Минэкономики о государственной политике по оптимизации системы предоставления госуслуг.

Новости
28 Октябрь 2013
2671

Статс-секретарь Министерства экономики Кыргызской Республики Айдай Курманова в ходе панельной дискуссии в рамках форума идей государственной политики «Государственная политика и стратегирование: построение эффективного партнерства» проинформировала о приоритетах и перспективах оптимизации системы предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам.

Как она отметила, реформы государственного управления, предпринятые Правительством страны нацелены на глубинные изменения, призванные обеспечить устойчивое развитие Кыргызстана в долгосрочной перспективе.
Совершенствование деятельности в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам является одной из приоритетных задач этих реформ, так как граждане оценивают действия властей, исходя из предоставляемых услуг за те деньги, которые аккумулируются в бюджете. Услуги государства должны предоставляться всем гражданам без дискриминации и фаворитизма.

Необходимо признать, что пока качество услуг предоставляемых государством не удовлетворяет граждан и является причиной их недовольства государством, а существующая система оказания государственных и муниципальных услуг, характеризуемая целым рядом проблем, не соответствует целям реформы системы управления. Это становится угрозой стабильности в стране и противоречий между властью и обществом.

С апреля 2011г. в Кыргызстане были начаты масштабные работы по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг, включающие в себя комплекс мер, которые должны были в корне изменить существующую ситуацию.

Стратегия реформирования системы предоставления государственных и муниципальных услуг заключается в изменении отношений государства и гражданина. Государство должно стать ориентированным на интересы клиентов, а все услуги, оказываемые им, должны быть направлены на удовлетворение потребностей гражданина на основании его запроса. Каждый чиновник должен помнить главный принцип оказания государственных услуг – все услуги оплачены гражданином через систему налогообложения и в перспективе должны стать бесплатными.

Все действия в рамках оптимизации системы предоставления государственных услуг были разбиты на три этапа. Правительством была создана Межведомственная комиссия, включающая представителей всех заинтересованных сторон государственного и негосударственного секторов, а уполномоченным органом было определено министерство экономики.

К настоящему моменту реализован первый этап работ, который включил в себя инвентаризацию всех услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам, с целью их оптимизации. Постановлением Правительства от 31 марта 2011 г. было утверждено Положение, которое предусматривало использование 7 критериев для вычленения из деятельности государственных органов того, что можно отнести к услугам. И 5 критериев определения платности, и бесплатности услуг. В результате из всего многообразия действий, выполняемых госорганами было вычленено и систематизировано 385 услуг, из них: бесплатных услуг – 162; платных услуг – 223, которые были включены в Единый реестр государственных услуг, вступивший в силу с 1 июля 2012 г. Он является живым документом, открытым для изменений, и сейчас на постоянной основе ведется работа, как по включению, так и по исключению из него услуг. Ознакомиться с Реестром можно на сайтах Правительства и Минэкономики КР.

Помимо этого первый этап включил в себя разработку проекта Закона КР «О государственных и муниципальных услугах», который устанавливает основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, регулирует правоотношения в данной сфере между исполнителями и потребителями государственных и муниципальных услуг, а также определяет порядок формирования реестров государственных и муниципальных услуг, стандартов их предоставления, а также закрепляет основные понятия в сфере государственных и муниципальных услуг. Проект в настоящее время принят в первом чтении Жогорку Кенешем.

В рамках второго этапа реформы (2 полугодие 2012 г. – 2013г.), в целях повышения качества и доступности государственных услуг, оказываемых гражданам и юридическим лицам, постановлением ПКР «О Типовом стандарте государственных услуг» от 3 сентября 2012 года утвержден Типовой стандарт государственных услуг и Инструкция по его разработке.

Стандарт государственной услуги, разрабатываемый совместно госорганами и представителями институтов гражданского общества на основании утвержденного Типового стандарта государственных услуг, предназначен для потребителей государственных услуг (физических и юридических лиц).

Неотъемлемой составляющей высокого качества оказания государственных услуг, важнейшими показателями эффективности функционирования органов государственной власти во всем мире являются открытость и прозрачность их деятельности, а также возможность граждан влиять на процесс принятия тех или иных государственных решений в сфере государственного управления.

Качество услуг оценивается также через призму индекса оценки качества государственных и услуг, который рассчитывается Национальным статистическим комитетом КР путем проведения опроса.
Помимо этого, к процессу мониторинга и оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг предполагается вовлечь ОНС при государственных органах и представителей неправительственных организаций.

Перевод ряда государственных услуг в электронный формат посредством информационно-коммуникационных технологий – третий этап реформы по оптимизации системы предоставления государственных услуг.

В целом, внедрение Электронного Правительства - одна из приоритетных задач в настоящее время. Учитывая отдаленность/труднодоступность некоторых районов, внедрение Электронного Правительства позволит решить достаточно большой объем проблем различного характера, добиться улучшения основных показателей работы государственных органов, в частности повысит уровень и оперативность предоставления государственных и муниципальных услуг.

Следует отметить, что создана рабочая группа при Минэкономики КР для работ в сфере современных информационных технологий для обеспечения деятельности электронного Правительства, частью которого являются электронные услуги.

В завершение статс-секретарь сообщила о необходимости приоритезировать государственные услуги для их пилотирования с помощью ИКТ. Возможность получать государственные услуги в электронном формате позволит не только сэкономить время граждан – получателей государственных услуг, повысит качество их предоставления, снизит коррупционные риски и расходы государственных органов на выполнение своих функций.

От имени Министерства экономики пригласила всех заинтересованных участников принять участие в работах по оптимизации системы предоставления государственных услуг.

Онлайн обращение