Об этом заявил министр экономики Кыргызской Республики Темир Сариев в ходе работы круглого стола (совместный проект ЮСАИД и ПРООН Содействие прозрачности госбюджета, Правозащитное движение Бир дуйно Кыргызстан и Антикоррупционный деловой совет Кыргызстана) на тему: Борьба с коррупцией в Кыргызстане: оценка пройденного пути.
Цель круглого стола, с участием представители гражданского общества, руководители государственных органов и экспертов проанализируют проблемы текущего состояния антикоррупционной работы, с целью оценки пройденных Кыргызстаном этапов и усилий по предотвращению коррупции.
В своем выступлении министр Т. Сариев отметил, что коррупция – сложное явление, в котором переплетены политика, экономика и состояние общества. Поэтому и борьба с коррупцией должна представлять собой сложный комплекс мер.
В Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017 годы, Программе и Планах по устойчивому развитию определены отдельные блоки, посвященные антикоррупционной политике. Особое внимание уделяется выстраиванию общесистемных механизмов (правовых и институциональных), обязательных для успеха государственной антикоррупционной политики, устранению коррупционных рисков и взаимодействию государственных органов с гражданским обществом и его информированность.
Все это вылилось в конкретные цели по устойчивому развитию Кыргызской Республики, как выход к 2017 году в число передовых стран в международном рейтинге восприятия коррупции, учитывая то, что в настоящее время Кыргызстан занимает 154 позицию.
Правительством Кыргызской Республики проводится работа по расширению мер правового и институционального воздействия по снижению уровня коррупции и недопущения дальнейшего укоренения, где одних усилий Правительства недостаточно и требуется поддержка со стороны неправительственного сектора.
В этой связи, нами обозначены ряд следующих приоритетных направлений: 1.Разработка и внедрение антикоррупционной законодательной базы, где нам предстоит: провести ревизию действующего законодательства, выявить и исключить противоречия, коллизии, многочисленные отсылочные нормы; работать над наиболее полной имплементацией в национальное законодательство антикоррупционных международных правовых инструментариев; провести детальную регламентацию сферы конфликта интересов на уровне закона в подзаконных актов, а также исключить нормы, создающие условия для коррупции.
Мы поднимаем инициативу вхождения Кыргызстана в Группу стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) и намерены обратиться в Евросоюз с просьбой оказать техническую помощь в институциализации антикоррупционной экспертизы. Здесь показательным примером является помощь Евросоюза (проект Моли-Ко) в создании такого Центра антикоррупционной экспертизы в Молдавии. 2. Антикоррупционная пропаганда и антикоррупционное образование. Данное направление предполагает популяризацию примеров успешных антикоррупционных программ в других странах; борьбу в средствах массовой информации с мифом обреченности республики на коррупцию; стимулирование деятельности общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции, и распространяющих полученную ими информацию; разработка, постоянное применение и использование в СМИ индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия, решения ветвей власти и деятельность конкретных их представителей. 3. Разработка и внедрение национальной системы противодействия коррупции. Здесь нам предстоит выстроить систему по исключению коррупционных зон и рисков.
Мы активно изучаем передовой опыт по снижению операционных издержек, связанных с регистрацией и ведением бизнеса; проведения анализа полномочий государственных органов, осуществляющих контрольные, разрешительные и надзорные функции, а также действующие акты, регламентирующие их деятельность, на предмет наличия условий для возникновения коррупции. 4. Разработка и внедрение мер по совершенствованию правоприменительной практики борьбы с коррупцией и внедрение международного опыта по обеспечению прозрачности деятельности судов. Радикальное снижение коррупции в правоохранительных и судебных органах является фундаментальной задачей, если она не будет решена в течение ближайших лет, это создаст системные риски для государства и общества в нашей стране.
Повышение эффективности раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в условиях современного общества требует от Правительства, государственных органов не просто наращивания усилий в борьбе с преступностью, а обеспечения системного и комплексного подхода к профилактике правонарушений, поиска новых, нетрадиционных форм и методов воздействия на преступность. 5. Создание и поддержание институтов гражданского контроля в сфере противодействия коррупции. Признавая важную роль институтов гражданского общества и широкой общественности, как стратегического ресурса и партнера в реализации антикоррупционных мер в сфере предупреждения коррупции, мы надеемся закрепить концептуальные подходы по внедрению механизма взаимодействия и его эффективного функционирования.
Сегодняшний круглый стол, Антикоррупционный форум государственных органов и институтов гражданского общества, постоянно развивающийся институт общественных наблюдательных советов является ярким подтверждением того, что государственные органы вступают в активную фазу своего взаимодействия с гражданским обществом, и наоборот.
В этой связи, как отметил министр Т. Сариев, мы возлагаем одну из ведущих ролей в создании и функционировании целостной системы по противодействию коррупции на уровень нашего взаимодействия. Мы намерены своевременно получать сигналы о коррупционной пораженности и очагах их развития, а также выработать эффективную практику по их предупреждению
Высоко оценивая уровень нашего взаимодействия, министр выразил слова признательности организаторам данного мероприятия и всем участникам круглого стола, и оценить нашу работу, как действенную помощь Правительству в приложении антикоррупционных мер.
В заключении, высоко оценивая уровень данного взаимодействия, министр Т. Сариев заверил от имени Правительства Кыргызской Республики свое стремление и дальше продолжать активную и конструктивную работу по эффективному взаимодействию и совершенствованию антикоррупционных мер. Очевидно, что основным индикатором наших успехов по противодействию коррупции является общество и наши граждане.
Следует отметить, что гражданское общество вместе с руководителями государственных органов и экспертами в ходе данного круглого стола проанализируют проблемы текущего состояния антикоррупционной работы, с целью оценки пройденных республикой этапов и усилий по предотвращению коррупции.