По результатам последних исследований, проведённых по заказу Министерства экономики, этот показатель составил 39% к ВВП, тогда как в 2006 году уровень теневой экономики был зафиксирован на отметке 52%.
В текущем году, в рамках оценки эффективности реформ, ориентированных на оздоровление бизнес – среды и инвестклимата, министерством планируется провести новое исследование и обновить эти данные.
В целом министр отметил, что в мировой практике трудно найти страну, где бы этот показатель сводился к нулю, поскольку природа теневой экономики многогранна и готовых унифицированных методов и инструментов по борьбе с этим явлением пока нет.Поэтому, попытки легализовать теневую экономику пока не принесли впечатляющих результатов, как в Кыргызстане, так и в других странах мира.
По данным международных источников за 2012 год, в странах ЕС этот показатель в среднем составил 19% к ВВП с ростом до 30% в отдельных странах Восточной и Юго-Восточной Европы (Кипр, Польша, Болгария, Румыния, страны Прибалтики). В России размер ненаблюдаемой экономики в 2012 году составил 15%, в Республике Казахстан – более 19%.
Как в Кыргызстане, так и в мире, примерно две трети (66%) в общем объеме теневой экономики составляет труд не декларируемых работников, занятых в секторах реальной экономики. В основном, это работники сферы услуг, занятые в сельском хозяйстве и переработке с/х продукции, в строительстве. Доходы, скрываемые от налоговых органов индивидуальными предпринимателями (розничная торговля, выручка баров, оплата за услуги такси и т.д.) и работниками на дому примерно составляют одну треть- 33%.
По самым грубым оценкам потери бюджета составляет около 40% поступлений от экономической деятельности предпринимателей, которые не платят налоги, скрывают доходы, не отчитываются, не покупают лицензии, занижают налоговые отчисления.
Согласно опросу в рамках последних исследований по теневой экономике в 2012 году, было выявлено множество причин, которые вынуждают предпринимателей уходить в тень, включая высокий уровень налогообложения, неэффективное налоговое администрирование и коррупция.
Далее, фискальные реформы позволили создать у нас наиболее либеральный налоговый режим в регионе. При этом, большое внимание было уделено мерам государственной поддержки сельхозпроизводителей, включая предоставление льготных кредитов фермерам и лизинг сельхозтехники.
В сфере фискального регулирования бизнес среды недавние инициативы позволили: продлить на три года срок действующих налоговых послаблений по НДС предприятиям по переработке сельскохозяйственной продукции;
кроме того, 59 предприятий этой отрасли освобождены от налога на прибыль; лизинговые компании освобождены сейчас от НДС, налога на прибыль и налога с продаж; внедрена контрактная система налогообложения для пансионатов в Иссык-Кульской области и предприятий общественного питания; установлен фиксированный налог 900 сом/м2 для организаций и индивидуальных предпринимателейвстроительстве.
Сейчас продолжается работа по реформированию фискального регулирования. В частности: проводятся систематические консультации с бизнесом и инвесторами, в частности, выхода актуальных ответов на вопрос: Что мешает бизнесу сегодня, через соответствующие инструменты регулирования бизнес – среды.
И сегодня, мы должны начать конструктивные переговоры с бизнесом по вопросам вывода предприятий из тени через согласованные меры государственного регулирования, укрепляющих доверие к власти со стороны бизнеса.
План, который подготовлен и вынесен сегодня на обсуждение, должен стать основой для согласованных действий Правительства и бизнеса, направленных на сокращение теневой экономике в стране.
Ключевые инициативы в рамках подготовленного проекта Плана ориентированы: на меры, направленные на борьбу с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей, включая предотвращение лже-предпринимательства, использующих фиктивные счет- фактуры НДС, мерыпо автоматизации системы учета и контроля группы подакцизной группы товаров, а также инициативы по повышению административной и уголовной ответственности за незаконное производство и реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Второй блок задач и мер: ориентирован на усиление контроля, учета и отчетности, в рамках которого предусмотрено внедрение автоматизированной системы налоговой отчетности и снижение регуляторных барьеров для предпринимательства.
Третий, это - развитие безналичных платежей: здесь предусматривается введениеинформационной системы учета движения денежной массы путем компьютеризации контрольно-кассовых машин (ККМ) в сфере торговли и обслуживания.
Что касается инициатив по проведению информационно-разъяснительной работы с субъектами бизнеса, то эта работа в рамках проекта Плана будет продолжаться на новом качественном уровне с учетом ожидаемых изменений и новых возможностей для бизнеса в условиях ЕАЭС.
Врамках вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз предстоит максимально повысить прозрачность таможенных и налоговых платежей, что положительно отразится на сокращении теневых оборотов импорта и росте таможенных и налоговых поступлений в бюджет.
В завершение министр Т. Сариев отметил, что в формировании данного проекта плана приняли участие далеко не все министерства и ведомства. Предложений со стороны регионов и местных органов самоуправления здесь тоже нет.
Решение вопросов, связанных с сокращением теневой деятельности касается всех институтов государственного управления, а не только министерства экономики. В этой связи, необходимо на новом качественном уровне подойти к разработке комплекса краткосрочных и среднесрочных мер по легализации теневой экономики, включая согласованные меры и действия всех институтов государственного управления.