Об этом заявил министр экономики Кыргызской Республики Темир Сариев, выступая на круглом столе Роль прокурорского надзора в защите прав предпринимателей, в Министерстве экономики с участием генерального прокурора Индиры Джолдубаевой, вице-президента Торгово-промышленной палаты Нурлана Мусуралиева, председателя Ассоциация рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергея Пономарева, других ответственных сотрудников соответствующих госорганов и руководителей всех отраслевых бизнес-ассоциаций страны.
По словам министра, основой развития экономики является – стабильная законодательная и институциональная база в сфере регулирования деятельности частного сектора, в целях создания наиболее комфортных условий для ведения бизнеса.
Правительством на постоянной основе проводятся работы по созданию благоприятных предпосылок для укрепления и стабильного развития экономики.
Необходимо отметить, что Министерство экономики активно работает и поддерживает диалог с представителями бизнеса. Только общими усилиями и скоординированными действиями мы получим реальные результаты, - сообщил министр.
Так, внесены изменения в Закон О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства, предусматривающие введение критериев риска, проверочных листов и сокращения сроков проверок.
Введение критериев риска позволит государственным контролирующим органам определить степень риска объектов и соответственно частоту проведения проверок.
В два раза сокращены сроки проведения проверок - с 30 до 15 рабочих дней, для субъектов малого бизнеса - до 5 рабочих дней. С 21 до 13 сокращено количество контролирующих госорганов. По итогам 2014г. общее количество проведенных проверок составило 27,0 тысяч1 (из них плановых – 24,5 тысяч, внеплановых – 2,5 тысяч), аналогичный период прошлого года составил 20,4 тысяч (из них плановых – 18,4 тысяч, внеплановых – 1,9 тысяч).
Лидирующими контрольно-надзорными органами по количеству проведения проверок обозначились:
- Департамент профилактики заболеваний и санитарно-эпидемиолого надзора при Министерства здравоохранения КР - 56 % от общего количества проверок;
- Государственная инспекция по экологической и технической безопасности - 18% от общего количества проверок;
- Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности;
- Социальный фонд по 10% от общего количества проверок.
Доля проверок к общему количеству проведенных проверок отмеченных ГКО составляет 95%.
Для широкого информирования бизнеса создан официальный интернет-портал www.proverka.kg, где содержится полная информация по проверкам.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства разработан проект НПА, которым предусматривается сокращение процедуры уплаты и сроки предоставления отчетности, с переводом на ежеквартальную основу. По отдельным видам предпринимательской деятельности, где имеются сложности в налоговом администрировании, предоставлено право на применение специального режима налогообложения – контрактной системы.
Коррупция по-прежнему является реальной угрозой национальной безопасности страны, так как: дискредитирует или тормозит экономические и социальные преобразования; расширяет сектор неформальной “теневой” экономики, уменьшает налоговые поступления в бюджет, снижает эффективность использования бюджетных средств; негативно влияет на имидж страны в глазах ее политических и экономических партнеров, ухудшает инвестиционный климат.
В этом направлении за последние годы приоритетными направлениями Правительства были: совершенствование законодательства в целях эффективного выявления и пресечения коррупционных действий должностных лиц; выявление и устранение коррупционных схем.
Целью создания Бизнес-омбудсмена - уполномоченного по защите прав предпринимателей, является обеспечение защиты прав и интересов представителей бизнеса от возможных необоснованных и незаконных посягательств со стороны различных контрольных и надзорных государственных органов, рейдерства и коррупционного давления.
Министр Т. Сариев также отметил, что все работы, проводимые для улучшения условий ведения предпринимательства напрямую влияют на улучшение инвестиционного климата в республике. Однако, в рамках подготовки к заседанию Нацсовета по устойчивому развитию, в ходе совещаний в регионах и на площадке Министерства, представителями бизнеса была обозначена основная проблема по недостаточной защите прав предпринимателей.
В наш адрес и адрес Правительства поступают многочисленные жалобы со всех регионов республики на необоснованные проверки со стороны правоохранительных и контролирующих органов, когда ссылаясь на возбужденные уголовные дела, на основании отдельных положений Закона Об оперативно-розыскной деятельности, проверки со стороны правоохранительных органов становятся частыми и проверки проводятся с грубыми нарушениями.
Настораживает также и тот факт, когда в последнее время АКС и другие правоохранительные органы начали активно дублировать функции ГСБЭП по проверкам. Это вынуждает многих субъектов предпринимательства уходить в теневую часть экономики и влияет на снижение активности введения предпринимательской деятельности, что в свою очередь влияет негативно на инвестклимат.
Кроме выше обозначенных причин, если объединить разные причины в агрегированные категории, то причинами теневой экономики выступают также высокий уровень налогообложения, социальных выплат, налоговое администрирование, чрезмерная административная нагрузка и коррупция.
В связи с этим, систему проверок субъектов предпринимательства надо простроить так, чтобы были единые подходы и процедуры при проведении проверок. Проверяющий орган должен проводить проверки в специально установленный срок и предъявить единый пакет требуемых документов - разрешение на проверку, чёткое обоснование необходимости проведения проверки, перечень вопросов, задаваемых при проверке, объяснение цели проводимый проверки.
Министерство считает целесообразнымпровести детальную инвентаризацию полномочий правоохранительныхорганов и проработать вопрос наделения полномочиями по надзору на один правоохранительный орган.
По данным проведенного совместного обследования ЕБРР и ВБ: Деловой климат и результаты деятельности предприятий (BEEPS) по итогам 2013 года наблюдалось увеличение доли проверяемых налоговыми органами предприятий. Доля посещаемых налоговыми инспекторами предприятий увеличилась – с 85% в 2008 году до 91%
в 2013 году. Это означает, что вопреки политике проверок, в 2013 году практически каждое предприятие подверглось проверке или посещению налоговыми инспекторами.В январе т.г. Минэкономики прошла встреча с ГНС и Соцфондом по вопросу сокращению количества проверок, которые они проводят.
По результатам встречи было рекомендовано выработать следующие механизмы по сокращению проверок субъектов предпринимательства:
Государственной налоговой службе:
- разработать внутренние количественные и качественные критерии проведения рейдовых проверок по риск ориентированной системе, направленные на те сферы деятельности, где наблюдается наибольшее потенциальное сокрытие налоговых платежей,
- разработать внутренние количественные и качественные критерии проведения плановых проверок по риск ориентированной системе и с учетом налоговой истории плательщика, направленные на сокращение количества проверок (вплоть до исключения проверок) в сферах деятельности, от которых идет наибольшее и стабильное пополнение доходной части бюджета,
- по результатам полученных критериев выработать предложения по перераспределению человеческих и иных ресурсов, высвобождаемых от проведения плановых проверок, на проведение рейдовых проверок для выявления сокрытия налоговых платежей.
Соцфонду было поручено разработать конкретный План мероприятий по снижению размера соцотчислений до 15% для плательщиков в частном секторе, которым характерна неполноценная оплата соцотчислений, в целях их стимулирования к переходу к прозрачным схемам оплаты труда работников и взносов соцотчислений по ним.
В ходе круглого стола были рассмотренывопросы по улучшению взаимоотношений между госорганами и бизнесом, защите прав предпринимателей, развитияконкурентных отношений на рынке, по противодействию коррупции, а также предложения по совершенствованию государственного регулирования.
В целом министр Т. Сариевотметил, чтов рамках работы Правительства по защите прав предпринимателей и по сокращению теневой экономики очень важна роль самих предпринимателей, нужно усиливать социальную ответственность.
Для развития саморегулирования, бизнес-ассоциациям было предложено объединится в одно крупное объединение и взять на себя регуляцию профессиональной деятельности участников рынка за рамками базовых минимальных требований, определяемых государством.