Министр. Т. Сариев отметил основные проблемы развития горнодобывающей отрасли и инвестиционной привлекательности.

Новости
13 Февраль 2015
2852

Сегодня в Большом зале Министерства экономики с участием министра Темира Сариева, соответствующих руководителей государственных органов, бизнес сообщества состоялось обсуждение текущей ситуации в сфере горнодобывающей отрасли.

Как отметил министр, республика, обладая значительным потенциалом для развития горнодобывающей промышленности, запуска новых предприятий и создания рабочих мест, не может в полной мере реализовать имеющиеся возможности.

Развитие горнодобывающей отрасли страны на данном этапе возможно только за счет привлечения инвестиций. А инвестор придет в нашу страну, когда он будет уверен в защищенности своих финансовых вложений.
В последние годы Правительством много говорилось об улучшении инвестиционного климата. Но мы все видим, что в реальности ситуация ухудшается.

По данным Нацстаткома приток прямых иностранных инвестиций в горнодобывающую отрасль за 9 месяцев 2014 года составил 1,7 млн. долл. США, составив 0,39 % от всех объемов ПИИ (443,3 млн. долл. США).
По сравнению с аналогичным периодом 2013 г. (18,6 млн. долл. США) объемы ПИИ в горнодобывающую отрасль снизились на 90,5 %.
В 2013 году объемы поступлений ПИИ составили 26,7 млн. долл. США (2,6% от всех ПИИ) и сравнении c2012 годом (27,8 млн. долл. США; 4,7% от всех ПИИ) поступления снизились на 24%.
В 2012 и 2011 гг. объемы ПИИ в горную добычу были примерно одинаковы, около 27,5 млн. долл. США.
При этом в сравнении с 2010 годом, объемы ПИИ в 2011 г. увеличились более чем в 27 раз.
Наибольший объем ПИИ в горную добычу за последние десять лет был достигнут в 2007 году, который составил 54,6 млн. долл.

Особых успехов за 20 прошедших лет мы не добились, - сообщил министр.

По его словам, основные проблемы развития горнодобывающей отрасли и инвестиционной привлекательности отрасли можно разделить на следующие группы:

Конфликты интересов инвесторов с местным населением становиться реальной угрозой для развития горнодобывающей отрасли, и экономики в целом.

Последнее десятилетие в Кыргызстане отмечено растущим числом социальных конфликтов между местным населением и компаниями, ведущими поиск, разведку и разработку полезных ископаемых. Конфликты имеют тенденцию к количественному росту и на сегодня охватили практически все регионы Кыргызстана. Конфликты принимают организованный характер и нередко сопровождаются насильственными действиями. Основными требованиями местного населения являются полное прекращение работ горнодобывающих компаний и прекращение действий лицензий на пользование недрами.

Ключевой проблемой здесь является отсутствие сбалансированности интересов государства, инвесторов и местного населения. Для решения этой проблемы необходимо создать соответствующие правила в рамках законодательства и соответствующие институты государственного регулирования и надзора за исполнением законодательства.

В новом Законе КР О недрах предусмотрен баланс интересов всех трех сторон (государства, инвестора и местного сообщества): по каждому месторождению будет отдельная тендерная комиссия по проведении конкурсов и аукционов на выдачу лицензий. И представители органов местного самоуправления, районных госадминистраций будут включаться в состав этих комиссий; предусмотрен социальный пакет, обязывающий инвестора способствовать развитию местного сообщества и региона (трудоустройство, обучение и инфраструктура); предусмотрены дополнительные отчисления в местные бюджеты, такие как:


- часть денежных средств, вырученных на аукционах, будет направляться в бюджеты органов местного самоуправления.
- согласно закону впервые 50 % от роялти будут перечислены в местные бюджеты. За 2014 год поступило 323,5 млн. сомов роялти;
-в местные бюджеты будет поступать плата за удержание лицензий (РЕНТАЛС). За период 2013-2014 в местные бюджеты поступило 357 млн. сомов;
-2% от выручки горнодобывающих предприятий, как неналоговые платежи, будут оставаться полностью в местных бюджетах.
-в местные бюджеты также поступают земельный налог, арендная плата за землю, налог на имущество и подоходный налог.

В настоящее время Минэкономики рассматривает возможность внедрения Принципа местного содержания, предполагающий введение требований к горнодобывающим компаниям закупать определенную часть товаров, работ и услуг (ТРУ), производимых местными поставщиками.

Также рассматривается возможность законодательным путем усилить обязательства компаний по участию местного персонала в штате компаний.
Разработать рекомендации по заключению соглашений между горнодобывающими компаниями и исполнительными органами местного самоуправления.

Проблемы правого регулирования и лицензирования в сфере недропользовании;
По данным Госагентства по геологии и минресурсам общее количество действующих лицензий на 30.09.2014 года составляет – 1268. Из них: на золото – 176, металлы – 76, нерудные полезные ископаемые – 520, уголь – 224, нефть и газ – 56, подземные воды – 216.

За 9 месяцев 2014 года по заявкам на получение лицензии на право пользования недрами приняты следующие решения:
выдано лицензий – 242, отложено - 109, отказано – 397.
Из 242 выданных лицензий за 9 месяцев 2014 года более 95 % выданы с нарушениями сроков предоставления лицензий (лишь 13 лицензий выданы в срок, максимальный срок рассмотрения составил 507 дней), а также более 397 отказов в предоставлении лицензий. Отдельные недропользователи ждут продления лицензий более чем 500 дней (1,5 года).

Как вы все знаете, Министерство экономики целенаправленно вело свою политику прозрачности механизма выдачи лицензий на право пользования недрами. Совместными усилиями коллег с Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при ПКР удалось добиться определенных результатов в частности, выправить и наладить механизм выдачи лицензий путем их предоставления недропользователям.

Положительными результатами являются успешные проведения аукционов на месторождения полезных ископаемых, которые были реализованы в соответствии с Положением о проведения аукционов на право пользования недрами, которое было предусмотрено в Законе О недрах и был основным направлением прозрачности. А в настоящее же время идет работа и подготовка по проведению конкурсов на право пользования недрами по нескольким месторождениям.

Внесены изменения в Кодекс об административной ответственности по установлению ответственности за непредставление или нарушение должностными лицами сроков предоставления, продления лицензий на право пользования недрами, нарушение сроков рассмотрения геологических отчетов, планов работ влекут наложение административного штрафа на должностных лиц от шестидесяти до ста расчетных показателей.

В связи с проблемой не своевременного продления лицензий Министерством экономики инициировало изменение в Закон КР О недрах, данная норма предусматривает что в случае если лицензиат подал заявление о продлении срока действия лицензии на право пользования недрами и отчет о выполненных работах за весь предыдущий срок действия лицензии на право пользования недрами по форме, утвержденной ПКР, в установленный срок, то несмотря на истечение срока действия лицензия остается действительной до тех пор, пока уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию не примет решение в отношении заявления на продление срока действия лицензии.

Внесение изменение в Закон О недрах предусматривающий замену прямых переговоров на право первой заявки, упорядочивание и повышение прозрачности процедуры выдачи, продления срока действия лицензий, в том числе путем введения определенных сроков действия лицензий, а также установление требования об уведомлении и участии недропользователя при принятии решения о приостановлении/аннулировании лицензии, предоставлении ему времени на подготовку и предоставление возражений.

3. Проблемы увеличение не обоснованных и не законных проверок горнодобывающих компаний.
Последнее время участились не законные проверки со стороны правоохранительных и иных государственных органов. На сегодняшний день недропользователей в части соблюдения норм в сфере экологической и промышленной безопасности, а так же охране недр имеют право проверять лишь два органа государственной власти, а именно:
Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при ПКР в части соблюдения законодательства в сфере экологической и промышленной безопасности;
Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при ПКР в части соблюдения законодательства по охране недр.

Соответственно только два вышеуказанных органа должны были проводить проверку недропользователей в соответствии с Законом О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства.

Вышеуказанные действия органов государственной власти по осуществлению проверок с нарушениями законодательства КР приводят к усугублению ситуации с инвестиционной привлекательностью страны.

В связи с чем, в целях улучшения сегодняшней ситуации по инвестиционной привлекательности, считаем необходимым прекратить не обоснованные и не законные проверки со стороны государственных органов КР.

Проблема трансформации земель предназначенных для ведения горных работ.
Что касается вопросов приводящие к затягиванию введения в эксплуатацию горных объектов. Практика предоставления прав пользования недрами в соответствии с Законом О недрах свидетельствует о том, что многие недропользователи, получившие лицензию на право пользования недрами в течение нескольких месяцев, а то и лет, не могут оформить права на земельные участки под недропользование и, как следствие, не могут приступить к разработке месторождений полезных ископаемых и, поэтому во многих случаях вообще отказываются от лицензий на право пользования недрами или лишаются лицензии в связи с не получением земельного отвода.

Основной причиной этой неблагоприятной ситуации для развития горного бизнеса является то, что районные государственные администрации при решении вопросов о предоставлении земельных участков под недропользование, в соответствии с действующим Земельным кодексом КР применяют стандартную процедуру оформления земельных отводов, без учета специфики горного и геологоразведочного производства.

В настоящее время министерством разработан проект постановления ПКР Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков под недропользование и внесен в АПКР для его утверждения.

В ходе обсуждения участники встречи сообщили, что на сегодняшний день приоритетом нужно ставить инвестиции, но на сегодня отношение к инвесторам складывается как враждебное.

В настоящее время необходимо делать упор на инвестиционную привлекательность, ведь инвестиции являются расширением налоговой базы.
Усиление роли правоохранительных органов в решении конфликтных ситуаций.
Рассмотрение возможности введения моратория на проверки деятельности предприятий, что создаст благоприятные условия для инвестиций.
Также было отмечено о важности инвестиций в геолого-поисковые и геолого-разведочные работы путем применения механизмов поощрения. В частности, рассмотрения персональной ответственности должностных лиц местных органов власти; внедрения безопасных технологий при разработке месторождений полезных ископаемых в целях сохранения экологии, путем методом поощрения недропользователей, которые будут применять подобные технологии; усиления разъяснительных работ непосредственно органами местного самоуправления и компаний; внедрения международных общепризнанных систем отчетности о запасах.


Онлайн обращение