Минэкономики: Борьба с коррупцией задача каждого государственного органа.

Анализ цен
08 Июль 2013
3475

Как документ отражающий политическую волю руководства страны, в начале февраля 2012 года Указом Президента Кыргызской Республики, была принята «Государственная стратегия антикоррупционной политики Кыргызской Республики». Данный документ определил основные направления и приоритеты по устранению коренных причин коррупции в обществе, последовательность и пути достижения комплексной цели - снижения уровня коррупции в обществе.

По реализации поставленных задач, Правительством Кыргызской Республики разработаны и утверждены постановлением Правительства КР от 30 августа 2012 года, за № 596 - Программа и План мероприятий Правительства КР по противодействию коррупции на 2012 – 2014 годы.

В качестве базовых приоритетов определены такие направления, как обеспечение надлежащего государственного управления, устранение коррупционных схем, укоренения демократических начал, гласности, прозрачности и подотчетности государственных органов, а также взаимодействие государственных органов с гражданским обществом и его информированность.

Согласно выстроенным приоритетам, особое место отводилось разработке и внедрению внутренних механизмов самоочищения, ограничений противодействия коррупции, взаимодействия с гражданским обществом, которые должны быть встраиваться в повседневную работу государственных органов и регулярно выполняться.

Коррупция, как явление, обусловлено действием целого ряда объективных и субъективных факторов, где система противодействия подобному злу должна осуществляться не только одними усилиями правоохранительных и контролирующих органов. Здесь важно опереться на международный опыт, когда для обеспечения эффективности противодействия коррупции в каждом государственном органе создаются специализированные антикоррупционные подразделения или имеется институт государственных инспекторов, ответственных за предупреждение коррупции.

Как показывает проведенный Министерством экономики КР анализ лучших практик зарубежных стран, успешно борющихся с коррупцией, эффективная защита системы государственной службы от деструктивного влияния коррупционных процессов, повышение ее прозрачности и подотчетности, в первую очередь, обеспечивается непосредственно самим государственным органом.

Ведь о завуалированных формах, схемах и рисках коррупционных проявлений в государственных органах, прекрасно знают только специалисты самого государственного органа.

Поэтому выявление коррупционных схем, существующей коррупционной практики и конфликтов интересов в деятельности государственного органа является задачей каждого государственного органа нацеленного на самоочищение от пагубных коррупционных проявлений.

Проведенный опрос сотрудников государственных органов, показал, что сложившаяся практика не поощряет, а наоборот становится причиной негативного отношения к данному государственному органу, который начинает публично освещать свои пороки.

Высказывалось мнение о низкой мотивации госорганов по раскрытию и публичному освещению внутренних проблем и нарушений.

Важно отметить, что Министерство экономики КР приступило к выработке рекомендаций по обеспечению необходимых условий повышения рейтинга госоргана в случае выявления внутренних коррупционных схем, рассматривается возможность создания антикоррупционных комиссий или структур внутри каждого государственного органа, а также в ближайшее время будут предложены обеспечительные механизмы защиты государственных служащих, которые готовы заявить о коррупционных правонарушениях.

В этой связи, особую важность приобретает наличие политической воли руководства самого государственного органа в искоренении коррупции в руководимом им органе и запуска механизмов самоочищения.

В качестве положительных примеров по выстраиванию вспомогательных институтов предупреждения коррупционным проявлениям, можно привести Министерство здравоохранения и Министерство образования и науки, где созданы специализированные комиссии, а также отметить Министерство финансов, где имеется отдельное управление внутреннего аудита и предотвращения коррупции. Вместе с тем, утверждать пока, что в данных министерствах налажена и эффективно работает внутренняя система предупреждения (превенции) коррупции утверждать пока рано.

Здесь в качестве показательного примера можно привести созданное недавно в структуре Государственной регистрационной службы Кыргызской Республики (ГРС КР) – «Управление по противодействию коррупции, финансовому мониторингу и взаимодействию с правоохранительными органами».

За весьма короткий период, антикоррупционное подразделение ГРС КР, со штатной численностью 8 человек, успело выявить и разоблачить факты незаконной выдачи паспортов, вымогательства и получения незаконных вознаграждений, рассмотреть заявления и обращения граждан о нарушениях сроков и условий выдачи документов. Все эти разбирательства подробно были освещены в средствах массовой информации.

Данный шаг демонстрирует, прежде всего, желание и волю руководства ГРС в создании атмосферы нетерпимости к проявлениям коррупции в коллективе, что в свою очередь имеет важное функциональное и статусное значение. Успешность деятельности данного подразделения станет показателем уровня доверия к ней населения и критерием оценки обществом эффективности управленческой деятельности, проводимых государством преобразований.

Подобный пример самоочищения, продемонстрированный ГРС, соответствует требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом. Вследствие этого, возникает уверенность в том, что данное обстоятельство послужит формированию позитивного имиджа данной службы, чей положительный опыт положит начало формированию аналогичных структур в других государственных органах.

Формирование положительного имиджа государственного органа - сложный и длительный процесс, поэтому хочется верить, что данное начинание будет эффективным и действенным на весь период деятельности ГРС и повысит качество услуг, предоставляемых населению. Уровень доверия населения к любому государственному органу существенно влияет на эффективность его работы.

Главной своей задачей каждый государственный орган должен видеть в том, чтобы у населения словосочетание «государственный орган» ассоциировался с хорошим сервисом, доброжелательным отношением, профессионализмом, вежливостью и отсутствием коррупции.

Министерство экономики Кыргызской Республики, в предложенных для государственных органов «Методологии Антикоррупционного мониторинга и оценки», и «Руководство по проведению мониторинга и оценки реализации Программы и Плана мероприятий Правительства КР» определило следующие критерии повышения качества внутренних систем профилактики (предупреждения) коррупционных рисков:
- наличие внутренней программы профилактики (превенции) коррупции;
- наличие механизма контроля за соблюдением установленных антикоррупционных мер;
- наличие необходимых административных регламентов и иных актов, регламентирующих оказание данным органом соответствующих государственных или муниципальных услуг, реализацию функций контроля и надзора, а также иных юрисдикционных полномочий;
- установлен ли и каким образом осуществляется общественный контроль за деятельностью данного государственного органа;
- обеспечивается ли и каким образом прозрачность принимаемых решений, а также в целом открытость деятельности органа, включая сферы распределения бюджетных средств и осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд;
- обеспечивается ли и каким образом реагирование на критику, в т.ч. и содержащуюся в СМИ;
- осуществляется ли в соответствии с установленным порядком контроль за соблюдением государственными и муниципальными служащими установленных законом запретов и ограничений;
- установлены ли критерии подбора и ротации кадров;
- образована ли комиссия по урегулированию конфликтов интересов и обеспечивается ли ею выполнение поставленных задач;
- осуществляется ли оценка нормативных правовых актов данного государственного органа или органа МСУ на предмет наличия в них коррупциогенных факторов, частота проводимых на этот предмет экспертиз и принятые меры (исключение коррупциогенных факторов из правовых актов, отмена действовавших правовых актов полностью и т.д.).

Однако еще не во всех государственных органах сформировалось понимание важности антикоррупционной работы и недостаточно освоены методы ее осуществления. Недооценивается антикоррупционный потенциал кадровой и юридической работы, недостаточна роль внутреннего контроля в противодействии коррупции. Не на должном уровне налажены мероприятия по антикоррупционной воспитательной и образовательной работе.

Онлайн обращение