Проект Программы и Плана по переходу КР к устойчивому развитию (2013-2017 гг.) одобрен с учетом замечаний.

Новости
30 Апрель 2013
3368

Сегодня в ходе заседания Правительства Кыргызской Республики заместитель министра экономики Санжар Муканбетов представил на рассмотрение 5-летний План и Программу по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на период 2013-2017гг.


Проект документа, по словам замминистра, должен стать реальным управленческим инструментом Правительства по реализации приоритетов, обозначенных в Национальной Стратегии устойчивого развития до 2017 года, утвержденной Указом Президента в январе этого года.


Данный документ был сформирован в относительно сжатые сроки (3 месяца). Процесс его разработки сопровождался широкими национальными консультациями, включая участие в этом процессе депутатов Жогорку Кенеша, представителей Аппарата Президента и Правительства, руководителей министерств, ведомств, комитетов. Расширенные консультации были проведены для северных и южных регионов страны, а также с представителями бизнеса, научными кругами и неправительственными организациями.

Все рекомендации, которые получены на этапе формирования проекта Программы и Плана в, основном, учтены.

Переходя непосредственно к структуре и содержанию проекта документа, замминистра С. Муканбетов сообщил, что он формировался в соответствие с рамочными компонентами национальной модели устойчивости, приведенной в Стратегии устойчивого развития, включая: устойчивость государственного управления; экономическую устойчивость; устойчивость общества и экологическую устойчивость. При этом, использовался сквозной принцип формулирования политики государственного управления по каждому из этих блоков через взаимосвязь и взаимное влияние экономических, социальных и экологических процессов.

Все приоритеты, обозначенные главой государства в национальном стратегическом документе до 2017 года, также в полном объеме отражены в рассматриваемом сегодня проекте Плана и Программы в детализированном формате, с ответом на главный вопрос: как Правительство будет решать задачи, поставленные в утвержденном Национальном рамочном документе?


Поэтому, главным компонентом настоящей Программы стал детальный План Правительства на ближайшие пять лет с конкретными мерами, действиями, проектами для решения каждой из задач, поставленных в утверждённой Стратегии.

Впервые за постсоветский период Правительство приняло нестандартное решение о возрождении пятилетних планов и разработке конкретного пятилетнего Плана и

Программы. Решение задач, запланированных на этот период, намечено осуществлять через ежегодные планы Правительства, что с одной стороны, позволит вносить изменения в базовый пятилетний План, а с другой – сохранить долгосрочную преемственность для продвижения приоритетов и достижения целевых ориентиров, обозначенных в Национальной Стратегии устойчивого развития.

Формирование этого управленческого документа потребовало от разработчиков более глубокой и детальной проработки мер и инструментов политики по тем направлениям, которые были выдвинуты в числе приоритетных в рамках Национальной Стратегии.

Отсюда, появились элементы новизны по расшивке задач, поставленных в национальном рамочном документе. В частности, учитывая, что настоящая Программа является управленческим инструментом, содержание политики в Программе и Плане сформулировано через конкретные требования к ключевым компонентам системы государственного управления: к институциональному потенциалу; законодательству; кадровому потенциалу и потребности в его повышении для продвижения к устойчивым позициям в развитии страны; требования к достоверности информации для принятия выверенных политических решений.


При этом, меры политики предложены, исходя из критичной оценки потенциала действующей сегодня системы институтов государственного управления, включаю антикоррупционную составляющую отдельным блоком задач и мер.

Кроме того, впервые в программном документе Правительства появилась реальная критика действующих институтов государственного управления, что полностью отвечает сути и содержанию проблем по этим вопросам, представленных в Национальной Стратегии.

Другим элементом новизны стал раздел опять же по расшивке задач Стратегии и формированию детальных мер политики по человеческому развитию.


В проекте документа предлагается детальный план Правительства по изменению качества жизни для каждой категории граждан к 2017 году, через конкретные обязательства государства по предоставлению гарантированных услуг в течение предстоящих пяти лет. Их всего десять согласно закону о государственном социальном стандарте, включая услуги здравоохранения, образования, социальной защиты, пенсионного обеспечения, содействие занятости и памощи безработным, обеспечения правопорядка и безопасности граждан и т.д.


Для этого были разработаны и использовались новые методологические подходы измерения качества государственных услуг, ориентированных на конкретную категорию граждан, начиная с рождения ребёнка и до глубокой старости человека.

Разработан набор специальных индикаторов для измерения результатов их изменения, которые приведены в приложениях к Плану. Это: удельный вес населения, которое не доедает; размер финансирования на 1 больного: в стационарных условиях; амбулаторных условиях; охват дошкольным образованием; объем финансирования на 1 ребенка в государственном/муниципальном детском саду; объем финансирования на содержание 1 школьника: в городской школе; сельской школе; удельный вес подростков, не посещающих школу от общего объёма учащихся в возрасте 7-14; удельных вес студентов из сельской местности к общей численности студентов; процент населения, имеющего доступ к чистой питьевой воде; доля пенсионеров, размер пенсий которых ниже прожиточного минимума; охват социальными услугами на дому пожилых (одиноких) без попечения.


Третий элемент новизны настоящей Программы, который оказался самым сложным, это – межсекторальные сегменты в предоставлении государственных услуг населению, которые никогда не упоминались ни в одной Программе и всегда оставались слабым местом в системе государственного управления.

Это сегменты, где одному профильному министерству, в отдельных случаях, без участия местных органов самоуправления, не справиться с решением таких проблем, как: работающих детей; здоровье школьников; детей с особыми потребностями здоровья; безработицу среди выпускников Вузов, строительство социальной инфраструктуры и т.д.


В Национальной стратегии эти проблемы отчётливо обозначены тоже. Например, в разделе по образованию обозначена проблема слабой связи стандартов профессионального образования и реальных требований на рынке труда, а также неоправданные затраты на инфраструктуру этой системы и не востребованность этих специалистов, которые пополняют ряды безработных

Также, в соответствующем приложении Программы приведен выявленный набор межсекторальных функций и услуг и предложенными конкретными мерами по государственному регулированию этих вопросов через внесение изменений в Регламент работы Правительства.


Сквозным разделом Программы стал раздел по политике устойчивого развития регионов, это четвертый элемент по новым подходам в региональном развитии.

Вместо традиционной отраслевой модели регионального развития предлагается проектно–целевая модель устойчивого развития регионов и местных сообществ.

Экономическую политику регионов предлагается выстраивать не по старинке развивать все в отсутствии финансовых ресурсов, а выходить на региональную спецификацию, когда каждый регион станет узнаваемым по производимой продукции, обретет свой специфический брэнд.


При этом, двухуровневая модель межбюджетных отношений должна стать стимулирующим фактором для местных органов самоуправления в части продвижения перспективных проектов на местном уровне. Что касается областей и районов, то там предлагается создавать Фонды развития.

В целом, пятилетний вектор развития Кыргызстана выстраивается от сложившейся сегодня экономической базы с выходом на устойчивые позиции в развитии к 2017 году.

В целом, макроэкономическая политика на этот период разработана с учетом внешних и внутренних предпосылок и условий развития.

Так, к числу благоприятных внешних факторов отнесены: политическая стабильность в регионе и странах – основных торговых партнерах; постепенное оздоровление мировой экономики (прогнозируемый рост экономики до 4% в среднем за год); прогнозируемый экономический рост в соседних государствах – России (выше 3,0 %), Казахстане (на уровне 6,0%), Китае (7-8%).

Темпы роста мировой экономики и странах-партнерах КР: низкий уровень инфляции, прогнозируемый в странах, основных торговых партнерах КР, в России и Казахстане (не выше 7,0%).

Инфляция: расширение внешнеэкономического сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), ЕврАзЭС, СНГ; политическое решение о вступлении КР в ТС; прогнозируемая стабилизация мировых цен на нефть на уровне 100-110 долларов за баррель за счет сокращения спроса на нефть из-за замедления роста экономики Китая и ряда стран Европы.

Негативными факторами внешнего воздействия могут стать: финансовая неустойчивость ряда стран Европы и США; замедление роста экономики в Китае; высокая степень зависимости от внешних заимствований на покрытие дефицита государственного бюджета; прогнозируемый рост мировых цен на продовольствие; изменение цен на золото в сторону снижения.


Внутренними факторами негативного воздействия на макроэкономическую стабильность могут стать: возможные осложнения общественно-политической ситуации; неустойчивость ситуации в бюджетно-налоговой сфере; риски повышения уровня инфляции из – за роста цен на продовольственные товары; прогнозируемые риски маловодья и сохранение высокого уровня потерь в энергетическом секторе; повышение закупочных цен на газ из Узбекистана;

Прогнозируется, что для обеспечения макроэкономической стабильности уровень инфляции в 2013-2017 годы не превысит однозначных показателей.


Исходя из базового макроэкономического сценария, рост ВВП в 2013-2017 гг. прогнозируется на уровне 6,8% в среднем за год.

Кумтор, по прежнему останется значимым объектом в экономике, в первые два года вклад в реальный прирост ВВП составит в среднем 1,9 процентных пункта, а в последующие годы этот вклад перейдёт на нейтральный уровень.

Как видно из этой иллюстрации, максимальный вклад (2,9 процентных пункта) в среднегодовые темпы экономического роста прогнозируется от сферы услуг. Вклад сектора строительства, составит 1,1 процентный пункт за счёт высоких темпов роста, прогнозируемых в строительстве на уровне 16,2 % в среднем за год.

Реальный вклад промышленного производства (1,6 процентного пункта), будет обеспечен за счет восстановления производства на Кумторе и доведения уровня добычи золота до 20 т., а также за счет полной загрузки стекольного, цементного производств, запуска новых мощностей, в частности, предприятий нефтепереработки и новых месторождений в горнодобыче.

Вклад сельского хозяйства в экономический рост будет не большим (0,4 процентных пункта) из-за низких темпов роста (2,3% в среднем за год).

Что касается вопросов человеческого развития, то их решение невозможно без решения конкретных задач по сокращению бедности. По состоянию на 2011 год 36,8% населения страны живет за чертой бедности и с 2008 года уровень бедности возрос на 5,1 процентных пункта. Прогнозируется, что этот показатель снизиться и составит не более 30% к уровню 2017 года. В Национальной Стратегии этот показатель прогнозируется на более оптимистичном уровне -25%.

Далее, замминистра проинформировал о результатах бюджетирования проекта Плана Правительства 2013-2017 и, отдельно, национальных инвестиционных проектов, обозначенных в Национальной Стратегии в качестве наиболее приоритетных.


Так, общий бюджет пятилетнего Плана оценён на уровне 10,1 млрд. долл. США без учета бюджетов судебной системы, Жогорку Кенеша, силовых структур (МВД и Минобороны, секретные), Аппарата Президента, Премьер –министра и стоимость поддержания социальной инфраструктуры ( школы, Вузы, детские сады).

Реальные возможности финансирования Плана составляют – чуть более 3 млрд. долл. или 30%. Финансовый разрыв составил -70%.

Для сокращения финансового разрыва может быть предложено два варианта решения этой проблемы: либо вернуться к проекту Плана и отказаться от решения задач, не обеспеченных финансированием; либо, начать конструктивные переговоры с международными донорскими организациями в рамках подготовки совместной Программы внешней помощи для Кыргызстана.


Третье: произвести дорасчеты (хотя бы одной строкой по закрытым бюджетам, которые не вошли сейчас в бюджетное приложение Плана). Это существенно сократит финансовый разрыв пятилетнего Плана, сделав его более привлекательным и надёжным для реализации.

Также, наибольшие разрывы сложились в финансировании экономических приоритетов, системы госуправления, регионов.

По инвестиционным проектам: относительно Национальной Стратегии устойчивого развития, из 76 проектов со стороны министерств было проработано 70 проектов с общей потребностью в финансировании 5,8 млрд. долл. и проработанными возможностями на уровне 2,7 млрд. долл., что составило 47%, а 53% -это сложившийся дефицит в финансировании этих проектов, который предстоит покрывать.


В разрезе приоритетов по инвестпроектам ситуация складывается следующим образом: наиболее покрываемая часть финансированием–это энергетические проекты, а с наибольшим разрывом в финансировании обозначились производственно –логистические проекты, в сельском хозяйстве, в горной добыче.

Регионами также были предложены инвестиционные проекты, как точки роста в количестве 155 проектов на общую сумму 41, 6 млрд. сом 866 млн. долл. В приложении по каждому из регионов приведены детальная информация по этим проектам.


В заключении, замминистра С. Муканбетов обозначил о продолжении проведения консультации со всеми заинтересованными сторонами, включая международные донорские организации по мере продвижения этого проекта документа на утверждение Парламента.

Отдельный блок работ намечен с секторальными министерствами и регионами, включая оказание им экспертно–консультативной поддержки в разработке или корректировке секторальных и региональных программ по переходу к устойчивому развитию.


Исходя из детализации проработок и подходов к решению задач, обозначенных в Национальной Стратегии устойчивого развития, существенно расширился набор приложений - неотъемлемых компонентов Программы и Плана, включая: прилагаемый пятилетний План действий; макроэкономический сценарий развития (2013-2017гг); индикаторы мониторинга и оценки результатов реализации Плана; матрица по человеческому развитию, увязывающая конкретные категории граждан с планируемым набором гарантированных со стороны государства услуг; индикаторы человеческого развития; приложение по межсекторальным функциям и услугам; бюджет 5-летнего Плана; отдельно, бюджет по крупным национальным инвестпроектам; приложение по значимым региональным инвестпроектам; приложение по планируемому законодательству до 2017 года.

Онлайн обращение