В отличие от действующей редакции Закона КРО недрах, в новой редакции закона заложены прямые нормы лицензирования недропользования раздельно по поискам, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых.
Кроме того, в проекте Закона расширены полномочия органов местной государственной администрации и местного самоуправления в частности указанные органы пресекают самовольную добычу полезных ископаемых, контролируют ликвидацию и консервацию горного и иного имущества, использованного при разработке месторождений или геологическом изучении недр, а также рекультивацию земельных участков и лицензионных объектов, и что не мало важно участвуют в работе комиссий по проведению конкурсов и аукционов на лицензионные объекты, расположенные в границах административно-территориальной единицы.
В новой редакции Закона КР О недрах принята новая концепция земельных правоотношений, при которой земли под недропользование выделяются в отдельную категорию земли под недропользование. Система предоставления земельных отводов в действующем Земельном кодексе КР совершенно не учитывает специфику недропользования. Практика предоставления прав пользования недрами в соответствии с Законом КР О недрах свидетельствует о том, что многие недропользователи, получившие лицензию на право пользования недрами в течение нескольких месяцев, лет, не могут оформить права на земельные участки под недропользование и, как следствие, не могут приступить к разработке месторождений полезных ископаемых и, поэтому во многих случаях вообще отказываются от лицензий на право пользования недрами.
В целях устранения барьеров при предоставлении земельных участков под недропользование и развития горного бизнеса в Кыргызстане, а также во избежание коррупционных явлений в новой редакции Закона О недрах введены три важнейшие нормы, обеспечивающие: одновременное предоставление земельных отводов и прав пользования недрами на разработку;
выделение земель под недропользование в отдельную сугубо специфичную категорию; отнесение земель под недропользование в земли государственного резерва.
С целью защиты права собственности недропользователей, в новой редакции Закона введено понятие о горном имуществе, где прописан рабочий механизм по продаже горного имущества от одного лицензиата другому, в случае аннулирования лицензии на право пользования недрами.
Кроме того, с целью открытости и прозрачности предоставления права пользования недрами вводится механизм выдачи лицензии только на основе конкурсов и аукционов, а в отношении объектов, не востребованных на конкурсах и аукционах, по праву первой заявки. При этом конкурсы будут проводиться самим Правительством КР по объектам общегосударственного значения, перечень которых будет утверждаться ПКР. По всем остальным объектам, не вошедшим в перечень объектов которые будут предоставляться по конкурсу, будут предоставляться по аукциону. По праву первой заявки будут предоставляться те объекты, которые не вошли в перечень объектов предоставляемых по конкурсу и аукциону, в основном это не перспективные площади, а также объекты, по которым были два раза проведены и не состоялись конкурсы и аукционы.
Для предоставления гарантии инвесторам вложенных ими инвестиций, вводится механизм исключительного права трансформации лицензий от поисков до разработки месторождений полезных ископаемых, указанная норма позволит развить геологическую отрасль.
Впервые в законодательной практике недропользования вводится механизм последствий прекращения прав пользования недрами, в котором четко определены обязанности недропользователя по рекультивации земельного участка и ликвидации горного имущества, консервации и поддержанию горного имущества в сохранном, безаварийном и безопасном для людей и окружающей среды состоянии до его передачи последующему владельцу прав пользования недрами, и передачи геологической информации и первичной документации в Государственный геологический информационный фонд.
Существенно расширены формы доступа инвестора к освоению недр, предоставления самостоятельного выбора недропользователем порядка пользования недрами (на основании лицензии, концессионного договора либо соглашения о разделе продукции).
Предусмотрены обязательные требования безусловной гарантии обеспечения защиты и охраны окружающей среды, включая проведение надлежащей рекультивации земель недропользователями.
Впервые вводится механизм платежей за удержание лицензий на поиск, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых в качестве экономического механизма стимулирования недропользователей к эффективному и быстрому освоению недр.
В проекте Закона КР О недрах предусмотрено наличие взаимной ответственности органов государственной власти, местного самоуправления и недропользователей.
Новая редакция Закона О недрах и разработанные поправки в действующие Закон КР О неналоговых платежах, в Земельный и в Налоговый кодексы КР представляются Министерством экономики и антимонопольной политики КР в едином совместном пакете законопроектов, глубоко реформирующих законодательство о недрах КР на экономической основе, при этом согласно подпункту б пункта 2 части 1 статьи 47 Регламента Жогорку Кенеша, приведена информация о возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствиях действия закона.
Введение в действие новой редакции Закона КР О недрах и корректировка смежных со сферой недропользования законов не повлекут за собой дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета, а наоборот увеличатся денежные поступления в республиканский бюджет от платежей за удержание прав пользования недрами, а также от сделок при передаче прав пользования недрами третьим лицам. Ориентировочно такие поступления составят в среднем до 20 млн. долларов США в год.
Поскольку недропользователи являются предпринимателями, а законопроект направлен на регулирование их предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 19 Закона “О нормативных правовых актах КР от 20 июля 2009 года N 241, произведен анализ регулятивного воздействия и приложен согласно требованиям пункта 5 части 1 статьи 47 Регламента Жогорку Кенеша.
Проект новой редакции Закона О недрах прошел общественные слушания с участием депутатов Жогорку Кенеша, Международного делового совета, иностранных и национальных геологоразведочных и горнодобывающих компаний, где в целом законопроект был положительно одобрен всеми.
Принятие проекта Закона КР О недрах не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.
Настоящий законопроект соответствует нормативным правовым актам КР и вступившим в установленном порядке в силу международным договорам КР, подготовлен в соответствии с требованиями юридической техники.