Об этом сообщил министр экономики Кыргызской Республики Темир Сариев, выступая с докладом по тенденциям бедности 2010-2012 гг. и пути сокращения бедности 2013-2017 гг. во второй половине дня работы Конференции доноров в Госрезиденции «Ала-Арча». По словам министра, уровень бедности в стране остается одной из самых острых социальных проблем, которая несет в себе много негативных последствий для развития страны и общества. По итогам 2012 года этот показатель возрос на 1,2 процентных пункта.
По состоянию на 2012 год, 38% населения страны живет за чертой бедности и за период с 2009 года уровень бедности возрос на 6,3% процентных пункта.
При этом, в городе уровень бедности в 2012 году составил35,4%,а в сельской- 39,6%. Большая часть бедного населения проживает в сельской местности. Так, в 2012году за чертой бедности проживали 2 млн. 153 тыс. человек, из которых 65,9 процента являлись жителями сельских населенных пунктов.
Пересчитанная стоимостная величина общей черты бедности в 2012 году составила 26182 сомов в год (или72 сом или 1,5 долл. в день) на душу населения, а крайней бедности - 15434 сомов (42 сом или 0,9 долл. в день).
Распространенность бедности по регионам страны неравномерна. Позитивные сдвиги в улучшении благосостояния населения наблюдались в Чуйской, Таласской и Нарынской областях, где уровень бедности по сравнению с 2011 годом снизился более, чем на 10 процентных пункта в целом, как в городской, так и сельской местности. В Баткенской и Иссык-Кульской областях уровень бедности снизился незначительно, на 1,4 процентных пункта.
В остальных регионах республики отмечен рост бедности относительно предыдущего года. В частности, в Джалал-Абадской области уровень бедности увеличился на 10,4 процентных пункта. В Ошской области (включая гор.Ош) рост бедности составил 6,8 процентных пункта. В гор.Бишкек уровень бедности в 2012 году увеличился на 3,0 процентных пункта, составив 21,4 %.
Особую тревогу вызывает высокая детская бедность. Детская бедность, уровень которой выше средних показателей по стране, является одной из болезненных социальных проблем.
Дети, живущие в бедных семьях, сталкиваются с различными проблемами, включая доступ к качественным социальным услугам и инфраструктуре образования и здравоохранения и другим. Они переносят бедность тяжелее в силу их большей уязвимости, и последствия более серьезные потому, что упущенные возможности в детстве зачастую не позволяют им в дальнейшем полноценно воспользоваться своими правами, добиться в жизни благополучия и реализации заложенного в них потенциала.
По данным НСК за 2011год определено, что из общей численности детей в возрасте до 17 лет, 44,6% проживали в условиях бедности, из них 5,6% оказались в категории крайне бедных. Уровень детской бедности в сельской местности составил 47,6%, что на 8,9 процентных пункта выше, чем в городских поселениях.
Преодоление бедности напрямую связано с вопросами качества жизни населения. Одним из актуальных вопросов качества жизни является сбалансированное по качественному и количественному составу питание. От уровня благосостояния домохозяйства зависит качество, количество и разнообразие потребляемых продуктов питания. Энергетическая ценность потребленных продуктов питания небедных домашних хозяйств в 2011г. была на 26,6% выше, чем в бедных и на 38,1% - чем в крайне бедных домашних хозяйствах.
На фоне ухудшения экономической ситуации, роста общей безработицы одним из надёжных и значимых источников поддержания доходов населения, особенно в сельской местности, где проживает бедное и крайне бедное население, стали частные трансферты трудовых мигрантов, объём которых за период 2009 -2012 годы вырос почти вдвое, с 1,0 до 2,0 млрд.долл.
Без учёта трансфертов трудовых мигрантов уровень бедности в стране в этот период колебался бы в пределах 42%-43%.
Фактически, за счёт вклада в бюджеты домохозяйств доходов от деятельности трудовых мигрантов, нам удалось «сгладить» уровень бедности до уровня 31,7%-36,8%, то есть, на 8-10 процентных пунктов.
Также министр Т. Сариев сообщил о планируемых мерах и действиях, направленных на сокращение бедности в Кыргызстане. Особо отметив, что решение вопросов, связанных с человеческим развитием и преодолением бедности является одним из главных приоритетов государственной политики в рамках Национальной Стратегии устойчивого развития до 2017 года, которая в целом состоит в том, чтобы, во–первых, оказать полноценную государственную поддержку тем категориям граждан, которые являются не трудоспособными и, во –вторых, создать условия для получения доходов трудоспособной категории граждан, которая оказалась за чертой бедности.
В проекте Плана и Программы Правительства по реализации Стратегии, который сейчас находится на рассмотрении в Парламенте, разработаны детальные меры по изменению качества жизни для каждой категории граждан к 2017 году.
В этой Программе впервые сделали попытку увязать конкретные обязательства государства по предоставлению законодательно закреплённых услуг с конкретной категорией граждан, начиная с рождения ребёнка и до глубокой старости человека.
Так, в области социальной защиты в числе приоритетных выдвигается решение таких задач, как: повышение размеров государственных пособий для детей из малообеспеченных семей; создание условий для появления сети негосударственных учреждений, оказывающих социальные услуги, особенно на местном уровне; проведение оптимизации интернатных учреждений для детей, оставшихся без опеки и попечения родителей; обеспечение комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетними, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации; улучшение доступа детей с ОВЗ к социальным услугам; наращивание потенциала системы социальной защиты и пенсионного обеспечения и другие задачи.
Принимая во внимание, что главным источником сокращения бедности и роста доходов населения является устойчивый рост экономики, намерены приложить усилия для достижения экономического роста на 7,5% в среднем за год. Только в этом случае сможем ориентироваться на достижение целевого ориентира по сокращению бедности на уровне 25% к 2017 году, который обозначен в Национальной стратегии устойчивого развития.
Поэтому, политика по сокращению бедности тесно связана с мерами политики обеспечения устойчивого экономического роста по каждому из экономических приоритетов Стратегии. В ближайшие пять лет мы намерены запустить 77 крупнейших инвестиционных проектов, включая проекты в энергетическом секторе, в сельском хозяйстве, в горной добыче, транспортной инфраструктуре, туристической отрасли, а также несколько производственно-логистических проектов. Запуск и реализация этих проектов позволит ежегодно создавать свыше 100 тыс. рабочих мест.
Планируемые задачи по обеспечению роста занятости населения будут направлены: на организацию обучения безработных граждан, особенно, женщин и молодёжи на селе, предоставление услуг образования взрослым для обеспечения соответствия их навыков требованиям рынка труда и создание условий получения квалификации /переквалификации на протяжении всей жизни, на государственную поддержку граждан, занятых на внешних рынках труда и обеспечение права на труд для уязвимых слоев населения, женщин, молодежи, лиц с ограниченными возможностями.
В целом, как отметил глава Минэкономики КР, прогнозируется, что при ежегодном росте ВВП на уровне 7,0-7,5% в год, реальные денежные доходы населения будут возрастать на 7,4%в среднем за год. При этом, ВВП на душу населения достигнет в 2017 году 2420 долл. США относительно 1210долл. США в 2012 году и возрастёт в два раза.
Номинальный размер средней заработной платы составит в 2017 году 26053 сома (554 долл) и возрастет в 2,3 раза к уровню 2012 года. Коэффициент соотношения средней заработной платы к размеру прожиточного минимума на трудоспособное население сложится на уровне 3,6.
Номинальный размер пенсии в 2017 году достигнет 8164 сом (174 долл.) и возрастёт почти в два раза к уровню 2012 года. Предполагается поддержание базовой части пенсии на уровне 12% от размера средней заработной платы с ежегодной индексацией страховой части пенсии.
В заключение, министр Т. Сариев отметил, что бедность - это не локальное явление, которое характерно только для Кыргызстана. Весь мир сегодня озадачен выработкой действенных мер по решению проблем, связанных с сокращением уровня бедности и недоедающих людей, которые ежедневно не имеют достаточного доступа к продуктам питания. Поэтому, для искоренения этого глобального явления, которое становится сегодня серьезным препятствием для устойчивого развития, необходимы согласованные глобальные инициативы, учитывающие интересы таких стран, как Кыргызстан, который пережил в последние годы глубокие потрясения, но который ставит амбициозную цель выйти на устойчивые позиции в развитии.
Сейчас завершается подготовка отчета о выполнении Целей развития тысячелетия до 2015 года для участия Кыргызстана осенью этого года в работе 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Думаю, что Кыргызстан займет активную позицию в выработке рекомендаций по вопросам искоренения бедности, включая предложения по целям развития Кыргызстана на этапе пост_ЦРТ_-2015.