С учетом доработки принято постановление ПКР о Прогнозе социально-экономического развития КР на 2014 год и 2015-2016 годы.

Новости
11 Июль 2013
3282

"12s"Правительство Кыргызстана 12 июля на своем заседании приняло постановление о прогнозе социально-экономического развития страны на 2014 год и 2015-2016 годы с учетом того, что документ будет доработан.

Параметры социально-экономического развития, прогнозируемые на 2014 год, представил министр экономики страны Темир Сариев. Как он отметил, с начала 2013 года наблюдается заметные позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии республики, что было обусловлено восстановлением уровня производства в первые месяцы текущего года в отдельных отраслях промышленности, а также эффектом низкой базы показателей за соответствующий период 2012 года.

По итогам I полугодия 2013 года объем валового внутреннего продукта (ВВП), по предварительной оценке НСК КР, сложился в сумме 133,9 млрд. сомов и реально возрос на 7,9 %, против реального снижения на 6,9 % в январе - июне 2012 года. Без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» рост реального ВВП составил 105,5 %, за соответствующий период 2012 года рост составлял 103,4 %.

На основе анализа тенденций развития экономики по итогам 2012 года, текущей экономической ситуации по предварительным итогам социально-экономического развития КР за I полугодия 2013 года и оценки ожидаемых показателей социально-экономического развития страны в 2013 году, подготовлен Прогноз на 2014 год, построенные на базе официальных (программных) прогнозов отраслевых министерств, ведомств.

Подготовлено три наиболее вероятных макроэкономических сценария:
Первый сценарий – это оптимистический сценарий, сформированный в среднесрочном прогнозе с реальным ростом ВВП на уровне 7,6 %, исходя из предпосылок, при котором экономический рост в 2013 году сложится на уровне 7,2 %.

По пессимистическому сценарию реальный рост ВВП на уровне 5,2 % рассчитан исходя из предполагаемого эффекта высокой базы, ожидаемым в 2013 году на уровне 10,7 %, за счет складывающихся наиболее благоприятных предпосылок и условий с учетом имеющихся ресурсов, потенциала и резервов для экономического роста (если производство золота на Кумторе, заявленного производителем достигнет 18,0 тонн).

И третий - базовый сценарий, который предлагается для формирования бюджета страны, где основные макроэкономические показатели на 2014 год прогнозируются на уровне: номинальный объём ВВП – 401,0 млрд. сомов; реальный рост – 6,9 %; дефлятор ВВП - 6,8 %; инфляция – 8,0% (индекс потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года).

Главной целью экономической политики на 2014 год будет сохранение макроэкономической стабильности и закрепление положительных тенденций развития для выхода на устойчивые темпы экономического роста.

Прогнозируемый экономический рост на уровне 6,9 % будет обеспечиваться вкладом в ВВП всех секторов экономики.

На такой рост экономики будет влиять следующие основные благоприятные предпосылки в секторах: политическая стабильность в регионе и странах – основных торговых партнерах; постепенное оздоровление мировой экономики (прогнозируемый рост экономики до 4%); восстановление работы на предприятиях по разработке месторождения «Кумтор» после ремонтно-восстановительных работ, наращивание объемов производства на ОАО «Кыргызалтын» (на месторождениях Макмалзолото, Солтон-Сары и Терексайский рудник); ввод новых месторождений – «Бозымчак», «Иштамберды»; выход на проектную производственную мощность производства листового стекла; запуск нефтеперерабатывающих заводов в гг. Кара-Балта; запуск крупных инвестиционных проектов и привлечение, продвижение прямых иностранных инвестиций в проекты (горнодобывающая и металлургическая отрасли, электроэнергетика, инфраструктура); продолжение политики выдачи льготных кредитов для развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;
прогнозируемая стабильная работа в сельском хозяйстве и сфере услуг.

В качестве основных рисков для глобальной экономики обозначены негативное влияние кризиса в зоне евро и сжатие спроса на европейских рынках, которое продолжается с IV квартала 2011 года, а в отдельных странах с большими дефицитами бюджетов и уровнем суверенных долгов — до 2 лет и более.

Кроме того, министр обратил внимание на то, что с апреля 2013 года наблюдается резкое снижение стоимости золота, до 1380,00 долл. США за тройскую унцию с 1700 долл. США с начало года, стоимость которой снизилась на 18,8 %. В начале года аналитики ведущих банков, мировых фондов в один голос заявляли о рекордной отметке - 1800-1900 долл. США за 1 тройскую унцию до конца 2013 года.

При прогнозировании макроэкономических показателей на 2013 финансовый год, для расчета объемов металлургического производства была принята цена ниже, чем прогноз, на уровне 1700,0 долл. США за унцию.
Учитывая фактически сложившуюся ситуацию на рынке золота, с учетом спада цены на золото произведен перерасчет объемов производства, где на 2013 год принята расчетная цена 1450 долл. США, которая ведет к уменьшению номинального объема с 354,4 млрд. сомов до 351,1 млрд. сомов, а на 2014 год – 1270 долл. США за унцию, соответственно номинальный объем ВВП на 2014 год спрогнозирован на уровне 401,0 млрд. сомов (предыдущий прогноз 403,3 млрд. сомов).

В настоящее время цена на золото продолжает колебаться. На сегодняшнюю дату цены на золото достигло отметки 1283,5 долл. за унцию, что является риском для горнодобывающих компаний, который приведет к снижению объемов производства и капитальных вложений, направляемых на развитие, соответственно выпадения доходной части бюджета. В этих условиях необходимо выработать меры по восполнению такого выпадения.
Инфляция (индекс потребительских цен, декабрь к декабрю) прогнозируется на уровне 8,0%.

На уровень инфляции, как сдерживающее, так и возрастающее влияние будут оказывать такие основные факторы, как: отсутствие существенных внешних и внутренних шоков спроса и предложения; умеренный рост цен на продовольственные товары на внутреннем рынке на 5,0%, непродовольственные товары – на 8,0%, услуги – на 9,0%; традиционная зависимость внутреннего рынка хлебопродуктов от импорта муки и зерна; изменение цен на коммунальные услуги; сезонные колебания цен на сельхозпродукцию; сдерживание резких колебаний обменного курса инструментами денежно-кредитной политики; прогнозируемые умеренные показатели инфляции в странах - основных торговых партнерах.

Отмечая о прогнозных показателей реальных секторов, формирующих ВВП, министр Т. Сариев сообщил, что наибольший вклад на рост ВВП ожидается от сферы услуг, которой оценивается на уровне 2,5 процентного пункта и остается основным сектором в формировании ВВП(удельный вес в структуре ВВП достигнет 47,3 %).

Реальный прирост прогнозируется в 5,5 %, где основными источниками роста будут: торговля, где рост прогнозируется на уровне 6,3 %, транспортные услуги – на 8,9 %, услуги связи – на 8,8 %, услуги финансовой деятельности – на 5,8 % и услуги гостиниц и ресторанов – на 8,4 %.
Вышеуказанный рост будет поддерживаться прогнозируемым увеличением номинального размера денежных доходов населения на 15,3%.

Следующим сектором, который вносит наибольший положительный вклад в структуру ВВП (2,2 процентного пункта) является промышленность, с удельным весом в структуре ВВП 16,6 %.

В промышленности прирост на 12,5 % прогнозируется за счёт увеличения реального производства, в основном, в обрабатывающей промышленности на 15,6 % за счет металлургического производства (уд. вес в общем объеме промышленности которого составит 40,0 %): восстановлением и активизацией работы на руднике «Кумтор», где прогнозируется рост объемов на 26 %; наращиванием объемов производства на ОАО «Кыргызалтын», где прогнозируется реальный рост на 8,5 % (на месторождениях Солтон-Сары, Макмалзолото и Терексайский рудник); вводом мощностей месторождения «Бозымчак».

Кроме того, прогнозируется рост в производстве строительных материалов на 6,6 % за счет наращивания объемов производства ОсОО «Интергласс», где объем производства листового стекла возрастет в 1,4 раза по сравнению с 2012 годом и достигнет 18,0 млн.кв.м, а также за счет полной загрузки мощностей цементных заводов: ЗАО «Южно Кыргызский Цемент», ОсОО «Южный комбинат строительных материалов», ОАО «Кантский цементный завод», ОсОО «Ак-Сай Цемент», что позволит полностью покрыть потребность внутреннего рынка в цементе.

Устойчивая работа предприятий текстильного и швейного производств, позволит реальный рост на 5 %. Однако, может возникнуть риски при экспорте товаров в условиях вхождения в Таможенный союз.

Кроме того, вновь запускаемые мощности нефтеперерабатывающего завода в г. Кара-Балта позволит увеличения объемов производства нефтепродуктов на 17 %.
В энергосекторе, удельный вес которого в структуре промышленности занимает 16,2 %, на 2014 год прогнозируется спад объемов до 99,5%, за счет снижения выработки электроэнергии, из-за наступления маловодного периода.
Прирост в сельском хозяйстве ожидается на уровне 2 % с учетом реализации запланированных в 2014 году задач: увеличение продуктивности растениеводства и животноводства; расширение ирригационных систем, оптимизация водопользования; создание и развитие рынка земли; развитие кооперативов; повышение доступа сельских товаропроизводителей к финансовым ресурсам, развитие кредитования и лизинга.

Кроме того, ожидается эффект предоставления льготных кредитов сельскохозяйственным производителям в 2011-2013 годах (более 4,0 млрд. сомов).

Удельный вес сельского хозяйства в общем объеме ВВП составит 16,1 %, а вклад в рост ВВП – 0,33 процентных пункта, за счет прироста в растениеводстве на 2,7 % и животноводстве - на 1,2 %.

Основным риском в данном секторе будет неблагоприятные природно-климатические условия, непредсказуемость цен на топливо и ГСМ, а также дефицит минеральных удобрений.

Строительный сектор экономики будет ускоренно развиваться в 2014 году с реальным приростом на 15,5 % (удельный вес в структуре ВВП составит 6,4 %).
Большой объем строительных работ предстоит выполнить для продолжения работ по запланированным крупным инвестиционным проектам в энергетической отрасли, которые внесут основной вклад в строительство в 2014 году (это работы по строительству линий электропередачи, связывающих территорию страны в единое энергетическое кольцо и обеспечению энергетической независимости: строительство ЛЭП 500 кВ «Датка-Кемин» и ПС 500кВ «Кемин» (97,4 млн. долл.США); Верхне-Нарынского каскада ГЭС (60 млн.долл.США); Камбар-Атинской ГЭС-1 (340 млн.долл.США); обеспечение пуска 2-го гидроагрегата Камбар-Атинской ГЭС-2 (43,7 млн.долл.США). Другими направлениями в строительстве будут объекты транспортной магистрали, включая трех региональных транспортных коридоров («Бишкек-Нарын-Торугарт», «Тараз-Талас-Суусамыр», «Ош-Баткен-Исфана»), а также строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры.

В целом на развитие экономики и социальной сферы в 2014 году прогнозируется направить 89,6 млрд. сомов капитальных вложений, где прирост составит 15,2 %. Из них, почти 70% – это внутренние инвестиции по всем источникам, включая средства республиканского бюджета, предприятий, населения и кредитов банков.

Основную долю в структуре внутренних инвестиций занимают средства предприятий, организаций и населения, составляя 86,7 %.

Внешние инвестиции прогнозируются на уровне 29,4 млрд. сомов или 32,8 % от общего объёма капитализации экономики в 2014 году, включая капитальную часть ПГИ, прямые иностранные инвестиции с удельным весом 8,7 % от объёма капитализации экономики, иностранные гранты и гуманитарную помощь. Рост частных инвестиций предположительно будет обусловлен притоком инвестиций в крупные среднесрочные и долгосрочные национальные проекты.

Показатели внешнеэкономической деятельности на 2014 год прогнозируются с номинальным ростом на 15,4 % внешнеторгового оборота в размере 9,6 млрд.долл.США.

Внешнеторговый оборот в 2014 году будет складываться под влиянием таких факторов, как: рост внутреннего производства; риски, связанные с условиями действия ТС; прогнозируемое снижение мировых цен на золото.

Номинальный объем экспортных поставок составит до 2,3 млрд. долл. США, и темп роста сложится на уровне 10,7 %, за счет увеличения поставки золота на 9,6 %, доля которого в общем объеме экспорта составит 30,8 %, а также роста экспорта швейных изделий (на 13,9 %), ламп накаливания (на 4,7 %), овощей и фруктов (на 5,9 %), хлопка-волокна (на 3,3 %) и др.

Объем импорта сложится в размере 7,3 млрд. долл. США, рост составит 17,0 %, который будет определяться ростом потребительского спроса, связанным с увеличением объемов поставок нефтепродуктов на 17,0 % (доля в структуре импорта – 19,4 %), промежуточных и инвестиционных товаров, а также потребительских товаров. Импорт инвестиционных товаров возрастет на 12,4 %, что создаст надёжные предпосылки для поддержания экономического роста.
В результате отрицательное сальдо торгового баланса сложится на уровне 4,9 млрд. долл. США.

О прогнозируемых показателях в социальном секторе, министр проинформировал, что основным приоритетом Правительства остается решение социальных задач. Расходы из республиканского бюджета по-прежнему является социально ориентируемой и удельный вес расходов на социальную сферу достигает почти 50 %.

Исходя из прогнозируемых параметров развития экономики в 2014 году, основные социальные показатели будут складываться следующим образом:
Объем ВВП на душу населения в 2014 году увеличится на 9,9%, и достигнет 1466,7 долл. США. (2013 год 1335,0 долларов США).

Номинальные денежные доходы населения возрастут на 15,3 % и их объем составит 289,8 млрд. сомов. С учетом прогнозируемого роста потребительских цен, реальный темп прироста денежных доходов составит 5,6 %. В структуре денежных доходов увеличится «заработная плата», где номинальный размер в среднем возрастет на 12,6 % и составит 13896 сомов, а реальный рост - на 3,1 %.

Прогнозируется рост номинального размера средней пенсии, с учетом компенсации за электроэнергию, на 6,5 % и составит 4726,0 сома. Прожиточный минимум прогнозируется в размере 5091,3 сома.

Прогнозируемый рост в экономике и меры по содействию занятости в 2014 году повлекут создание рабочих мест и рост численности занятых в экономике от 2352,7 тыс. чел. в 2013 году до 2391,3 тыс. чел. в 2014 году.
Повышение занятости позволит снизить уровень безработицы с 8,3 % в 2013 году до 8,1 % в 2014 году.

Таким образом, прогнозируемый экономический рост на 2014 год на 6,9 % будет обеспечен положительным ростом всех секторов экономики. Для достижения прогнозируемых макроэкономических параметров будет проводиться согласованная денежно-кредитная, налогово-бюджетная, инвестиционная, инновационная политика всеми участниками экономического процесса.

При этом риском уменьшения прогнозируемого показателя роста на 2014 год может быть влияние эффекта высокой базы ожидаемого в 2013 году, вследствие реализации резервов по увеличению объема ВВП (ожидаемые дополнительные объемы на предприятиях по разработке месторождений «Кумтор», ОАО «Кыргызалтын» и др.).

В заключение, министр Т. Сариев отметил, что учитывая потребность общества в устойчивом развитии экономики и имея в виду наши резервы, мы должны стремиться к росту. В Национальной стратегии устойчивого развития определены приоритетные области для совместных действий и согласование основ будущего участия с соответствующим рядом мер, которые обеспечат устойчивое, многостороннее развитие, и как известно, поддержаны нашими партнерами по развитию. Нам остается только претворять все это в реальность - направление этих потенциальных ресурсов в успешные проекты и в реальное улучшение условий жизни обычных людей. Для этого нам нужны совместные эффективные действия.

Онлайн обращение