Совет коалиции парламентского большинства поддержал Cреднесрочную программу развития КР на 2012-2014 гг.

Новости
22 Май 2012
3402


Коалиция парламентского большинства Биримдик Жогорку Кенеша 22 мая 2012 года на своем заседании поддержал постановление Правительства КР Об одобрении проекта Среднесрочной программы развития КР на 2012 – 2014 годы.

Данный проект программы предложено поддержать на заседании общей палаты.

Как сообщил на заседании министр экономики и антимонопольной политики Темир Сариев, проект обновленной Среднесрочной Программы развития КР на 2012-2014гг., которая была утверждена постановлением Правительства КР от 8 сентября 2011 года. В чем состояла потребность в обновлении Программы? Основными предпосылками для внесения изменений и дополнений стали: замечания и предложения комитетов Жогорку Кенеша, были внесены более 200 замечаний и предложений, которые, в основном, интегрированы в соответствующие разделы Программы; комментарии международного донорского сообщества, включая МВФ, ВБ, АБР, ПРООН, другие организации.

Обновление среднесрочных макроэкономических параметров на 2012-2014гг из-за глубоких корректировок статданных за 2010-2011гг и отдельных изменений по тенденциям экономического развития страны в ближайшие три года.
Соответствующее внесение изменений в проект 3-х-го бюджета, включая проект бюджета на 2012год. Как следствие, корректировка бюджета программных приоритетов на 2012-2014гг.; внесение дополнительной информации по результатам реформ с сентября 2011 года и ключевых задач, предусмотренных в Плане Правительства на 2012год.

Принципиально новыми разделами, интегрированными в обновленый проект Программы по рекомендациям международного сообщества, стали:
масштабы, профили и политика, направленная на сокращение бедности в стране; среднесрочная политика управления государственными финансами;
политика постконфликтного урегулирования.

Ключевыми компонентами обновления всех разделов и приложений ранее утвержденной Программы стали: изменение формата, которое состояло в формулировании проблем, целей, задач и мер политики в каждом из разделов (в ранее утверждённой Программе политика по всем разделам была отделена от аналитической части и сведена отдельно, во вторую часть документа).
Также удалось интегрировать в проект документа самые последние данные за 2010 и 2011гг, скорректированные макроэкономические параметры и данные по бюджету на 2012-2014гг. Пересчитан бюджет Программы в соответствии с изменениями трехлетнего бюджета. Внесен значительный объем дополнительной информации, связанной с решением задач Плана Правительства на 2012 год, а также редакционные правки. В итоге, общая схема по внесениям изменений и дополнений выглядит следующим образом:
сохранен общий концепт, идеология и структура утвержденной ранее Программы, которая сегодня дополнена тремя новыми разделами; объединены 1 и 2 части разделов прежней программы в единые разделы по приоритетам развития, с точки зрения восприятия информации для пользователей, включая парламентский корпус и международное сообщество, позволило привести формат Программы к международным стандартам и требованиям.

В числе главных приоритетов в рамках настоящей Программы обозначены:
развитие экономики; продвижение экономических приоритетов; госуправление; социальное развитие и политика сокращения бедности; безопасность развития; развитие регионов.

Наиболее значимые направлениями в создании благоприятной среды развития экономики является: для создания эффективной и стабильной налоговой системы будут разработаны проекты НПА, по упрощению налогового и таможенного администрирования; сокращен перечень видов деятельности, осуществляемых на основе добровольного патента, предусматривается поэтапное снижение ставок налога с продаж до полной его отмены в течение 3-4 лет. Для возмещения потерь бюджета со стороны Правительства приняты решения по повышению ставок налога с продаж для сектора связи, как одного из высокоприбыльных отраслей экономики, а также вводится налог на сверхприбыль золотодобывающих предприятий.

В целях сокращения дефицита бюджета и оптимизации расходов, будет: разработана система оценок экономической эффективности использования бюджетных ресурсов; подключение Казначейства к системе пакетного клиринга и перехода на Единый казначейский счет; внедрено электронные торги для проведения государственных закупок.

Для повышения доступности финансовых услуг будут: внедрены инструменты исламского финансирования; приняты системы оценки рисков при внедрении новых банковских продуктов, в том числе основанных на инновационных технологиях; разработаны механизмы интеграции системы межбанковских расчетов с торговыми системами на финансовых рынках;
внедрены инфраструктуры по приему платежей от населения.

По блоку продвижения экономических приоритетов будут реализованы меры в следующих отраслях: в энергетике будет сформирована среднесрочная тарифная политика, сбалансированная с учетом всех аспектов социального развития, созданы обновленные инструменты регулирования, включая механизмы энергосбережения и компенсаций для социально уязвимых слоев населения; будут запущены такие крупные национальные проекты как: ввод в эксплуатацию второго пускового комплекса Камбаратинской ГЭС-2; завершение разработки ТЭО строительства Камбаратинской ГЭС-1; строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС (4 ГЭС); реализация проекта строительства подстанции 500 киловольт Датка и ЛЭП 220 и 110 киловольт на юге; начало строительства ЛЭП 500 киловольт Датка-Кемин подстанции 500 кВ Кемин, строительство ВЛ 500 кВ Кемин-Алматы ; в горной добыче Правительством будет продолжена работа по совершенствованию законодательства, регулирования отношений собственности на имущество и землепользование и создания прозрачных процедур проведения тендеров.

Также, в течение этих 3-лет будут привлечены частные инвестиции для запуска 4-х национальных проектов по введению в эксплуатацию золотодобывающих месторождений: Иштамберды, Бозымчак, Джеруй, Талдыбулак Левобережный, которые обеспечат около 5 млрд. сомов налоговых поступлений, создадут 3100 рабочих мест.

В аграрном секторе будут созданы сети сельскохозяйственных кооперативов; семь - девять семеноводческих и племенных хозяйств; развиты системы кредитования в сфере АПК; для обеспечения доступной сельскохозяйственной техникой будут созданы лизинговые компании по сельскохозяйственной технике. Кроме того предусматривается освоение новых орошаемых земель на юге.

В строительстве будет принята программа Доступное жилье, включающий механизмы ипотечного кредитования для населения со сроком погашения - 10-20 лет; льготное кредитование для населения на приобретение жилья; определение районов строительства по сейсмостойкости и обеспеченности коммуникациями и инженерными сетями, а также строительство многоэтажных домов для бюджетных работников.

По транспортному сектору будет продолжена работа по реабилитации международных транспортных коридоров таких, как: автодороги: Ош-Сарыташ-Иркештам, Бишкек-Нарын-Торугарт, Ош-Баткен-Исфана, Тараз-Талас-Суусамыр, Иссыккульское кольцо. Также для охвата населенных пунктов в сельской местности автобусным сообщением и ремонту внутренних дорог будет продолжена реализация Программы В каждый населенный пункт - маршрутное сообщение.

Кроме того, в последующие годы намерены модернизировать аэронавигационные оборудования аэропортов Ош и Иссык-Куль.
Для улучшения доступности связи и информации внедряется наземное цифровое телерадиовещание. К концу 2014 года планируется охватить цифровым вещанием 90 % населения Кыргызской Республики. Будет продолжена работа по замене устаревшего оборудования и строительству новых антенно-мачтовых сооружений, цифровых автоматических телевизионных ретрансляторов.

По блоку госуправления: начаты реформы по структуре исполнительной власти, так сокращены численность госслужащих, а также отменяются излишние государственные услуги, властные функции и полномочия; внедряется система показателей и критериев оценки эффективности деятельности государственных органов.

По блоку Социальное развитие и сокращения бедности: Правительство намерено внедрить систему социальной работы на местном уровне, различных форм устройства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Так, к 2014 году на базе существующих учреждений социальной сферы планируется создание по одному центру реабилитации беспризорных детей в каждой области.

Кроме того будет поэтапное увеличение размеров госпособий и к 2014 году их уровень достигнет 100 % от базовой части пенсии. Для поддержания эффективности пенсионной системы будут ежегодно повышаться пенсии на уровень не ниже инфляции, установлены нормы и стандарты пенсионного обеспечения через проведения политики назначения базовой части пенсии инвалидам и пенсионерам по потере кормильца, независимо от стажа.

В рамках совершенствования управления системой образования будет особое внимание уделяться предшкольной подготовке, будет проведено поэтапное сокращение школьной учебной нагрузки с 1200 часов до средневзвешенного мирового уровня. Также, внедрены стандарты нового типа (куррикулумы).

В рамках развития начального профессионального образования будут созданы квалификационные рамки по отдельным направлениям подготовки, что обеспечит признаваемость документов об образовании работодателями как Кыргызстана, так и ближнего и дальнего зарубежья; предложены широкий спектр краткосрочных курсов наличие которых, позволит получить востребованное образование детям из бедных семей, а также обеспечить быструю переквалификацию взрослых, не имеющих работу.

В высшем профессиональном образовании будут: усилены внутренние и внешние механизмы контроля качества, будет развита система повышения квалификации для работников высшего профессионального образования, включая разработку механизмов привлечения работодателей в данный процесс.

В системе здравоохранения намерены повысить доступность населения к льготному лекарственному обеспечению по Программе госгарантий и дополнительной программе обязательного медицинского страхования; улучшить качество медико-санитарной помощи с ориентацией здравоохранения на достижение ЦРТ; оптимизировать существующей системы предоставления медико-санитарной помощи.

Для улучшения материально-технической базы будут осуществлены строительные работы в Национальном центре охраны материнства и детства, а также капитальный ремонт основного здания. Будет проведен капитальный ремонт Ошской межобластной объединенной клинической больницы и Джалал-Абадской областной объединенной больницы. Кроме того, будет осуществлено строительство ЦСМ в г. Ош. Также будут закуплены оборудование и санитарный автотранспорт.

В заключение министр Т. Сариев отметил, что выполнение СПР КР на 2012-2014 гг. будет обеспечиваться через реализацию ежегодных детальных планов Правительства КР, которые будут разработаны на основе проектов, мер и действий, предусмотренных в настоящем документе. Регулярный мониторинг и оценка выполнения секторальных проектов Программы на полугодовой основе станет главным инструментом отслеживания прогресса ее реализации, который позволит: принимать обоснованные решения через внесение корректив в секторальные меры; производить оценку их воздействия на общее развитие КР.

Что касается бюджета Программы, то с учетом корректировок бюджет Программы по потребности (592,1млрд. сом или 12,3 млрд. долл.), исходя из проработанных источников, сложился так: почти половина расходов (49% или 289млрд. сом) от общей потребности ориентирована на покрытие за счёт бюджета ( внутренние источники); 45% от общей потребности - это планируемые и прорабатываемые каналы по прямым инвестициям на покрытие финансированием, в основном, национальных проектов.
5,7% -это финансирование проектов за счёт ПГИ, которые сегодня уже успешно продвигаются, как например проекты транспортной инфраструктуры, в энергетике и другие.

В разрезе конкретных приоритетов развития бюджетная политика Правительства в рамках обновленной Программы сформулирована четко и однозначно.

Что касается вопросов социального развития, то главная цель Правительства будет заключаться в полном и своевременном финансировании всех социальных гарантий государства в интересах бедных слоев населения. Практически полностью покрывается финансированием приоритеты социального развития, как например, финансирование пенсионных выплат. А высокая потребность (48%) в секторе социальной защиты связана с запросом на дополнительное финансирование по новой утвержденной Стратегии по социальному развитию до 2015г.

Экономическими приоритетами первостепенной важности с точки зрения привлечения инвестиционных ресурсов будут энергетика, аграрный сектор и транспортная инфраструктура, где не покрываемая часть финансированием составляет 79, 72 и 83%, соответственно.

В ходе реализации данной Программы к 2014 году ожидаются следующие результаты: реальный рост ВВП - 7,5 % в среднем за год; увеличение номинальной базы ВВП в 1,6 раза (с 273 млрд. сом в 2011 году до 425 млрд. сомов в 2014 году); рост номинального размера средней заработной платы до 14990 сом (к 2011 году в 1,6 раза); рост среднемесячного размера пенсии – до 5550 сом (в 1,5 раза к 2011 году); снижение уровня бедности – ( с 33,7% в 2010 году до 28 % в 2014 году); сокращение дефицит а бюджета – с 5% к ВВП в 2011 году до 2,6 % к ВВП в 2014 году; удержание уровня инфляции - не более 10 %;

Работа по внесению изменений и дополнений в утвержденную Программу велась на основе полученных рекомендаций, включая пакет с замечаниями со стороны ЖК, в тесном взаимодействии с Правительством, министерствами и ведомствами, а также с ключевыми международными партнерами.

Как ранее было сказано, финальные рекомендации от комитетов ЖК, министерств, ведомств, международных организаций были учтены практически в полном объеме. Принимая во внимание все обоснования по корректировке ранее утвержденной Программы, а также учитывая, что политический курс в рамках обновленной Программы остается неизменным и нацелен на ускоренные реформы.

Онлайн обращение