Министр Т. Сариев: «Масштабы теневой экономики у нас еще значительны и остаются на высоком уровне».

Новости
27 Март 2015
2351
Об этом сообщил на заседании Правительства министр экономики КР Темир Сариев. Текущий год объявлен годом укрепления национальной экономики. При этом, вопрос легализации теневой экономики, где сосредоточено свыше одной трети резервов экономического роста, является неотъемлемым компонентом для эффективного решения этой стратегической задачи, -подчеркнул министр.

По результатам последних исследований, проведённых по заказу Министерства экономики, этот показатель составил 39% к ВВП, тогда как в 2006 году уровень теневой экономики был зафиксирован на отметке 52%.

В текущем году, в рамках оценки эффективности реформ, ориентированных на оздоровление бизнес – среды и инвестклимата, министерством планируется провести новое исследование и обновить эти данные.

В целом министр отметил, что в мировой практике трудно найти страну, где бы этот показатель сводился к нулю, поскольку природа теневой экономики многогранна и готовых унифицированных методов и инструментов по борьбе с этим явлением пока нет.Поэтому, попытки легализовать теневую экономику пока не принесли впечатляющих результатов, как в Кыргызстане, так и в других странах мира.

По данным международных источников за 2012 год, в странах ЕС этот показатель в среднем составил 19% к ВВП с ростом до 30% в отдельных странах Восточной и Юго-Восточной Европы (Кипр, Польша, Болгария, Румыния, страны Прибалтики). В России размер ненаблюдаемой экономики в 2012 году составил 15%, в Республике Казахстан – более 19%.

Как в Кыргызстане, так и в мире, примерно две трети (66%) в общем объеме теневой экономики составляет труд не декларируемых работников, занятых в секторах реальной экономики. В основном, это работники сферы услуг, занятые в сельском хозяйстве и переработке с/х продукции, в строительстве. Доходы, скрываемые от налоговых органов индивидуальными предпринимателями (розничная торговля, выручка баров, оплата за услуги такси и т.д.) и работниками на дому примерно составляют одну треть- 33%.

По самым грубым оценкам потери бюджета составляет около 40% поступлений от экономической деятельности предпринимателей, которые не платят налоги, скрывают доходы, не отчитываются, не покупают лицензии, занижают налоговые отчисления.

Согласно опросу в рамках последних исследований по теневой экономике в 2012 году, было выявлено множество причин, которые вынуждают предпринимателей уходить в тень, включая высокий уровень налогообложения, неэффективное налоговое администрирование и коррупция.

Далее, фискальные реформы позволили создать у нас наиболее либеральный налоговый режим в регионе. При этом, большое внимание было уделено мерам государственной поддержки сельхозпроизводителей, включая предоставление льготных кредитов фермерам и лизинг сельхозтехники.

В сфере фискального регулирования бизнес среды недавние инициативы позволили: продлить на три года срок действующих налоговых послаблений по НДС предприятиям по переработке сельскохозяйственной продукции;
кроме того, 59 предприятий этой отрасли освобождены от налога на прибыль; лизинговые компании освобождены сейчас от НДС, налога на прибыль и налога с продаж; внедрена контрактная система налогообложения для пансионатов в Иссык-Кульской области и предприятий общественного питания; установлен фиксированный налог 900 сом/м2 для организаций и индивидуальных предпринимателейвстроительстве.

Сейчас продолжается работа по реформированию фискального регулирования. В частности: проводятся систематические консультации с бизнесом и инвесторами, в частности, выхода актуальных ответов на вопрос: Что мешает бизнесу сегодня, через соответствующие инструменты регулирования бизнес – среды.

И сегодня, мы должны начать конструктивные переговоры с бизнесом по вопросам вывода предприятий из тени через согласованные меры государственного регулирования, укрепляющих доверие к власти со стороны бизнеса.

План, который подготовлен и вынесен сегодня на обсуждение, должен стать основой для согласованных действий Правительства и бизнеса, направленных на сокращение теневой экономике в стране.

Ключевые инициативы в рамках подготовленного проекта Плана ориентированы: на меры, направленные на борьбу с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей, включая предотвращение лже-предпринимательства, использующих фиктивные счет- фактуры НДС, мерыпо автоматизации системы учета и контроля группы подакцизной группы товаров, а также инициативы по повышению административной и уголовной ответственности за незаконное производство и реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Второй блок задач и мер: ориентирован на усиление контроля, учета и отчетности, в рамках которого предусмотрено внедрение автоматизированной системы налоговой отчетности и снижение регуляторных барьеров для предпринимательства.

Третий, это - развитие безналичных платежей: здесь предусматривается введениеинформационной системы учета движения денежной массы путем компьютеризации контрольно-кассовых машин (ККМ) в сфере торговли и обслуживания.

Что касается инициатив по проведению информационно-разъяснительной работы с субъектами бизнеса, то эта работа в рамках проекта Плана будет продолжаться на новом качественном уровне с учетом ожидаемых изменений и новых возможностей для бизнеса в условиях ЕАЭС.

Врамках вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз предстоит максимально повысить прозрачность таможенных и налоговых платежей, что положительно отразится на сокращении теневых оборотов импорта и росте таможенных и налоговых поступлений в бюджет.

В завершение министр Т. Сариев отметил, что в формировании данного проекта плана приняли участие далеко не все министерства и ведомства. Предложений со стороны регионов и местных органов самоуправления здесь тоже нет.

Решение вопросов, связанных с сокращением теневой деятельности касается всех институтов государственного управления, а не только министерства экономики. В этой связи, необходимо на новом качественном уровне подойти к разработке комплекса краткосрочных и среднесрочных мер по легализации теневой экономики, включая согласованные меры и действия всех институтов государственного управления.


Онлайн обращение