничества и развития, Развитие сотрудничества в Центральной Азии (DCCA), Фонд-Сорос Кыргызстан и т.д., зачастую остается без внимания со стороны гражданского общества, хотя и образует существенную сумму.

В этой связи, Общественные инициативы и группы должны обратить более пристальное внимание и сконцентрировать свой потенциал именно на данную сферу, - сообщил С. Муканбетов.

Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение