Выступление министра экономики КР по достижению в сфере развития в 2010-2013 гг. и Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 гг.

Новости
09 Июль 2013
4632

Сегодня, 10 июля министр экономки Кыргызской Республики Темир Сариев выступил докладом "Достижения в сфере развития в 2010-2013гг." и "Национальная стратегия устойчивого развития на 2013 -2017гг." на Конференции высокого уровня по вопросам развития, которая проходит в госрезиденции “Ала-Арча”. (Также прилагается презентация).

Прежде чем говорить о перспективах и приоритетах, заявленных в утвержденной Национальной Стратегии устойчивого развития КР до 2017 года, министр Т. Сариев кратко представил наиболее значимые достижения и проблемы, которые фактически имели место в развитии Кыргызстана в период 2010-2012гг.
Как отметил Т. Сариев, этот период для Кыргызстана оказался одним из наиболее сложных этапов в развитии, потому что многое пришлось строить заново. В частности, после апрельских событий 2010 года произошли коренные изменения в государственном устройстве Кыргызской Республики. Была введена парламентская форма правления. Ключевой темой в повестке дня работы Правительства стало обеспечение безопасности общества. Президент, Жогорку Кенеш и Правительство сумели тогда предотвратить кризисные проявления и направить жизнь страны в стабильное и конструктивное русло.

Главным достижением этого периода для Кыргызстана стало преодоление непредсказуемого «обвала» экономики на фоне последствий мирового финансового кризиса 2008-2009гг, внутриполитических событий в апреле и июне 2010 года и техногенной аварии на крупнейшем золотодобывающем предприятии Кумтор в прошлом году. Все эти результаты напрямую сказались на показателях экономического роста, который кумулятивно за период 2010-2012 гг. составил 4,5%.

На этом этапе, несмотря на глубокие потрясения, социальная политика была неизменно направлена на выполнение со стороны государства гарантированных социальных обязательств в полном объёме. 2011 год стал годом восстановительных процессов в экономике, особенно, в пострадавших южных регионах страны после политических событий в апреле и июне 2010 года.
Расходы на социальную защиту категорий населения с низкими доходами выросли с 9,5% до 16,3% от общих расходов бюджета. Бюджетные расходы системы образования и здравоохранения тоже возросли, но не так резко, с 17,4% до 20,2% и с 9,9% до 10,6%, соответственно. Суммарный удельный вес расходов государства на социальные услуги составил в 2012 году 47% от бюджетных расходов и возрос относительно докризисных событий 2008 года на 6 процентных пункта. Исходя из этих показателей, государственный бюджет страны продолжает оставаться социально –ориентированным.

Показатель открытости экономики за 2009-2012 годы снизился с 109,5% до 85,4% (более, чем на 24%) из-за снижения внешнеторгового оборота в результате закрытия границ, связанными с внутриполитическими событиями 2010 года.
Показатели чистого притока прямых иностранных инвестиций в условиях политической и экономической нестабильности в 2009-2012гг. имели тенденцию к сокращению, за исключением 2010 года, когда на фоне оттока капитала значительные финансовые ресурсы направлялись на восстановление южных регионов страны.

В этот период удалось сохранить устойчивость финансового сектора Кыргызской Республики. Банковская система и небанковские финансово-кредитные учреждения в условиях влияния глобального финансово-экономического кризиса и внутриполитических событий продемонстрировали достаточный запас прочности. Размер кредитного портфеля в 2010-2012 гг вырос в 1,8 раза.

Вместе с тем, процентные ставки по кредитам в условиях сохранения политических и экономических рисков продолжали оставаться высокими, в предела 29%-30%.

На фоне ухудшения экономической ситуации, роста общей безработицы одним из надёжных и значимых источников поддержания доходов населения, особенно в сельской местности, где проживает бедное и крайне бедное население, стали частные трансферты трудовых мигрантов, объём которых за период 2009 -2012 гг. вырос почти вдвое, с 1,0 млрд. долл. в 2009 году до 1998,3 млрд. долл. в 2012 году.

Результаты анализа данных изменения уровня бедности с учётом и без учёта доходов от трудовой деятельности мигрантов за пределами Кыргызстана продемонстрировали высокий уровень их влияния на уровень жизни населения, особенно южных регионов.

Анализ данных по изменениям уровня бедности с учётом и без учёта трансфертов трудовых мигрантов в разрезе регионов продемонстрировал наибольшее влияние этого фактора в самых бедных южных регионах, например, в Баткенской области, где вклад трансфертов мигрантов в сокращение уровня бедности за 2011 год оценивается в 16,4 процентных пункта, то есть фактически сложилось 35,6%, а могло быть 52%. В самодостаточных областях, например, в Чуйской области и г. Бишкек, это влияние оценивается на уровне 0,1-0,2 процентных пункта, поскольку отток населения с этих территорий ограничен относительно бедных южных регионов.
Индекс потребительских цен в этот период колебался от нулевой отметки в 2009 году до, почти 20% в 2010году. Воздействие множества факторов на уровень потребительских цен стало следствием, как инфляционных всплесков, так и замедления роста цен в этот период.

В целом, основными влияющими факторами на рост потребительских цен в 2010 году стали: рост мировых цен на продовольствие; зависимость внутреннего рынка хлебопродуктов более чем на 60% от импорта зерна и муки; рост мировых цен на нефтепродукты; увеличение объёмов денежного предложения, обусловленного значительными расходами бюджета в связи с повышением оплаты труда учителям и врачам, примерно, в 2 раза.
В последующие годы инфляция не превысила уровня однозначного показателя. По итогам первого полугодия 2013 года уровень инфляции составил 1,5%.

Уважаемые участники, теперь позвольте плавно перейти к целевым макроэкономическим параметрам до 2017 года, обозначенным в Национальной Стратегии устойчивого развития.
В целом, макроэкономическая политика до 2017года разработана с учётом внешних и внутренних предпосылок и условий развития.
Так, к числу благоприятных внешних факторов отнесены:
• политическая стабильность в регионе и странах – основных торговых партнёрах;
• умеренный рост мировой экономики (прогнозируемый рост экономики до 4% в среднем за год);
• прогнозируемый экономический рост в соседних государствах – России (выше 3,0 %), Казахстане (на уровне 6,0%), Китае (7-8%);
• не высокий уровень инфляции, прогнозируемый в странах, основных торговых партнёрах КР, в России и Казахстане (не выше 7,0%);
• расширение внешнеэкономического сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), ЕврАзЭС, СНГ;
• политическое решение о вступлении КР в ТС;
• прогнозируемая стабилизация мировых цен на нефть на уровне 100-110 долларов за баррель за счет сокращения спроса на нефть из-за замедления роста экономики Китая и ряда стран Европы.

Негативными факторами внешнего воздействия могут стать:
• финансовая неустойчивость ряда стран Европы, ближнего Востока;
• замедление роста экономики в Китае;
• высокая степень зависимости от внешних заимствований на покрытие дефицита бюджета;
• высокий уровень волатильности мировых цен на продовольствие;
• колебания цен на золото в сторону снижения с 1600 до 1200 долл.за 1 тройскую унцию.
Внутренними факторами негативного воздействия на макроэкономическую стабильность могут стать:
• осложнения общественно-политической ситуации;
• неустойчивость ситуации в бюджетно-налоговой сфере;
• риски повышения уровня инфляции из–за роста цен на продовольствие;
• прогнозируемые риски дефицита производства электроэнергии (порядка 6млрд квт.час), что может стать реальным ограничением для устойчивого роста экономики;
• конфликты на местном уровне
• возможное замедление запуска в эксплуатацию золотодобывающих предприятий
• природно-климатические риски;

Прогнозируется, что для обеспечения макроэкономической стабильности уровень инфляции в 2013-2017 годы не превысит однозначных показателей.
Реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 7,5% в среднем за год. Кумтор, по прежнему останется значимым объектом в экономике. В первые два года вклад в реальный прирост ВВП составит в среднем 1,9 процентных пункта, в последующие годы этот вклад будет уменьшаться до нейтрального практически воздействия на экономический рост к 2017 году

Максимальный вклад (2,9 процентных пункта) в среднегодовые темпы экономического роста прогнозируется от сферы услуг. Вклад сектора строительства, составит 1,1 процентный пункт за счёт высоких темпов роста, прогнозируемых в строительстве на уровне 16,2 % в среднем за год.

Реальный вклад промышленного производства (1,6 процентного пункта), будет обеспечен за счет восстановления производства на «Кумторе» и доведения уровня добычи золота до 20 т., а также за счет полной загрузки стекольного, цементного производств, запуска новых мощностей, в частности, предприятий нефтепереработки и новых месторождений в горнодобыче.

Вклад сельского хозяйства в экономический рост будет не большим ( 0,4 процентных пункта) из –за низких темпов роста (2,3% в среднем за год).

Среднесрочная бюджетная политика будет направлена на сокращение дефицита бюджета до 2,5% к 2017 году. Дальнейшее реформирование системы межбюджетных отношений должно оказать положительное воздействие на доходы местных бюджетов.
Что касается вопросов человеческого развития, то их решение невозможно без решения конкретных задач по сокращению бедности и повышения качества жизни. По состоянию на 2012 год 38% населения страны живет за чертой бедности. Этот показатель прогнозируется сократить к 2017 году до 25%.

Кроме того, Правительством разработан и уже направлен на рассмотрение в Парламент проект Плана и Программы по реализации Национальной стратегии устойчивого развития до 2017 года, который является неотъемлемой составляющей этой Стратегии и который на основе конкретных мер и действий позволяет ответить на вопрос: «Как Правительство будет решать задачи, поставленные в Национальной Стратегии?»
Возвращаясь к целевому ориентиру по сокращению бедности до 25 % к 2017 году, обозначенному в Стратегии, в рамках детального плана Правительства предложены меры по изменению качества жизни для каждой категории граждан к 2017 году, через конкретные обязательства государства по предоставлению гарантированных услуг в течение предстоящих пяти лет.
Их всего десять согласно закону о государственном социальном стандарте, включая услуги здравоохранения, образования, социальной защиты, пенсионного обеспечения и другие.
Принимая во внимание, что в Национальной Стратегии устойчивого развития в качестве главного выдвинут приоритет человеческого развития, в Плане и Программе Правительства предложены конкретные механизмы измерения качества государственных услуг, ориентированных на конкретную категорию граждан, начиная с рождения ребёнка и до глубокой старости человека с помощью набора специальных индикаторов.
План Правительства сформирован с использованием сквозного принципа формулирования политики государственного управления по каждому из приоритетов Национальной Стратегии устойчивого развития.

Учитывая, что этот документ станет управленческим инструментом, содержание политики сформулировано через конкретные требования к ключевым компонентам системы государственного управления:
• к институциональному потенциалу;
• к законодательству;
• к кадровому потенциалу;
• требования к достоверности информации для принятия выверенных политических решений.

При этом, меры политики предложены, исходя из критичной оценки потенциала действующей системы институтов государственного управления, включаю антикоррупционную составляющую отдельным блоком задач и конкретных мер.
Министр Т. Сариев также отметил, что впервые в программном документе Правительства появилась реальная критика действующих институтов государственного управления, что полностью отвечает сути и содержанию проблем по этим вопросам, представленных в Национальной Стратегии устойчивого развития.
Решение задач, поставленных в Национальной Стратегии, намечено осуществлять через ежегодные планы Правительства, что с одной стороны, позволит вносить изменения в базовый пятилетний План, а с другой – сохранить долгосрочную преемственность для продвижения приоритетов и достижения целевых ориентиров Национальной Стратегии устойчивого развития.

Другим сквозным блоком задач Плана Правительства стал раздел по политике устойчивого развития регионов.
Вместо традиционной отраслевой модели регионального развития предлагается проектно–целевая модель устойчивого развития регионов и местных сообществ.
Экономическую политику регионов предлагается выстраивать не по старинке «развивать всё в отсутствии финансовых ресурсов», а выходить на региональную спецификацию, когда каждый регион станет узнаваемым по производимой продукции, обретёт свой специфический « брэнд».
Так, общий бюджет пятилетнего Плана оценён на уровне 16,3 млрд. долл. США без учёта бюджетов судебной системы, Жогорку Кенеша, силовых структур (МВД и Минобороны, секретные), Аппарата Президента, Премьер –министра.

Реальные возможности финансирования Плана составляют – 8,7 млрд. долл. или 53%. Финансовый разрыв составил -47%.
Для сокращения финансового разрыва может быть предложено два варианта решения этой проблемы:
• Либо мы в процессе рассмотрения проекта Плана в Парламенте откажемся от решения задач, не обеспеченных финансированием;
• Либо, будем последовательно вести с Вами, уважаемые главы и представители международных донорских организаций, конструктивные переговоры по вопросам гармонизации совместной Программы внешней помощи для Кыргызстана и Программы и Плана Правительства по реализации Национальной Стратегии устойчивого развития до 2017 года.

Что касается 77 крупных инвестиционных проектов, которые выдвинуты в Национальной Стратегии устойчивого развития для реализации до 2017 года, то их общая стоимость составляет 7,4 млрд. долл. или 45% от общей стоимости пятилетнего плана Правительства по реализации Стратегии.
При этом, реальные возможности в финансировании этих проектов оценены на уровне 3,9 млрд. долл. или 53%. Дефицит в финансировании проектов оценивается в пределах 3,5 млрд. долл (47%), который нам предстоит покрывать через поиск и привлечение в страну прямых иностранных инвестиций.
В разрезе приоритетов по инвестпроектам ситуация складывается следующим образом: наиболее покрываемая часть финансированием–это энергетические проекты, а с наибольшим разрывом в финансировании обозначились производственно –логистические проекты, ирригационные проекты в сельском хозяйстве, проекты в горной добыче.

Министр проинформировал о последующих шагах:
1). Во – первых, мы планируем продолжать национальные консультации со всеми заинтересованными сторонами, включая международные донорские организации, по мере продвижения Программы и плана Правительства по реализации Национальной Стратегии устойчивого развития до 2017 года на утверждение Парламента.
2).Отдельный блок работ намечен с секторальными министерствами и регионами, включая оказание им экспертно–консультативной поддержки в разработке или корректировке секторальных и региональных программ по переходу к устойчивому развитию.
И, в заключение, министр сообщил, что многие страны мира сегодня выходят с инициативами устойчивого развития, преломляя эту модель через свои специфические особенности в развитии. Наши основные партнёры по развитию, Казахстан, Россия, тоже начали успешно продвигать эту модель. Кыргызстан в этом процессе занял достойное место, выдвигая пятилетние ориентиры и План по преходу к устойчивому развитию к 2017 году.
Учитывая, что цена вопроса высока, еще ни одна страна в мире не может продемонстрировать сегодня, что она реально развивается по принципам и модели устойчивого развития, а все - только в пути, и чудес не бывает.

Нам предстоит до 2017 года заложить только базовые основы, фундамент, для уверенного продвижения к устойчивому развитию в последующие годы. Хотел бы выразить уверенность в последовательных и выверенных шагах Кыргызстана в направлении устойчивого развития.

Онлайн обращение