О механизмах сдерживания роста цен на товары в рыночных условиях.
Анализ цен
10 Сентябрь 2012
5987
В советское время при команд¬ном управлении экономикой установление цен происходило централизованно в зависимости от затрат на производство и реализации товара и оказание услуги. Это делалось при непосредственном участии государственных органов до начала процесса производства. В результате рынок не играл существенной роли в це¬нообразовании. Спрос фиксировался на уровне заранее заданных цен, не вызывая их дальнейшего изменения.
Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция – синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок – неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция заставляет предпринимателей к эффективным действиям на рынке, предлагая потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. Соответственно потребители тоже имеет право на выбор купить качественную продукцию по приемлемым ценам. Именно при купле-продаже «сталкиваются» спрос на товар и услугу, предложение, полезность предлагаемых товара и услуги, целесообразность их приобретения, качество и конкурен¬тоспособность, иначе говоря, цены формируются в зависимости от спроса и предложения. То есть, если товара на рынке много, то цены снижаются, а если количество товара сокращается, то цены растут. Поэтому основной задачей государства при рыночной экономике является поддержание устойчивого баланса спроса и предложения. Поэтому у государственных структур есть определенный набор инструментов регулирования цен.
Одним из основных инструментов является проведение денежно-кредитной политики. Данная функция закреплена за Национальным банком согласно статьи 2 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики». У других правительственных структур также есть определенные инструментарии, которые применяются при возникновении неустойчивого состояния цен на определенные виды товаров. Для примера можно показать такие инструменты, которые предприняты при возникновении роста цен на муку в июле текущего года.
Так, в 2012 году Правительством Кыргызской Республики были приняты следующие меры по насыщению рынка зерном, мукой:
- постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 июля 2012 г. N 520 отменена сезонная ввозная (импортная) таможенная пошлина на муку пшеничную, ввозимую на таможенную территорию Кыргызской Республики;
- подготовлен проект постановления Правительства Кыргызской Республики о временном запрете вывоза пшеницы и муки и направлен на рассмотрение Аппарата Правительства Кыргызской Республики;
- принято постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменения в постановление Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Инструкции о перемещении товаров и автотранспорта через государственную границу Кыргызской Республики физическими лицами" от 31 декабря 2004 года N 976» от 18 мая 2012 г. № 301, в соответствии с которым введена единая ставка таможенных пошлин и налогов за 1 кг пшеницы при ввозе наземным и воздушным транспортом независимо от страны происхождения, что значительно сократили затраты предпринимателей при пересечении границы и привели к удешевлению стоимости ввозимой пшеницы;
- распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 16 июля 2012 года № 349-р разбронировано с государственного материального резерва 20,2 тыс. тонн зерна продовольственной пшеницы и дано задание реализовать муку от его переработки по ценам ниже рыночных.
Достигнута договоренность между президентами Казахстана и Кыргызстана о выделении Кыргызстану 200 тысяч тонн зерна с отсрочкой платежа.
Также достигнута договоренность Министерством сельского хозяйства России о поставке 100 тысяч тонн пшеницы, из которых 20 тысяч тонн поступят в виде гуманитарной помощи. За остальные 80 тысяч тонн расплатимся через год - со следующего урожая.
Кроме того в столице Кыргызстана установлен неизменный график проведения осенней ярмарки сельхозпродукции. Отныне горожане могут купить сельхозпродукцию из первых рук, начиная с первой субботы сентября до первой субботы ноября каждый год. Ярмарки будут в трех точках столицы: микрорайон «Джал», улица Нуркамала в 12-м микрорайоне и пересечение улиц Жумабека и Шопокова.
Аналогичные мероприятия проводятся и в других регионах республики.
В результате предпринятых мер произошла стабилизация цен на муку.
Однако, в рыночной экономике существуют и монопольные структуры и для любого предприятия характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурентов с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприятия стремятся установить контроль за ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. В целях сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничении объема продаж, фиксации цен, раздела рынка, все эти действия в конечном итоге приводят к росту цен на товары. Поэтому в целях недопущения указанных действий принят Закон Кыргызской Республики «О конкуренции», который определяет организационные и правовые основы защиты и развития конкуренции и направлен на предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынка. И основным государственным органом, на которого возложено контроль за исполнение требований указанного закона является в настоящее время Департамент по развитию конкуренции при Министерстве экономики Кыргызской Республики (далее – Департамент).
Кроме того, на Департамент возложено осуществление регулирование деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике».
К естественным монополиям отнесены такие отрасли как электроэнергетика, железнодорожные перевозки, электрическая связь, транспортировка природного газа, поставка водопроводной воды, канализация и т.д.
К разрешенным монополистам относятся хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке и имеющие рыночную силу на нем, к ним относятся: ОсОО «Газпром-нефть-Азия» по поставке и реализации ГСМ, ОсОО «Кантский цементный завод» и южные цементные заводы по цементу, предприятия, осуществляющие внутренние авиационные перевозки, некоторые угледобывающие предприятия и т.д.
Все основные продукты питания – мука, хлеб, молоко, растительное масло, мясо и другие являются товарами свободного конкурентного рынка, на них государство не осуществляет госрегулирование цен.
Но в случае, если наблюдается необоснованный рост цен за счет недобросовестных предпринимателей, получающих сверхприбыли за счет покупателей и не помогают принятые меры государством по сдерживанию цен рыночными методами в соответствии с частью 5 статьи 9 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» Правительство Кыргызской Республики вправе вводить государственное регулирование цен на социально значимые товары, включенные в Перечень сроком не более 90 календарных дней при условии роста цен на 20 и более процентов в течение месяца.
В целях сдерживания роста цен на определенные виды продовольственных товаров, обеспечения экономической доступности продуктов питания для социально-уязвимых слоев населения и защиты прав потребителей принято постановление Правительства Кыргызской от 14 августа 2012 года №561 «О внесении дополнений и изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «О государственном регулировании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров» от 22 апреля 2009 года № 242».
Принятием данного постановления создана нормативная правовая база, предусматривающая механизм введения государственного регулирования цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров на 20 и более процентов в течение месяца, согласно утвержденному Перечню этим же постановлением:
1. Мука пшеничная, ржаная.
2. Хлеб (формовой).
3. Молоко пастеризованное.
4. Масло растительное.
5. Масло животное.
6. Мясо (говядина, баранина, свинина).
7. Сахар-песок.
8. Рис.
9. Макаронные изделия."
При этом следует отметить, что введение государственного регулирование цен должно быть самой крайней мерой, сдерживание цен все-таки следует применением рыночных методов:
- установлением таможенных тарифов;
- введением защитных мер;
- проведением интервенции с фонда госматрезерва;
-выявлением и устранением антиконкурентных действий антимонопольным органом;
- поддержание покупательской способности национальной валюты и обеспечение доступности кредитных ресурсов;