Статс-секретарь Минэкономики: Работа по регулированию сферы недропользования, достижению сбалансированного управления природными ресурсами будет продолжена.

Новости
15 Март 2015
2562

Об этом сообщила статс-секретарь Министерства экономики Айдай Курманова, выступая с докладом о Роли местного самоуправления в эффективном управлении природными ресурсами, Региональных фондах развития в ходе Международной конференции Консолидация и эффективное взаимодействие ветвей государственной власти, органов МСУ и граждан: ресурсы, эффективность, доверие в Бишкеке.

По ее словам, на данном этапе развития республики роль местного самоуправления в управлении природными ресурсами достаточно актуальна. Кыргызстан обладает большими запасами природных ресурсов. Минерально-сырьевые ресурсы имеют большое значение для экономики КР. Обладая значительными запасами различных полезных ископаемых, наша страна в состоянии обеспечить развитие горно-металлургического, топливно-энергетического комплексов и решать многие сложные проблемы социального характера, внося определенный вклад в экономику страны.

Горнодобывающая отрасль является важной стратегической отраслью экономики страны, которая требует от государственной власти и органов местного самоуправления создания условий для инвестиционной привлекательности разработки природных богатств Кыргызстана.

Основные проблемы развития горнодобывающей отрасли и инвестиционной привлекательности отрасли можно разделить на следующие 3 группы: конфликты и недопонимания между недропользователями и населением, где расположены месторождения полезных ископаемых; проблемы правого регулирования и лицензирования в сфере недропользования; трансформация земель предназначенных для ведения горных работ.

Для решения указанных проблем государством принято ряд мер.

Ключевым мотивом появления проблемы конфликтов интересов инвесторов и местного населения стало отсутствие сбалансированности интересов государства, инвесторов и местного населения.

Интересы всех трех сторон - государства, инвестора и местного сообщества были сбалансированы в новом Законе КР О недрах. Данным Законом отрегулирован механизм финансово-экономических отношений между сторонами. В соответствии с которым:

во-первых, по каждому месторождению предусматривается отдельная тендерная комиссия по проведении конкурсов и аукционов на выдачу лицензий. В состав этих комиссий включаются и представители ОМСУ; во-вторых, предусмотрены дополнительные отчисления в местные бюджеты, такие как:

- предусмотрен социальный пакет, обязывающий инвестора способствовать развитию местного сообщества и региона (трудоустройство, обучение и инфраструктура);

- часть денежных средств, вырученных на аукционах, будет направляться в бюджеты органов местного самоуправления;

- оплата платежа за удержание лицензий производится напрямую в бюджеты органов местного самоуправления;

- 2% от выручки горнодобывающих предприятий, как неналоговые платежи, будут оставаться полностью в местных бюджетах на развитие и содержание инфраструктуры местного значения;

- 50 % от роялти будут перечислены в местные бюджеты.

- в местные бюджеты также поступают земельный налог, арендная плата за землю, налог на имущество и подоходный налог.

В целях решения проблемы правового регулирования лицензирования в сфере недропользования, была проведена работа по обеспечение прозрачности механизма выдачи лицензий на право пользования недрами. Положительными результатами являются успешные проведения конкурсов и аукционов на месторождения, что является прозрачным механизмом выдачи лицензии.

Одной из проблем является трансформация земель предназначенных для ведения горных работ. Многие недропользователи, получившие лицензию на право пользования недрами, в течение нескольких месяцев, а то и лет, не могут оформить права на земельные участки под недропользование. И, как следствие, не могут приступить к разработке месторождений полезных ископаемых.

Основной причиной этой неблагоприятной ситуации является то, что районные государственные администрации при решении вопросов о предоставлении земельных участков под недропользование, в соответствии с действующим Земельным кодексом КР применяют стандартную процедуру оформления земельных отводов, без учета специфики горного и геологоразведочного производства.

Как мы видим, государством проводится и будет продолжена работа по регулированию сферы недропользования, по достижению сбалансированного управления природными ресурсами, - сообщила статс-секретарь Минэкономики.

Также, наряду с государственными органами в процессе управления природными ресурсами ключевую роль должны занять органы местного самоуправления. Так как, на административно-территориальных единицах главная роль в регулировании горнодобывающей отрасли и в решении сложившихся проблем отводится органам местного самоуправления.

На сегодняшний день органы местного самоуправления обладают широким кругом полномочий в области управления природными ресурсами, компетенция которых в данной сфере определяется Законами КР О местном самоуправлении, О финансово-экономических основах местного самоуправления, Законом О недрах и другими актами.

В рамках законодательства органы местного самоуправления вправе: участвовать в работе комиссий по проведению конкурсов и аукционов на лицензионные объекты, расположенные в границах административно-территориальной единицы; проводить работу среди местного населения с целью пресечения незаконного вмешательства в деятельность недропользователей; владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами, включая землю, источники воды и месторождения полезных ископаемых местного значения, находящимися на территории органа местного самоуправления, если они не находятся в государственной или частной собственности.

Как мы видим, органы МСУ наделены всеми необходимыми полномочиями для участия в эффективном управлении природными ресурсами. Посредством участия в управлении природными ресурсами органы местного самоуправления имеют возможность решать социально-экономические проблемы местности, мобилизовать финансовые ресурсы в местные бюджеты.

Местным органам власти для выполнения своей роли в использования ресурсного потенциала и создания благоприятных условий для жизни населения необходимо:

управлять имеющимися ресурсами в привязке к долгосрочным целям развития, а не сводить только к решению текущих проблем; привлекать финансовые ресурсы для использования потенциала; создавать привлекательный инвестиционный климат административно-территориальной единицы; четко знать и действовать в рамках законодательства; не допускать противоправных нарушений со стороны местного населения при возникновении спорных/конфликтных ситуаций; проводить разъяснительную работу с населением по нормам законодательства.

Кроме этого, статс-секретарь А. Курманова проинформировала, что одним из возможностей для решения актуальных проблем местности являются региональные фонды развития.

Многие финансовые вопросы в регионах можно будет поправить, не только совершенствуя механизмы межбюджетных отношений, но и с помощью отчислений от деятельности горнодобывающих компаний.

Горнодобывающие компании вносят вклад в развитие экономики страны и в социально-экономическое развитие местности, на территории которой находятся. Так, предприятие Кумтор Оперейтинг компани, в рамках Cоглашения о совместной деятельности, перечисляет 1% от валового годового дохода в Фонд развития Иссык-Кульской области.

Данный фонд, предназначен для развития социально-экономической инфраструктуры Иссык-Кульской области. Средства Фонда расходуются в соответствии с приоритетами местной и региональной власти, и надзор осуществляется руководящим комитетом, который включает представителей местных органов власти и НПО.

Наряду с Фондом развития Иссык-кульской области, на сегодняшний день в республике действует фонд развития Нарынской области, созданы фонды развития Кадамжайского района Баткенской области, Кеминский район Чуйской области и Акталинского района Нарынской области.

Было утверждено Типовое положение о порядке формирования фондов развития регионов.

Типовое положение утверждено в целях развития регионов, создания условий для самостоятельного регулирования органами местного самоуправления финансовых вопросов.

До принятия соответствующих законодательных норм, распределение денежных средств, поступающих от отчислений на развитие и содержание инфраструктуры местного значения, было невозможно из-за тяжелого механизма расщепления средств. А также, в виду того, что месторождения могут находиться на территории нескольких районов.

В соответствии с положением денежные средства Фонда используются только для целей социально-экономического развития.

Фонды развития регионов подразделяются на Фонд развития области и Фонд развития районов и формируются за счет средств поступающих от разработчиков месторождений золота.

В целом, Фонды развития регионов направлены на обеспечение развития и содержания инфраструктуры местного значения, финансирования программ социально-экономического развития регионов и осуществление иных конкретных мероприятий целевого назначения.

Природные ресурсы – это местные активы, рациональное использование потенциала которых обеспечит развитие не только местной экономики, но и экономики всей страны.

Управление в сфере недропользования должно проводиться государством совместно с органами местного самоуправления и эта деятельность должна быть направлена на соответствующий контроль, создание условий для рационального и безопасного недропользования.

Местным органам власти необходимо усилить работу по созданию благоприятного инвестиционного климата, проводить работу по предотвращению конфликтов местного населения с инвесторами. Результатом системной работы в этом направлении будет обеспечение местного населения рабочими местами, повышение уровня жизни людей, - в завершение отметила статс-секретарь Минэконома.

Двухдневная конференция прошла с участием представителей государственных органов – депутатов Жогорку Кенеша, Счетной палаты, Генпрокуратуры, Правительства, Минфина, Госагентства по делам местного самоуправления и мэжэтнических отношений, Госкадровой службы КР, а также представителей гражданского общества, органов МСУ, международных экспертов ил Латвии, Польши, США, России.

Онлайн обращение