Министр экономического развития и торговли Кыргызской Республики Акылбек Жапаров выступил с докладом на заседании Национального совета по Стратегическому развитию Кыргызстана, которое состоялось в Доме Правительства с участием Президента страны Курманбека

Новости
24 Февраль 2009
3601

Представляя основные результаты реализации Стратегии развития страны (СРС), утвержденной на 2007 -2010г.г., по итогам 2008 года, А. Жапаров отметил, что к числу наиболее значимых результатов с уверенностью можно отнести: восстановление и укрепление социально-политической стабильности в республике.

Удалось также удержать под контролем макроэкономическую стабильность и устойчивость, несмотря на инфляционный всплеск в сентябре 2007 года и воздействие мирового финансового кризиса на экономику КР в 2008 году.

В условиях нарастания воздействия негативных тенденций мирового финансового кризиса удалось преодолеть пик угроз, связанных с продовольственной энергетической безопасностью.

Эффективная стратегия управления внешним долгом дала заметные результаты. Объем долга к ВВП снизился с критического (свыше 80% к ВВП) до безопасного уровня (46% в 2008 году). Приток прямых инвестиций в 2008 году составил 580 млн. долл. США и возрос относительно 2005 года в 2, 8 раза, в основном, за счет улучшения инвестиционной среды и ослабления регуляторного бремени для субъектов бизнеса.

В 2008 году удалось улучшить индикаторы международного рейтинга Кыргызской Республики по Ведению бизнеса. В результате чего, страна поднялась с 99-го на 68-е место и заняла третье место по темпам проводимых реформ; на 78% сокращено количество проверок хозяйствующих субъектов; разработана и Правительством утверждена Концепция внедрения принципа единого окна в сфере внешней торговли; продолжена работа по оптимизации разрешительно-регулятивной системы (программа Колокол, принцип Гильотины, АРВ, Контр-Про); продолжена работа по упрощению лицензирования. Несмотря на реально обозначившиеся макроэкономические риски, устойчивость финансовой системы и работа банковского сектора была сохранена: объем депозитов возрос на 26% по сравнению с 2007 годом. Кредиты в экономику увеличились на 23% за этот период.

При сохранении либеральной внешнеэкономической политики внешнеторговый оборот в 2008 году вырос в 1, 4 раза, при этом рост экспорт возрос на 24%. Практически все показатели, кроме незначительного отклонения по росту ВВП (7,6% относительно 8% по прогнозу).

Однако, здесь нельзя не учитывать ухудшение, еще более заметное, общемировых тенденций развития, когда экономическое развитие многих стран существенно замедлилось: Россия до 5,6%, Казахстан - до 2,4%, Европейский союз – до 3%, США до 2,2%. По этой же причине сложился и завышенный уровень инфляции (20%) относительно 5%, который прогнозировался в 2008 году.

Низкие однозначные показатели инфляции мы удерживали, начиная с 2000года. Знак минус по уровню внешнего долга к ВВП, демонстрирует, наоборот, заметный прорыв по его сокращению до 46% относительно запланированного по СРС уровня до 58%.

В целом, прошлый год был непростым для экономики страны. Мировой финансовый кризис перерос в мировой экономический кризис. По прогнозам Международного валютного фонда, независимых институтов и экспертов рост мировой экономики в текущем году не превысит 1,5%. В России прогнозируется нулевой рост, а в Казахстане даже спад до 0,5%.

О сложной ситуации, сложившейся в начале прошлого года указывает то, что уровень инфляции только за первое полугодие составил 15,2%. Повлияли, как внешние факторы, связанные с ростом цен на нефтепродукты, природный газ и продовольствие, так и внутренние, обусловленные повышением тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте. Если бы такая тенденция сохранилась до конца 2008 года, то инфляция могла бы превысить даже 30-ти процентный барьер.

В результате оперативно принятых мер, а также благодаря снижению мировых цен на нефтепродукты и продовольствие, удалось сдержать к концу отчетного года рост инфляции на уровне 20%.

Правительством и Национальным банком в оперативном порядке была принята Программа первоочередных мер по сдерживанию инфляции, в частности, была серьезно усилена координация по выработке и реализации более жесткой денежной и бюджетной политики.

Безусловно, развитие экономики Кыргызстана во многом зависит от развития экономик стран, являющихся нашими основными торговыми партнерами, прежде всего России и Казахстана. А по прогнозам экономика этих стран будет испытывать трудности до 2011 года.

В настоящее время основным негативным фактором для России и Казахстана, безусловно, является нестабильность цен на нефтепродукты. Однако, снижение мировых цен на нефть, металл, зерновые и рост цен на золото одновременно являются плюсом для Кыргызстана с точки зрения сокращения инфляции и производственных издержек на внутреннем рынке.

Сравнительный обзор ключевых социально-экономических параметров за 2000-2005 года и за 2006- 2008 годы (период вхождения и реализации СРС в 2007-2008 гг.) демонстрирует следующие результаты. В последние три года ускорилась динамика роста социальных показателей на фоне устойчивого роста экономики и резкого сокращения внешнего долга с преодолением критической точки в 2002-2003 гг., когда уровень долга и ВВП уравнялись по объемам. За 2000-2005 гг. экономический рост составлял около 4% в среднем за год, тогда как за 2006 -2008 гг. рост экономики оказался ускоренным, в среднем на 6% в год. Динамика роста социальных параметров, напрямую характеризующих уровень жизни (ВВП на душу населения и размер средней заработной платы), за последние три года была в два раза быстрее, чем за шесть лет с 2000 по 2005 гг.

Сегодня значительно выросли возможности государственного бюджета. Только за последние два года (2007 -2008 годы) размер бюджета вырос в 1,9 раза. При этом, дефицит бюджета за этот период сократился в 1,5 раза (до 2% к ВВП) относительно 3-х %, прогнозируемых в рамках СРС. Примерно также размер бюджета увеличивался, но только за шесть лет, с 2000 по 2005 год. За 2008 год общий объем доходов государственного бюджета составил 45,5 млрд. сомов и увеличился на 28% относительно 2007 года.

Рост доходов позволил с 1 января 2008 года повысить заработную плату работникам здравоохранения, социального обеспечения и культуры на 30%, по отдельным категориям заработная плата повышена почти на 50%. Увеличена доплата учителям за педагогический стаж. Возросла зарплата государственных и муниципальных служащих.

Результатом стало заметное улучшение социальных параметров в 2008 году, которые также практически в полном объёме зафиксированы со знаком плюс относительно прогнозируемых социальных параметров на 2008 год. Так, среднегодовые размеры средней заработной платы и пенсий в 2008 году увеличились на 17% и 29%, соответственно. Государственные пособия были повышены на 20%. Безработица, хоть и незначительно, снизилась тоже.

По выполнению Плана мероприятий СРС за 2008 год, А. Жапаров отметил, что в январе 2008 года Президентом страны была определена Новая экономическая политика и были поставлены определенные задачи по 6-ти основным блокам. Данные направления нашли свое отражение в Плане мероприятий СРС и Плане действий Правительства Республики на 2008 год.

Ситуация по исполнению запланированных мероприятий в 2008 году намного улучшилась - из 183 запланированных мероприятий по состоянию на 15 января 2009г. выполнено 179 мероприятия или 98%. Не выполнено - 4 мероприятия, что составило 2%.

Невыполненными остались крупные мероприятия, требующие согласованных действий всех ветвей власти в сфере приватизации предприятий в энергетической и газовой сфере, и реформы в государственном управлении. Обеспечено 98%-ное выполнение запланированных мероприятий на 2008 год. В целом подходы всех министерств и ведомств к выполнению намеченных мер и действий в рамках реализации стратегии в корне изменились за эти два года реализации СРС. Уровень исполнительской дисциплины значительно вырос. Уходят в прошлое формальные отписки и популистские лозунги. Планы действий становятся все более содержательными и фактически представляют Бизнес-план Правительства с конкретным финансированием, сроками реализации каждого из мероприятий и ответственными исполнителями.

Представляя проект СРС на 2009-2011 годы, министр А. Жапаров отметил, что Стратегия представляет стратегическое видение страны до 2011 года и является обновленной версией СРС на 2007-2010 годы.

Стратегическая цель здесь сформулирована, как: улучшение Качества жизни через повышение: Качества экономического роста, Качества управления и Качества окружающей среды.

Заметных качественных изменений по уровню жизни намечается достичь за счет качества экономического роста через внедрение инноваций и модернизацию экономики в целом. Эти два фактора станут реальной предпосылкой: для роста производительности труда, создания новых рабочих мест и роста доходов населения.

Качество управления будет достигаться через обеспечение прав человека, верховенство закона, справедливые суды и сокращение уровня коррупции в стране. Обеспечение: экологической безопасности, а также безопасности от стихийных бедствий будут способствовать Качеству окружающей среды. Совокупное воздействие мер, направленных на рост качества в экономическом развитии и управлении при обеспечении экологической безопасности должно положительным образом отразиться на Качестве жизни граждан Кыргызстана.

Ключевые социальные параметры, прогнозируемые на 2009 -2011гг. - увеличение продолжительности жизни граждан до 70 лет, рост среднего размера пенсий на 45% (до 2 тыс. сомов), номинальная заработная плата возрастет в 2,2 раза, сократится уровень общей безработицы с 8 % до 7,3%.

Главное отличие этого проекта документа в том, что период его разработки совпал с нарастанием кризисных проявлений во все мире. Выстраивание предпосылок и условий для макроэкономического развития на предстоящие три года было сложным, поскольку ситуация во второй половине 2008 года стремительно изменялась и, к сожалению, не в лучшую сторону. Понятно, что и ближайшие три года для развития страны будут не из легких, поэтому, Стратегия в целом имеет характер антикризисного документа с соответствующим набором мер и механизмов государственного регулирования в этих условиях.

Поэтому, новым элементом Стратегии стала попытка оценить вызовы и риски, которые бесспорно в той или иной степени будут влиять на безопасность развития Кыргызстана в период 2009 -2011гг. Впервые, в базовом, страновом документе заявляем не только о наших достижениях, но и напоминаем о тех вызовах и рисках, которые могут повлиять на развитие страны, включая общеэкономические угрозы, вопросы энергетической, продовольственной, производственно - технологической и информационной безопасности, а также угрозы экологической и демографической безопасности, которые напрямую связаны с качеством жизни населения.

Детальный анализ критериев экономической безопасности в целом показывает, что по ряду индикаторов удалось преодолеть порог экономической безопасности, таких, как: внешний долг, дефицит бюджета, уровень бедности, устойчивость роста экономики, внешнеэкономическая деятельность.

Индикаторы, представляющие сегодня угрозу экономической безопасности развитию страны: рост уровня инфляции, теневая экономика, низкие бюджетообразующие характеристики ВВП, деиндустриализация экономики, дефицит энергоресурсов, зависимость от импорта продовольственных товаров повседневного спроса (мука, сахар, масло, крупы).

Во-вторых, при разработке данного проекта стратегии была использована зонтичная схема, позволившая установить взаимосвязь приоритетов и иерархичность целевых установок с секторальными и региональными стратегиями развития на 2009 -2011г.г.

Третьей новизной проекта Стратегии стало внедрение принципа сквозной взаимосвязи, который был предложен сразу при разработке стандартных требований, устанавливающих помимо последовательного алгоритма формирования разделов жесткие требования по обеспечению сквозной сопоставимости целей и задач СРС с мероприятиями прилагаемого Плана, ожидаемыми результатами и индикаторами мониторинга результатов с соответствующим финансированием.

В настоящей Стратегии делается ставка на модель сбалансированного развития страны при ее полном соответствии модели, выдвигаемой Организацией объединенных наций по устойчивому человеческому развитию, центром которого является человек с его насущными потребностями. Эта модель базируется на трех опорных составляющих развития: экономика, управление и экология.

Основными предпосылками и условиями для прогнозирования наиболее реального макроэкономического сценария развития на 2009 -2011г.г. со среднегодовым темпом реального роста ВВП на уровне 5,5% стали: прогнозирование замедления темпов роста инфляции до однозначных параметров в 2011 г.; неизменность политики плавающего обменного курса; сохранение сравнительно невысоких цен на сырую нефть (на уровне 40-70 USD за баррель); рост мировых цен на золото (900-1000 USD за тр. унцию); устойчивость параметров трехлетнего бюджета.

Какие регуляторные инструменты и механизмы будут задействованы для достижения качественных изменений в экономике. Это: стабильное и предсказуемое законодательство; дебюрократизация налоговой системы, гибкое администрирование; отказ от практики вмешательства в дела бизнеса; развитие институтов по регуляторной политике: фонд рефинансирования; стабилизационный фонд; фонд развития; фонд инноваций; фонд развития предпринимательства, улучшение международных инвестиционных рейтингов через рост конкурентоспособности.

Из общего числа инвестиционных проектов, намеченных к реализации в рамках региональных стратегий развития на 2009 -2011г.г., было отобрано и интегрировано в Стратегию развития страны 52 крупных проекта национального значения.

Относительно ресурсной оценки в целом обновленной Стратегии, общая потребность в финансировании оценивается на уровне 9,5 млрд. долл. США. (Для сравнения, СРС -1 – стоила 7,3 млрд. долл. США). 4,6 млрд. долларов – это государственный бюджет, 3,1 млрд. – частный сектор, 0,6 млрд. – партнеры по развитию.

И в заключение, о начавшемся строительстве Камбаратинских ГЭС - национальный проект №1, который станет знаковым для СРС (2009 -2011г.г.), как в эпоху советских пятилеток было строительство Днепрогэс, Токтогульской, Шамалдысайской, Курпсайской ГЭС и др.

Прямое влияние на развитие экономики от запуска строительства Камбаратинских ГЭС сводится к обеспечению экономической безопасности, капитализации экономики, развитию регионов и притоку прямых инвестиций. А косвенное – это создание рабочих мест, развитие кластеров, рост экспортного потенциала, развитие инфраструктуры и росту доходов населения.

В условиях неустойчивости мировой экономики в условиях кризиса запуск строительства Камбар- Ата - 1 при поддержке российских инвестиций (на 2009-2011 годы прогнозируется освоить 1,0 млрд. долл. США) станет беспрецедентным проектом по поддержанию устойчивости экономического развития в стране.

В целом, считаю необходимым детально изучить все позитивные аспекты советских пятилеток, поскольку опыт союзных пятилеток использовали послевоенная Япония, Китай и другие страны для восстановления и развития их экономик. Возможно, окажется целесообразным и для нас перейти на пятилетний горизонт разработки стратегических документов, - отметил министр А. Жапаров.

Онлайн обращение