Справка-обоснование
к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республике»
Кыргызская Республика принимает ряд мер для улучшения инвестиционного климата в стране и привлечения инвестиций. Приняты различные нормативные правовые акты, одним из которых является Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года (далее – «Закон об инвестициях»). Закон об инвестициях предусматривает гарантии для инвесторов, в том числе гарантии от изменений законодательства Кыргызской Республики в форме выбора наиболее благоприятного правового режима в случае изменений законодательства (далее – «режим стабилизации»).
Применение режима стабилизации обусловлено следующим: инвестор при принятии решения об инвестициях (особенно крупных) производит расчет финансовой (в том числе по уплате налогов и таможенных платежей) нагрузки на инвестиционный проект, существующей на дату инвестиций. В свою очередь, сумма финансовой нагрузки зависит от фискальной политики государства. Изменения фискальной политики, увеличивающие финансовую нагрузку на проект, негативно влияют на судьбу инвестиционного проекта и решение инвестора о продолжении инвестиций. Государства, заинтересованные в привлечении инвестиций и создании для инвесторов стабильных условий деятельности, предоставляет им право на применение режима стабилизации.
Однако, в настоящее время, режим стабилизации, предусмотренный Законом об инвестициях, на практике не работает, инвесторы не могут, а государственные служащие отказываются его применять. Причиной сложившейся ситуации является отсутствие правовых механизмов, позволяющих инвесторам реализовать право на применение режима стабилизации.
Данный Законопроект позволит восполнить пробелы правового регулирования и создаст условия для реализации права на применение режима стабилизации на практике. В отличие от действующего законодательства Кыргызской Республики, предлагаемый подход к режиму стабилизации основан на следующем:
Объекты. Режим стабилизации применяется по отношению лишь к следующим платежам:
налогам, включая НДС, но исключая другие косвенные налоги (акциз и налог с продаж);
неналоговым платежам, за исключением неналоговых платежей, связанных с оказываемыми государственным услугами;
таможенным платежам (применяемым к целевой поставке товаров, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в определенных Правительством КР секторах экономики), за исключением таможенных сборов.
Субъекты. Правом на применение режима стабилизации будут обладать инвесторы, как отечественные, так и иностранные, а также инвестируемое предприятие, куда вкладываются инвестиции, при условии осуществления вложения инвестиций в капитал, в том числе в уставный капитал инвестируемого предприятия в размере 5 (пяти) миллионов долларов США в течение 3 (трех) лет – для всех инвесторов и инвестируемых предприятий, 20 (двадцати) миллионов долларов США в течение 5 (пяти) лет – для инвесторов, осуществляющих проект, связанный с изучением, поиском, разведкой, разработкой полезных ископаемых. Необходимость установления особых критериев, которым должен отвечать инвестор в сфере недропользования, связана с тем, что данная отрасль является стратегически важной для экономики страны, следовательно, целесообразно привлекать крупные инвестиции с учетом капиталоемкости данной отрасли.
Привязка к вложению инвестиций именно в капитал предприятия обусловлен следующими факторами: (1) вклад в капитал означает, что финансовые ресурсы непосредственно остаются в Кыргызской Республике, и в последующем будут освоены предприятием; (2) увеличение капитала предприятия проще и легче администрировать с точки зрения исполнения инвестором обязательств по инвестированию;
Смена состава акционеров или участников инвестора или инвестируемого предприятия. Предлагается, чтобы смена состава акционеров или участников инвестора либо инвестируемого предприятия не влияла на применение режима стабилизации и на течение его срока;
Срок режима стабилизации. Предлагается, чтобы срок применения режима стабилизации исчислялся с момента подписания соглашения о стабилизации с уполномоченным государственным органом на срок до 10 лет.
После истечения 10-летнего срока инвестор и инвестируемое предприятие будут платить все обязательные платежи уже по ставкам действующего законодательства;
Действующие инвесторы и инвестируемые предприятия. В случае если действующие инвесторы и инвестируемые предприятия будут отвечать критерием установленных настоящими поправками, для них режим стабилизации также начнет исчисляться с подписания соглашения о стабилизации. На сегодня режим стабилизации хотя и предусмотрен Законом об инвестициях, но не работает. Во избежание ущемления прав действующих инвесторов, предлагается также дать право действующим инвесторам на применение режима стабилизации; Отсрочка вступления в силу изменений ставок тарифов страховых взносов.
Предлагается установить годичный срок для вступления в силу изменений ставок тарифов страховых взносов. Данная норма направлена на защиту всех субъектов предпринимательства. Это означает, что государство будет ограничено в немедленном изменении правил для бизнеса в части ставок страховых взносов, так как бизнес должен иметь время для адаптации к новым правилам. Этот подход не влечет никаких потерь для бюджета, а лишь накладывает на государство обязанность осуществлять прогнозы о необходимости увеличения ставок страховых взносов заранее, с учетом того, что поправки об изменении данных ставок вступят в силу спустя год, но не сразу.
Пакетные поправки. Одновременно с поправками в Закон об инвестициях вносятся поправки в Налоговый, Таможенный кодексы Кыргызской Республики, а также в Закон Кыргызской Республики «О неналоговых платежах». Это связано с необходимостью придания юридической силы режиму стабилизации, так как стабилизация налогов, неналоговых и таможенных платежей будет обладать юридической силой при условии их урегулирования в названных кодексах и законе. Также вносятся поправки в Закон «О нормативных правовых актах КР» и в Закон КР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию».
В соответствии со статьей 22 Закона «О нормативных правовых актах КР» законопроект опубликован (размещен) для общественного обсуждения на официальном сайте Министерства экономики КР (www.mineconom.kg). С начала общественного обсуждения предложений и замечаний не поступало.
Перечень нормативных правовых актов Правительства, подлежащих приведению в соответствие с положениями данного Законопроекта.
Предполагается разработка подзаконного нормативного акта – Положения о порядке и условиях применения режима стабилизации.
Принятие данного Законопроекта дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета не потребует. В то же время принятие данного Законопроекта возлагает на государство ответственность при разработке фискальной политики, планировании и бюджетировании производить финансовые расчеты с учетом применения режима стабилизации компаниями, реализующими приоритетные инвестиционные проекты.
Министр Т. Сариев
ПРОЕКТ
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики
Статья 1.
Внести в Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., N 7, ст.252) следующие дополнения и изменения:
Статью 1 дополнить частями 8 и 9 следующего содержания:
«8. Инвестируемое предприятие - хозяйственное товарищество и общество, созданные на территории Кыргызской Республики, в которую инвестор осуществляет вложение инвестиций.
9. Режим стабилизации - благоприятный правовой режим для инвестора и/или инвестируемого предприятия, в случае внесений изменений и дополнений в нормативные правовые акты Кыргызской Республики, регулирующие вопросы налоговых, неналоговых и таможенных платежей.»
Статью 2 изложить в с следующей редакции:
«1. Законодательство, регулирующее инвестиционный режим, состоит из Конституции Кыргызской Республики, настоящего Закона, других нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
2. В случае внесения изменений или дополнений в настоящий Закон, налоговое, таможенное законодательство Кыргызской Республики и законодательство о неналоговых платежах, инвестор, а также инвестируемое предприятие, отвечающие условиям, установленным настоящей статьей, в течение десяти лет со дня подписания с уполномоченным государственным органом соглашения о стабилизации, имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий по уплате налогов, включая налога на добавленную стоимость, но исключая другие косвенные налоги, неналоговых платежей (за исключением платежей за оказываемые государственными органами услуги), а также таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) в порядке, определяемом налоговым, таможенным законодательством и законодательством о неналоговых платежах .
3. Правом на режим стабилизации, обладает:
а) инвестор, осуществляющий вложение инвестиций в течение трех лет со дня подписания соглашения о стабилизации в капитал инвестируемого предприятия, в том числе в уставный капитал инвестируемого предприятия путем увеличения количества обращаемых акций, увеличения уставного капитала на сумму в сомах, эквивалентную5 (пяти) миллионам долларов Соединенных Штатов Америки, определяемую по курсу Национального банка Кыргызской Республики на день подписания соглашения о стабилизации, а также само инвестируемое предприятие; или
б) инвестор, осуществляющий проект, связанный с изучением, поиском, разведкой, разработкой полезных ископаемых, вложивший инвестиции в течение пяти лет со дня подписания соглашения о стабилизации в капитал инвестируемого предприятия, в том числе в уставный капитал инвестируемого предприятия путем увеличения количества обращаемых акций, увеличения уставного капитала на сумму в сомах, эквивалентную 20 (двадцати) миллионам долларов Соединенных Штатов Америки, определяемую по курсу Национального банка Кыргызской Республики на день подписания соглашения о стабилизации, а также само инвестируемое предприятие.
4. Для применения режима стабилизации по уплате таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) устанавливается дополнительное условие в виде целевого использования товаров, ввозимых на таможенную территорию Кыргызской Республики для реализации инвестиционных проектов, в определенных Правительством Кыргызской Республики секторах экономики.
5 Невыполнение инвестором обязательств по вложению инвестиций в инвестируемое предприятие является основанием для расторжения соглашения о стабилизации и взыскания с инвестора, инвестируемого предприятия неуплаченных налогов, неналоговых платежей, а также таможенных платежей, вследствие применения ими режима стабилизации.
6. Изменение состава акционеров или участников инвестора и/или инвестируемого предприятияне влечет прекращение права на применение режима стабилизации и течения его сроков, установленных настоящим Законом.
7. Изменение перечня секторов экономики не влечет прекращение права на применение режима стабилизации по уплате таможенных платежей (за исключением таможенных сборов).
8. В случае возникновения противоречий между положениями настоящего Закона и условиями международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика, применяются условия международных договоров.»
3. Пункт 7 статьи 4 признать утратившим силу.
Статья 2
Внести в Закон Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республике» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., № 7, ст.751) следующее дополнение и изменение:
Часть 5 статьи 9 дополнить абзацем 2 следующего содержания:
«Действие нормативного правового акта также не распространяется в случае применения режима стабилизации как определено в законе Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике».»
Статья 3
Внести в Налоговый кодекс Кыргызской Республики (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., № 8, ст.922) следующие изменения и дополнения:
Статью 14 дополнить частями 5, 6, 7 и 8 следующего содержания:
«5. В случае внесения изменений или дополнений в налоговое законодательство Кыргызской Республики инвестор, а также инвестируемое предприятие, отвечающие условиям, установленным частью 6 настоящей статьи, в течение десяти лет содняподписания с уполномоченным государственным органом соглашения о стабилизации, имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий по уплате налогов, включая налога на добавленную стоимость, но исключая другие косвенные налоги (режим стабилизации). Порядок применения режима стабилизации в налоговых правоотношениях устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
6. Правом на режим стабилизации, обладает:
инвестор, осуществляющий вложение инвестиций в течение трех лет со дня подписания соглашения о стабилизации в капитал инвестируемого предприятия, в том числе в уставный капитал инвестируемого предприятия путем увеличения количества обращаемых акций, увеличения уставного капитала на сумму в сомах, эквивалентную 5 (пяти) миллионам долларов Соединенных Штатов Америки, определяемую по курсу Национального банка Кыргызской Республики на день подписания соглашения о стабилизации, а также само инвестируемое предприятие; или
инвестор, осуществляющий проект, связанный с изучением, поиском, разведкой, разработкой полезных ископаемых, вложивший инвестиции в течение пяти лет со дня подписания соглашения о стабилизации в капитал инвестируемого предприятия, в том числе в уставный капитал инвестируемого предприятия путем увеличения количества обращаемых акций, увеличения уставного капитала на сумму в сомах, эквивалентную 20 (двадцати) миллионам долларов Соединенных Штатов Америки, определяемую по курсу Национального банка Кыргызской Республики на день подписания соглашения о стабилизации, а также само инвестируемое предприятие.
7. Невыполнение инвестором обязательств по вложению инвестиций в инвестируемое предприятие является основанием для расторжения соглашения о стабилизации и взыскания с инвестора, инвестируемого предприятия неуплаченных налогов вследствие применения ими режима стабилизации.
8. Изменение состава акционеров или участников инвестора и/или инвестируемого предприятия не влечет прекращение права на применение режима стабилизации и течения его сроков, установленных настоящим Кодексом.»
Статью 298 признать утратившим силу.
Статья 4
Внести в Таможенный кодекс Кыргызской Республики (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2006 г., N 5, ст.420) следующие дополнения и изменения:
Статью 4 изложить в следующей редакции:
1.Нормативные правовые акты, относящиеся к таможенному законодательству не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после их введения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
2.Нормативные правовые акты таможенного законодательства, устанавливающие более льготные правила, чем те, которые действуют, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
3.В случае внесения изменений или дополнений в таможенное законодательство инвестор, а также инвестируемое предприятие, отвечающие условиям, установленным частью 4 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня подписания с уполномоченным государственным органом соглашения о стабилизации, имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий по уплате таможенных платежей, за исключением таможенных сборов (режим стабилизации). Порядок применения режима стабилизации в таможенных правоотношениях устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
4.Правом на режим стабилизации, обладает:
инвестор, осуществляющий вложение инвестиций в течение трех лет со дня подписания соглашения о стабилизации в капитал инвестируемого предприятия, в том числе в уставный капитал инвестируемого предприятия путем увеличения количества обращаемых акций, увеличения уставного капитала на сумму в сомах, эквивалентную 5 (пяти) миллионам долларов Соединенных Штатов Америки, определяемую по курсу Национального банка Кыргызской Республики на день подписания соглашения о стабилизации, а также само инвестируемое предприятие; или
инвестор, осуществляющий проект, связанный с изучением, поиском, разведкой, разработкой полезных ископаемых, вложивший инвестиции в течение пяти лет со дня подписания соглашения о стабилизации в капитал инвестируемого предприятия, в том числе в уставный капитал инвестируемого предприятия путем увеличения количества обращаемых акций, увеличения уставного капитала на сумму в сомах, эквивалентную 20 (двадцати) миллионам долларов Соединенных Штатов Америки, определяемую по курсу Национального банка Кыргызской Республики на день подписания соглашения о стабилизации, а также само инвестируемое предприятие.
5.Невыполнение инвестором обязательств по вложению инвестиций в инвестируемое предприятие является основанием для расторжения соглашения о стабилизации и взыскания с инвестора, инвестируемого предприятия неуплаченных таможенных платежей, вследствие применения ими режима стабилизации.
6.Изменение состава акционеров или участников инвестора и/или инвестируемого предприятияне влечет прекращение права на применение режима стабилизации и течения его сроков, установленных настоящим Кодексом.
7.Изменение перечня секторов экономики не влечет прекращение права на применение режима стабилизации по уплате таможенных платежей (за исключением таможенных сборов).»
Абзац 1 стать 9 изложить в следующей редакции:
«Институты, термины и определения гражданского, семейного, налогового и других отраслей законодательства Кыргызской Республики, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В настоящем Кодексе основные понятия используются в следующих значениях:»
Статья 5
Внести в Закон Кыргызской Республики «О неналоговых платежах» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., N 5, ст.157) следующие дополнение:
Дополнить статьей 2-1 следующего содержания:
Статья 2-1. Стабилизация режима неналоговых платежей
В случае внесения изменений или дополнений в настоящий Закон инвестор, а также инвестируемое предприятие отвечающие условиям, установленным Законом Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике», в течение десяти лет со дня подписания с уполномоченным государственным органом соглашения о стабилизации, имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий по уплате неналоговых платежей, за исключением платежей за оказываемые государственными органами услуги (режим стабилизации). Порядок применения режима стабилизации в неналоговых правоотношениях устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
Статья 6
Внести в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2004 г., № 5, ст.229) следующее дополнение:
Дополнить статьей 8-1 следующего содержания:
«Статья 8-1. Вступление в силу изменений ставок тарифов страховых взносов
Изменения и/или дополнения в настоящий Закон, предусматривающие увеличение размера ставок тарифов страховых взносов вступают в силу не ранее одного года с момента официального опубликования.»
Статья 7
Правительству Кыргызской Республики в трех месячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона разработать и принять нормативные правовые акты, вытекающие из настоящего Закона.
Статья 8
Установить, что действующие инвесторы, инвестируемые предприятия, отвечающие условиям установленными настоящим Законом, также обладают правом на применение режима стабилизации со дня подписания соглашения о стабилизации.
Статья 9
Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев с момента официального опубликования.
Президент Кыргызской Республики