Коалиция парламентского большинства Биримдик Жогорку Кенеша 22 мая 2012 года на своем заседании поддержал постановление Правительства КР Об одобрении проекта Среднесрочной программы развития КР на 2012 – 2014 годы.
Данный проект программы предложено поддержать на заседании общей палаты.
Как сообщил на заседании министр экономики и антимонопольной политики Темир Сариев, проект обновленной Среднесрочной Программы развития КР на 2012-2014гг., которая была утверждена постановлением Правительства КР от 8 сентября 2011 года. В чем состояла потребность в обновлении Программы? Основными предпосылками для внесения изменений и дополнений стали: замечания и предложения комитетов Жогорку Кенеша, были внесены более 200 замечаний и предложений, которые, в основном, интегрированы в соответствующие разделы Программы; комментарии международного донорского сообщества, включая МВФ, ВБ, АБР, ПРООН, другие организации.
Обновление среднесрочных макроэкономических параметров на 2012-2014гг из-за глубоких корректировок статданных за 2010-2011гг и отдельных изменений по тенденциям экономического развития страны в ближайшие три года.
Соответствующее внесение изменений в проект 3-х-го бюджета, включая проект бюджета на 2012год. Как следствие, корректировка бюджета программных приоритетов на 2012-2014гг.; внесение дополнительной информации по результатам реформ с сентября 2011 года и ключевых задач, предусмотренных в Плане Правительства на 2012год.
Принципиально новыми разделами, интегрированными в обновленый проект Программы по рекомендациям международного сообщества, стали:
масштабы, профили и политика, направленная на сокращение бедности в стране; среднесрочная политика управления государственными финансами;
политика постконфликтного урегулирования.
Ключевыми компонентами обновления всех разделов и приложений ранее утвержденной Программы стали: изменение формата, которое состояло в формулировании проблем, целей, задач и мер политики в каждом из разделов (в ранее утверждённой Программе политика по всем разделам была отделена от аналитической части и сведена отдельно, во вторую часть документа).
Также удалось интегрировать в проект документа самые последние данные за 2010 и 2011гг, скорректированные макроэкономические параметры и данные по бюджету на 2012-2014гг. Пересчитан бюджет Программы в соответствии с изменениями трехлетнего бюджета. Внесен значительный объем дополнительной информации, связанной с решением задач Плана Правительства на 2012 год, а также редакционные правки. В итоге, общая схема по внесениям изменений и дополнений выглядит следующим образом:
сохранен общий концепт, идеология и структура утвержденной ранее Программы, которая сегодня дополнена тремя новыми разделами; объединены 1 и 2 части разделов прежней программы в единые разделы по приоритетам развития, с точки зрения восприятия информации для пользователей, включая парламентский корпус и международное сообщество, позволило привести формат Программы к международным стандартам и требованиям.
В числе главных приоритетов в рамках настоящей Программы обозначены:
развитие экономики; продвижение экономических приоритетов; госуправление; социальное развитие и политика сокращения бедности; безопасность развития; развитие регионов.
Наиболее значимые направлениями в создании благоприятной среды развития экономики является: для создания эффективной и стабильной налоговой системы будут разработаны проекты НПА, по упрощению налогового и таможенного администрирования; сокращен перечень видов деятельности, осуществляемых на основе добровольного патента, предусматривается поэтапное снижение ставок налога с продаж до полной его отмены в течение 3-4 лет. Для возмещения потерь бюджета со стороны Правительства приняты решения по повышению ставок налога с продаж для сектора связи, как одного из высокоприбыльных отраслей экономики, а также вводится налог на сверхприбыль золотодобывающих предприятий.
В целях сокращения дефицита бюджета и оптимизации расходов, будет: разработана система оценок экономической эффективности использования бюджетных ресурсов; подключение Казначейства к системе пакетного клиринга и перехода на Единый казначейский счет; внедрено электронные торги для проведения государственных закупок.
Для повышения доступности финансовых услуг будут: внедрены инструменты исламского финансирования; приняты системы оценки рисков при внедрении новых банковских продуктов, в том числе основанных на инновационных технологиях; разработаны механизмы интеграции системы межбанковских расчетов с торговыми системами на финансовых рынках;
внедрены инфраструктуры по приему платежей от населения.
По блоку продвижения экономических приоритетов будут реализованы меры в следующих отраслях: в энергетике будет сформирована среднесрочная тарифная политика, сбалансированная с учетом всех аспектов социального развития, созданы обновленные инструменты регулирования, включая механизмы энергосбережения и компенсаций для социально уязвимых слоев населения; будут запущены такие крупные национальные проекты как: ввод в эксплуатацию второго пускового комплекса Камбаратинской ГЭС-2; завершение разработки ТЭО строительства Камбаратинской ГЭС-1; строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС (4 ГЭС); реализация проекта строительства подстанции 500 киловольт Датка и ЛЭП 220 и 110 киловольт на юге; начало строительства ЛЭП 500 киловольт Датка-Кемин подстанции 500 кВ Кемин, строительство ВЛ 500 кВ Кемин-Алматы ; в горной добыче Правительством будет продолжена работа по совершенствованию законодательства, регулирования отношений собственности на имущество и землепользование и создания прозрачных процедур проведения тендеров.
Также, в течение этих 3-лет будут привлечены частные инвестиции для запуска 4-х национальных проектов по введению в эксплуатацию золотодобывающих месторождений: Иштамберды, Бозымчак, Джеруй, Талдыбулак Левобережный, которые обеспечат около 5 млрд. сомов налоговых поступлений, создадут 3100 рабочих мест.
В аграрном секторе будут созданы сети сельскохозяйственных кооперативов; семь - девять семеноводческих и племенных хозяйств; развиты системы кредитования в сфере АПК; для обеспечения доступной сельскохозяйственной техникой будут созданы лизинговые компании по сельскохозяйственной технике. Кроме того предусматривается освоение новых орошаемых земель на юге.
В строительстве будет принята программа Доступное жилье, включающий механизмы ипотечного кредитования для населения со сроком погашения - 10-20 лет; льготное кредитование для населения на приобретение жилья; определение районов строительства по сейсмостойкости и обеспеченности коммуникациями и инженерными сетями, а также строительство многоэтажных домов для бюджетных работников.
По транспортному сектору будет продолжена работа по реабилитации международных транспортных коридоров таких, как: автодороги: Ош-Сарыташ-Иркештам, Бишкек-Нарын-Торугарт, Ош-Баткен-Исфана, Тараз-Талас-Суусамыр, Иссыккульское кольцо. Также для охвата населенных пунктов в сельской местности автобусным сообщением и ремонту внутренних дорог будет продолжена реализация Программы В каждый населенный пункт - маршрутное сообщение.
Кроме того, в последующие годы намерены модернизировать аэронавигационные оборудования аэропортов Ош и Иссык-Куль.
Для улучшения доступности связи и информации внедряется наземное цифровое телерадиовещание. К концу 2014 года планируется охватить цифровым вещанием 90 % населения Кыргызской Республики. Будет продолжена работа по замене устаревшего оборудования и строительству новых антенно-мачтовых сооружений, цифровых автоматических телевизионных ретрансляторов.
По блоку госуправления: начаты реформы по структуре исполнительной власти, так сокращены численность госслужащих, а также отменяются излишние государственные услуги, властные функции и полномочия; внедряется система показателей и критериев оценки эффективности деятельности государственных органов.
По блоку Социальное развитие и сокращения бедности: Правительство намерено внедрить систему социальной работы на местном уровне, различных форм устройства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Так, к 2014 году на базе существующих учреждений социальной сферы планируется создание по одному центру реабилитации беспризорных детей в каждой области.
Кроме того будет поэтапное увеличение размеров госпособий и к 2014 году их уровень достигнет 100 % от базовой части пенсии. Для поддержания эффективности пенсионной системы будут ежегодно повышаться пенсии на уровень не ниже инфляции, установлены нормы и стандарты пенсионного обеспечения через проведения политики назначения базовой части пенсии инвалидам и пенсионерам по потере кормильца, независимо от стажа.
В рамках совершенствования управления системой образования будет особое внимание уделяться предшкольной подготовке, будет проведено поэтапное сокращение школьной учебной нагрузки с 1200 часов до средневзвешенного мирового уровня. Также, внедрены стандарты нового типа (куррикулумы).
В рамках развития начального профессионального образования будут созданы квалификационные рамки по отдельным направлениям подготовки, что обеспечит признаваемость документов об образовании работодателями как Кыргызстана, так и ближнего и дальнего зарубежья; предложены широкий спектр краткосрочных курсов наличие которых, позволит получить востребованное образование детям из бедных семей, а также обеспечить быструю переквалификацию взрослых, не имеющих работу.
В высшем профессиональном образовании будут: усилены внутренние и внешние механизмы контроля качества, будет развита система повышения квалификации для работников высшего профессионального образования, включая разработку механизмов привлечения работодателей в данный процесс.
В системе здравоохранения намерены повысить доступность населения к льготному лекарственному обеспечению по Программе госгарантий и дополнительной программе обязательного медицинского страхования; улучшить качество медико-санитарной помощи с ориентацией здравоохранения на достижение ЦРТ; оптимизировать существующей системы предоставления медико-санитарной помощи.
Для улучшения материально-технической базы будут осуществлены строительные работы в Национальном центре охраны материнства и детства, а также капитальный ремонт основного здания. Будет проведен капитальный ремонт Ошской межобластной объединенной клинической больницы и Джалал-Абадской областной объединенной больницы. Кроме того, будет осуществлено строительство ЦСМ в г. Ош. Также будут закуплены оборудование и санитарный автотранспорт.
В заключение министр Т. Сариев отметил, что выполнение СПР КР на 2012-2014 гг. будет обеспечиваться через реализацию ежегодных детальных планов Правительства КР, которые будут разработаны на основе проектов, мер и действий, предусмотренных в настоящем документе. Регулярный мониторинг и оценка выполнения секторальных проектов Программы на полугодовой основе станет главным инструментом отслеживания прогресса ее реализации, который позволит: принимать обоснованные решения через внесение корректив в секторальные меры; производить оценку их воздействия на общее развитие КР.
Что касается бюджета Программы, то с учетом корректировок бюджет Программы по потребности (592,1млрд. сом или 12,3 млрд. долл.), исходя из проработанных источников, сложился так: почти половина расходов (49% или 289млрд. сом) от общей потребности ориентирована на покрытие за счёт бюджета ( внутренние источники); 45% от общей потребности - это планируемые и прорабатываемые каналы по прямым инвестициям на покрытие финансированием, в основном, национальных проектов.
5,7% -это финансирование проектов за счёт ПГИ, которые сегодня уже успешно продвигаются, как например проекты транспортной инфраструктуры, в энергетике и другие.
В разрезе конкретных приоритетов развития бюджетная политика Правительства в рамках обновленной Программы сформулирована четко и однозначно.
Что касается вопросов социального развития, то главная цель Правительства будет заключаться в полном и своевременном финансировании всех социальных гарантий государства в интересах бедных слоев населения. Практически полностью покрывается финансированием приоритеты социального развития, как например, финансирование пенсионных выплат. А высокая потребность (48%) в секторе социальной защиты связана с запросом на дополнительное финансирование по новой утвержденной Стратегии по социальному развитию до 2015г.
Экономическими приоритетами первостепенной важности с точки зрения привлечения инвестиционных ресурсов будут энергетика, аграрный сектор и транспортная инфраструктура, где не покрываемая часть финансированием составляет 79, 72 и 83%, соответственно.
В ходе реализации данной Программы к 2014 году ожидаются следующие результаты: реальный рост ВВП - 7,5 % в среднем за год; увеличение номинальной базы ВВП в 1,6 раза (с 273 млрд. сом в 2011 году до 425 млрд. сомов в 2014 году); рост номинального размера средней заработной платы до 14990 сом (к 2011 году в 1,6 раза); рост среднемесячного размера пенсии – до 5550 сом (в 1,5 раза к 2011 году); снижение уровня бедности – ( с 33,7% в 2010 году до 28 % в 2014 году); сокращение дефицит а бюджета – с 5% к ВВП в 2011 году до 2,6 % к ВВП в 2014 году; удержание уровня инфляции - не более 10 %;
Работа по внесению изменений и дополнений в утвержденную Программу велась на основе полученных рекомендаций, включая пакет с замечаниями со стороны ЖК, в тесном взаимодействии с Правительством, министерствами и ведомствами, а также с ключевыми международными партнерами.
Как ранее было сказано, финальные рекомендации от комитетов ЖК, министерств, ведомств, международных организаций были учтены практически в полном объеме. Принимая во внимание все обоснования по корректировке ранее утвержденной Программы, а также учитывая, что политический курс в рамках обновленной Программы остается неизменным и нацелен на ускоренные реформы.