Важность этого документа обусловлена тем, что меры по упрощению процедур торговли способны значительно снизить затраты по торговым сделкам, связанные со стоимостью таможенного оформления импортных и экспортных грузов.
Несмотря на пристальное внимание, которое на протяжении последних 10–15 лет уделяется проблеме расходов на прохождение контроля на границе, по-прежнему наблюдаются случаи задержки товара на границе продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель, что ведет к замедлению торговых потоков и повышению затрат, которые компании зачастую компенсируют за счет потребителя.
Наиболее высокого уровня затраты на торговые сделки достигаются в развивающихся странах, которым сложнее принимать на себя дополнительную нагрузку такого рода. Это влечет за собой несоразмерные последствия для малых и средних предприятий (МСП).
Нередко им не хватает средств и возможностей, чтобы соблюдать сложные требования, а высокие затраты на соблюдение таможенных и пограничных процедур и других нетарифных мер (НТМ) составляют существенную долю в их бюджете, с учетом их небольших объемов торговли. Они становятся неконкурентоспособными поставщиками, которым сложно занять достойное место в региональной и международной производственно-сбытовой цепочке создания стоимости.
Соглашение об упрощении процедур торговли, которое обязаны выполнять все 159 стран-участниц ВТО на уровне всех государственных контролирующих органов на границе, а не только органов таможенного контроля, стало классическим обоюдовыгодным решением.
В свете проблем реализации данного Соглашения, в некоторых развивающихся странах предусмотрены и гибкие условия, включающие положение о технической помощи в его реализации. Бизнес и, в частности, компании в развивающихся странах смогут извлечь из Соглашения пользу, только если будут понимать его положения и то, как можно повлиять на реализацию этого документа в жизни.
Сегодня в ходе круглого стола в Минэкономики начальник управления фискальной политики Таалайбек Бекташев разъяснил представителям государственных органов, международных организаций, бизнес ассоциаций, почему предложено такое Соглашение, чему посвящены его основные положения, как оно должно упростить процедуры контроля на границе для государственных органов и частных организаций, а также определить, какие обязательные нормы для КР предусмотрены Соглашением.
На примере, Соглашением предусмотрено учреждение Национального Комитета по упрощению процедур торговли, введение в практику процедур предварительного решения по классификации товаров и стране происхождения и др. нормы.
В апреле прошлого года был проведен семинар Министерством экономики КР совместно с проектом ЮСАИД АТАР по ознакомлению государственных органов с данным Соглашением. Экспертом данного Проекта Биргит Виохл был проведен анализ на соответствие положений Соглашения нормам законодательства КР и действующей практики.
По результатам данного анализа, Минэкономики разработало справку по той части Соглашения, которая уже реализована в республике, то есть, положения категории А, которые были направлены в ВТО.
На данном этапе очень важно определиться по остальным положениям Соглашения, которые носят обязательный характер, разработать план мероприятий по их реализации и определить за каждым органом ответственность по конкретным мерам.