Министр Т. Сариев проинформировал об основных направлениях антикризисной программы.

Новости
19 Февраль 2015
2527
Сегодня в ходе заседания Правительства министр экономики Темир Сариев кратко озвучил основные направления разрабатываемой антикризисной Программы. Но прежде, если хронологически посмотреть, Кыргызстан, практически все время после распада Советского Союза, переживает кризисные явления.

Так начало 90-х, это гиперинфляция, потеря экономических связей с республиками СНГ, и соответственно спад производства.
1998-99 годы мировой финансовый кризис, резкое падение курса сома (деноминация российской валюты).
2005 год революция связанные с ним события.
2008 год (через 10 лет) опять мировой кризис.
2010 год апрельская революция и июньские события (через пять лет)!
К сожалению события, чередовались каким-то постоянством.
Несмотря на такие трудности кыргызский народ и Правительство находили выходы.

Введение собственной валюты, внешнеполитическая активность, на первых этапах развития нашего государства, помогли построить свою государственность, привлекать помощь от зарубежных государств для построения экономики.

Кроме того, предприимчивость и менталитет кыргызского народа наряду с удачным географическим положением республики, принесли определенные успехи (челночная торговля, реэкспорт, трудовая миграция, развитие услуг и туризма).

А способность населения к обучению различным языкам, толерантность помогает развиваться духовно и строит нормальные отношения почти со всеми народами мира.

Взятый курс на либеральную экономику, не привязанной к одному источнику развития экономики (например, цене на нефть) вкупе с правильным ориентиром денежно-кредитной политики, способствовал становлению оптимальной структуры экономики на нынешнем этапе развития (сервисно-аграрной).

Несмотря на кризисы, доходы бюджета страны и доходы населения постоянно росли. Если в конце 2004 года доходы бюджета страны не превышали 25,0 млрд. сомов, то сейчас уже превышает более 100,0 млрд сомов. Среднемесячная зарплата работников в 2004 году составляла 2240 сомов, то по итогам 2014 года она уже составила 12435 сомов.

Конец 2014 и начало 2015 года принес кризис уже другого характера, падение цены на нефть, сложная геополитическая ситуация гражданская война на Украине, связанной с ней санкции к России. К нему добавились и трудности внутри республики, вызванной с маловодьем, действиями некоторых соседних государств отключением газа и т.д. И в этом случае Правительство принял своевременные меры для минимизации влияния кризиса.

Так первоочередные меры по стабилизации обменного курса не позволили резко упасть курсу сома (всего на 19%, а у России более 70%).
Своевременно созданный штаб и распределение руководителей министерств по областям позволили нормально пройти осенне–зимний период, сводя к минимуму отключений электроэнергии и обеспечить нормальную жизнь оставшихся без газа регионов.

В 2014 году Правительство постоянно отслеживало ситуацию, своевременно реагируя на вызовы (заседания Правительства, совещания, оперативный штаб и т.д.).

В настоящее время основным индикатором развития кризиса является ситуация вокруг Украины. В случае обострения ситуации кризис будет продолжен, а если наоборот возможно, кризис пойдет на спад, но исходя из того, что этот кризис затронул очень много государств, выход из кризиса будет затяжным.

Исходя из сложившийся ситуации, Министерство экономики разработало План мер по сглаживанию резких колебаний обменного курса, предотвращению спекулятивных операций на валютном рынке, недопущению резкого повышения цен на товары, услуги и ГСМ на 2015 год. Этот План был утвержден в начале года и сейчас ежемесячно ведется мониторинг.

Кроме того, в рассматриваемом Плане Правительства на 2015 год в целях выполнения Указа Президента КР Об объявлении 2015 год-годом укрепления национальной экономики, также предусмотрены меры по стабилизации экономики.

Сейчас в мире ситуация очень неопределенная и меняется почти, что каждый день. Учитывая это и исходя из решения Координационного совета по макроэкономической и инвестиционной политике, Минэкономики приступает к разработке антикризисного плана.

Данный план направлен на обеспечение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации.
Основными направлениями Плана действий Правительства КР на этот год являются:

Меры по поддержке малого и среднего бизнес, которые должны быть направлены на стимулирование роста выпуска, увеличение экспорта:
обеспечение доступа малых и средних предприятий к государственным закупкам; снижение социальных отчислений для малых предприятий до 15%, при этом отчисление работника составит 10%, а работодателя 5%; отмена на НДС на некоторые виды сырья импортируемые отечественными перерабатывающими предприятиями.

Увеличение доходной части бюджета: установление жесткого контроля за уплатой налогов с физических лиц, занимающихся перевозкой грузов и пассажиров; недопущение незаконной добычи и реализации золота и угля юридическими и физическими лицами,не имеющих лицензии; запуск новых мощностей и расширение налоговой базы; заключение налоговых договоров с крупными предприятиями, который предусматривает запрет на проверку предприятия, при это налоговый орган представляет реестр аудиторских компаний для проверки; освободившихся налоговых инспекторов направлять для усиления администрирования налогов субъектов находящиеся в тени; проведение конкурсов на новые месторождения (угля, гипса и т.д.); предоставление полномочий местным органам власти устанавливать дополнительные коэффициенты по местным налогам и увеличить диапазон действующих ставок.

Развитие агропромышленного сектора: организованно и в срок провести весенне-полевые работы, главам районных администраций и айыльных округов эффективно и рационально использовать имеющиеся сельхозтехнику; максимально обеспечить ремонт ирригационных сооружений(арыков, каналов и БСР); продолжение льготного кредитования с уклоном на увеличение объемов сельскохозяйственной продукции; провести разъяснительную работу среди крестьян по выращиванию высокоурожайных и экономически эффективных культур.

Совместно с органами местного самоуправления вести работу по улучшению инвестиционного климата.

Обеспечение занятости: переподготовка безработных на новые специальности; переподготовка и обучение трудовых мигрантов(иностранному языку, новым специальностям, культуре и т.д.) в целях быстрейшей адаптации и расширение географии трудовых мигрантов.

Поддержка социально-уязвимых слоев населения: обеспечение государственных гарантий и выплат в полном объеме, по возможности повышать заработную плату негосударственным служащим и индексацию пенсий и пособий.

Проведение информационно-разъяснительных мероприятий: организация выступлений членов Правительства через средства массовой информации о реально сложившиеся обстановки в экономике и о мерах предпринимаемых Правительством по снижению влияния нынешних шоков.

И конечно необходимо вести постоянный мониторинг по выполнению данного плана и при этом постоянно информируя широкий круг общественности и населения.
Онлайн обращение