Глава Минэкономики: развитие горнодобывающей промышленности страны на данном этапе возможно только за счет привлечения инвестиций.

Новости
20 Февраль 2015
6064
Об этом сообщил в ходе заседания Правительства министр экономики Темир Сариев , где рассматривалась Стратегия по развитию горнодобывающей промышленности Кыргызской Республики на 2015-2035 гг.

По его словам, опыт развития многих стран показывает значительную роль горнодобывающей промышленности в развитии национальных экономик, в частности в создание рабочих мест и сокращение бедности. По данным исследования Международного совета по горному делу и металлам (ICMM)один доллар, вложенный в горнодобывающий сектор, генерирует три или более доллара в других отраслях.

Кыргызстан располагает значительной минерально-сырьевой базой по многим видам полезных ископаемых. На Государственном балансе минеральных ресурсов числится около двухсот месторождений с полностью разведанными или находящимися в состоянии активной разведки запасами минерального сырья.

Доминирующее положение по стоимости занимают запасы золота. В настоящее время разрабатываются 8 коренных месторождений золота - Кумтор, Макмал, Солтон-Сары, Тереккан, Иштамберды, Джамгыр, Караказык и Левобережное. Балансовые их запасы составляют в сумме 131,9т. Исторический максимальный объем добычи золота в стране достиг в 2008 году и составил 26,9 т.

В силу сложившегося в мире дефицита на металлическую сурьму продукция Кадамжайского сурьмяногокомбинатав настоящее время является высоко ликвидным и востребованным товаром. Тем не менее, Кадамжайский сурьмяной комбинат не разрабатывает Кадамжайское месторождение, остаточные запасы которого составляют около 80 тыс.т. металла; при существующей мощности их хватило бы на 15 лет полной загрузки.
Хайдарканский ртутный комбинат – единственный в мире производитель и экспортер первичной ртути. Спрос на ртуть, особенно на добываемую из недр, как ожидается, значительно сократится, вследствие реализации Конвенции Минамата о ртутииприсоединившиеся к ней странами.

При значительных запасах угля, добыча его в Кыргызстане снизилась с 3,1 млн. т в 1991 году до 400 тыс. т и менее в 2005-2007 г.г. Годовая потребность страны в угле составляет около 2,0 млн. тонн. Основное препятствие развития отрасли – высокая стоимость автомобильной транспортировки, которая делает нерентабельным производство угля при расстояниях 500-600 км от рынка сбыта.

Поступление в доходную часть государственного бюджета налоговых и неналоговых доходов от горнодобывающей промышленности в 2014 году составило 7 111,1 млн. сом, или17,0% от общих доходов. По среднегодовому обменному курсу это около 142 млн. долл. К сожалению, Кыргызстан, обладая значительным потенциалом для развития горнодобывающей промышленности, не может в полной мере реализовать имеющиеся возможности, - отметил министр.

Развитие горнодобывающей промышленности страны на данном этапе возможно только за счет привлечения инвестиций. А инвестор придет, когда он будет уверен в защищенности своих финансовых вложений.
В последние годы много говорилось об улучшении инвестиционного климата и даже принимались определенные меры. Но в реальности ситуация ухудшается. Это четко видно по динамике прямых иностранных инвестиций,
По данным Нацстаткома приток прямых иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность за 9 месяцев 2014 года составил 1,7 млн. долл. или снизился на 90,5 %.

В целях формирования последовательной и упорядоченной государственной политики развития отрасли на среднесрочный и долгосрочный периоды принято решение о разработке Стратегии развития горнодобывающей промышленности период 2015- 2035 годы.

Основными причинами разработки Стратегии послужили: низкая экономическая эффективность отрасли при сравнительно высоком минерально-сырьевом потенциале страны; высокий уровень недоверия общества к существующим инвесторам и государству; отсутствие современных знаний и практики, технологий добычи и охраны окружающей среды; отсутствие крупных международных признанных инвесторов в связи низкими международными рейтингами инвестиционной привлекательности отрасли; противодействие местного населения освоению месторождений; отсутствие системного планирования строительства инфраструктуры (например, дороги, энергообеспечение).

Данная Стратегия базируется на фундаментальном положении о том, что извлечение потенциальных выгод из интенсивного освоения минеральных ресурсов возможно лишь при условии долгосрочного, социально и экологически ответственного подхода к развитию горнодобывающей промышленности и управления ею.

Радикальное отличие настоящей Стратегии от всех предыдущих подобных разработок состоит в следующем: в основу положен принцип реализации возможностей в отличие от обычно используемого принципа преодоления проблем; применение эконометрических (численных) методов оценки состояния и прогнозов развития горнодобывающей промышленности в будущем, построения различных сценариев возможного развития событий; минимизация нагрузки на госбюджет при реализации Стратегии, с учетом финансово-экономического состояния государства; ограничение методов принуждения и санкций и включение стимулирования и поощрения.

Следует отметить, что в Стратегии предусмотрено содействие комплексному социально-экономическому развитию местных территорий, предусматривающее повышение уровня жизни населения, привлечение местного населения к поставкам товаров, работ и услуг, повышение образовательного и профессионального потенциала местных жителей, развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды.

Исходя из проведенного анализа текущей ситуации определена главная цель Стратегии - устойчивое, динамичное и диверсифицированное развитие горнодобывающей промышленности при минимизации воздействия на окружающую среду, обеспечение баланса интересов государства, компаний горнодобывающей промышленостии местных сообществ.

Глава Минэкономики также обозначил приоритетные направления Стратегии: создание понятных правил регулирования – стабильной нормативной базы, гармонизированной с лучшей мировой практикой; обеспечение развития местных рынков (товарных, услуг и труда) и полноценный учет интересов местного населения; трансформация полученной стоимости от разработки в другие отрасли экономики в целях диверсификации; минимизация влияния добычи полезных ископаемых на окружающую среду; привлечение иностранных инвестиций с современными технологиями поиска, разведки и разработки месторождений с высоким уровнем безопасности.

Для реализации приоритетов необходимо решить следующие задачи: обеспечение роста горнодобывающей промышленности в соответствии с результатами проведенного моделирования; модернизация управления (администрирования) горнодобывающей промышленностью; совершенствование системы налогообложения горнодобывающей промышленности; минимизация воздействия добычи полезных ископаемых на окружающую среду; снижение конфликтного потенциала (взаимоотношения с местным населением); подготовка профессиональных кадров и просвещение; стимулирование малого горного предпринимательства; предотвращение или смягчение последствий сокращения золотодобычи.

Стратегия предусматривает три этапа развития горнодобывающей промышленности; инвестиционный этап (2015-2018гг.); этап стабильно высоких доходов от производства золота(2018-2023гг.); компенсационный этап при снижении и сворачивании золотопроизводства (2024-2035 гг.).
Первостепенной задачей правительства является создание условий для привлечения инвестиций в горнодобывающую промышленность. В связи с чем Инвестиционный этап (2014-2018гг)явлется очень значимым в реализации Стратегии.

Для широкого привлечения инвесторов необходим современный доступ к геологической информации, создание электронных баз данных. Огромные информационные ресурсы, имеющиеся в Госгеолагентстве, хранятся на бумажных носителях. Существует угроза их обветшания, разрушения и утраты в случае непредвиденных обстоятельств. Требуется срочный перенос информации на электронные носители. Большая часть материалов (северная половина страны) уже оцифрована. Необходимо найти финансовые средства на продолжение этой работы, привлечь средства донорских организаций для завершения векторизации графических материалов и создания электронных баз данных. Требуется приобрести спектрозональные спутниковые снимки на всю территорию страны для повышения эффективности поисков полезных ископаемых. Эти материалы должны стать общедоступными на платной основе.

Решение задач и достижение целей запланированных на период с 2015 до 2035г, намечено осуществлять посредствам реализации Плана мероприятий и поэтапного реформирования горнодобывающей промышленности, что позволит сохранить долгосрочную преемственность реформ и целевых ориентиров, обозначенных в Стратегии.

Для минимизации рисков устойчивого развития горнодобывающей промышленности необходимым условием является создание такой политической среды, где: исключается политическое вмешательство в административную и техническую работу регулирующих органов; соблюдается на практике проведение единой политики, в основе которой должно быть единство мнения и единый недискриминационный подход ко всем компаниям.

Онлайн обращение