Резолюция участников круглого стола «Развитие устойчивого туризма. Снижение углеродного следа»

Новости
13 Ноябрь 2025
469

По итогам проведённого 6 ноября 2025 года круглого стола на тему «Развитие устойчивого туризма. Снижение углеродного следа», организованного Министерством экономики и коммерции Кыргызской Республики совместно с Департаментом туризма, Полномочным представительством Президента Кыргызской Республики в Иссык-Кульской области, Кыргызской Ассоциацией туристических организаций (КАТО) при поддержке Проекта GIZ «Зелёная экономика и устойчивое развитие частного сектора» и Программного офиса ОБСЕ в г. Бишкек, был подготовлен проект Резолюции участников круглого стола.

I. Введение

Участники круглого стола, представляющие государственные органы, бизнес-ассоциации, туристические компании, финансовые институты, международные организации, общественный и экспертное сообщество в области туризма, экологии, устойчивого развития, обсудили актуальные вопросы продвижения принципов зеленой экономики в сфере туризма Иссык-Кульской области и Кыргызской Республике в целом.

Обсуждение проходило в контексте необходимости перехода туристического сектора на устойчивые модели развития, снижения углеродного следа, повышения энергоэффективности, рационального использования природных ресурсов и внедрения зеленых технологий в гостиничном и сервисном бизнесе.

II. Отмечено, что:

Туризм является одним из приоритетных направлений развития экономики Кыргызской Республики, обладающим высоким потенциалом для создания рабочих мест, развития регионов и привлечения инвестиций.

При этом рост туристического сектора сопровождается увеличением нагрузки на природные экосистемы, водные и энергетические ресурсы, а также объемов отходов.

Внедрение зеленых технологий, энергоэффективных решений и устойчивых практик в туризме требует системной поддержки со стороны государства, финансовых институтов и международных партнеров.

В Кыргызстане отсутствуют достаточные стимулы и механизмы для внедрения «зеленых» решений (например, налоговые льготы, субсидии, доступ к льготному финансированию, консультирование и обучение бизнеса).

Существует разрыв между образованием и практикой: нехватка кадров по зеленым технологиям, низкий уровень языковой подготовки, слабая связь с работодателями.

Отсутствует четкий понятийный аппарат устойчивого туризма и зеленой экономики, несоответствие дипломов международным стандартам. 

Инфраструктурные и системные проблемы: отсутствие курсов по энергоэффективности, профессий туризма в кадастре, устаревшие стандарты образования. 

Социально-экономические вызовы: низкие зарплаты, слабый контроль за деятельностью, недостаток информированности.

Развитие устойчивого туризма напрямую способствует достижению Целей устойчивого развития (ЦУР), в частности ЦУР 7, 12, 13 и 15.

III. Рекомендации и предложения

1. Государственным органам:

Использовать новую систему мониторинга при отчетности исполнения план мер Программы «Зеленая экономика» (раздел «устойчивый туризм»);

Разработать предложение по внесению программы субсидированию зеленого финансирования сектора туризма по аналогии с ФСХ;

Создать межведомственную рабочую группу по координации политики в сфере зеленого туризма (взаимодействие);

Разработать систему и механизмы государственных стимулов (налоговые льготы, гранты, софинансирование) для бизнеса, внедряющего возобновляемые источники энергии, водосберегающие технологии и системы обращения с отходами;

Продвигать экологическую сертификацию объектов размещения и туристических услуг на основе международных стандартов.

Создавать условия, способствующие быстрому распространению зеленой технологий.

Внести профессии туризма (гид, портер, эко-гид, водитель экотранспорта) в кадастр профессий. 

Обновить государственные образовательные стандарты по туризму с ключением дуального обучения, курсов по энергоэффективности, оказания первой помощи, зеленых технологий. 

Рассмотреть возможность дальнейшей поддержки проектов, проводимых в рамках различных международных программ.

Рассмотреть возможность учета б/у электрических машин и организации дальнейшей утилизации на комплексной основе.

2. Финансовым институтам и банкам:

Разработать и расширять специальные кредитные продукты и программы для финансирования энергоэффективных и экологических решений в туризме с льготной ставкой (солнечные панели, теплоизоляция, очистные сооружения, экомониторинг и др.);

Повысить осведомленность бизнеса о доступных зеленых финансах и грантах, в том числе международных (GCF, GEF, ПРООН, ЕБРР и др.);

Рассмотреть возможность внедрения зеленого скоринга при оценке туристических проектов.

Усилить взаимоотношения коммерческих банков с туристическим сектором при разработке финансовых продуктов. 

Создать финансовый каталог зеленых продуктов на сайтах банков.

Включить технические консультации в пакет кредитования. 

Развивать лизинг зеленого оборудования и гибридное финансирование с МФО. 

3. Бизнесу и туристическим организациям:

Применять энерго- и водосберегающие технологии, системы сортировки отходов, экологически чистые строительные материалы;

Повышать экологическую культуру и компетенции персонала через участие в тренингах, сертификационных программах и обмене опытом;

Развивать корпоративную ответственность, поддерживая инициативы по сохранению природных и культурных ресурсов.

Усилить сотрудничество с учебно-образовательными учреждениями, принимать активное участие в распространении практических знаний. 

Участвовать в программах дуального обучения, предоставлять стажировки. 

Создать обучающую онлайн-платформу для гидов и персонала. 

4. Местным органам власти:

Содействовать распространению этнокультурных ценностей через интеграцию в локальные эко-туристические маршруты и инфраструктуры устойчивого туризма (пример: Боконбаево). 

Внедрять практику зеленых стандартов для общественных пространств и зон отдыха (велодорожки, экотропы, парки и т.д.); 

Поддерживать малый и средний бизнес в переходе на устойчивые модели через консультации, обучение и продвижение лучших практик.

Обеспечить компенсационные посадки зеленых насаждений (минимум 5% от новых застроек). 

Организовывать и поддерживать площадки с активным участием частного сектора для обсуждения вопросов поддержки «зеленых» бизнес-структур и совместной разработки мер поддержки.

Создать центры «Саякат-Ордо» для информирования и обучения. 

5. Образовательным учреждениям:

Ввести дуальное образование (теория + практика).

Запустить курсы по зеленых технологиям в туризме. 

Организовать международные стажировки и обмены студентов. 

Создать центры практической подготовки гидов. 

6. Международным и донорским организациям:

Продолжить техническую и финансовую поддержку инициатив в области устойчивого туризма и зеленых инвестиций;

Продолжить поддержку для проведения работ по повышению осведомленности и распространения лучших практик в сфере зеленых технологий  

Содействовать обмену международным опытом и опытом внутри страны по внедрению успешных моделей зеленой экономики в Кыргызстане.

IV. Итоги и дальнейшие шаги

Участники круглого стола договорились:

Направить настоящую резолюцию в Секретариат Регионального Инвестиционного Совета в Иссык-Кульской области при координации Министерства экономики и коммерции КР (Департамента туризма при МЭК КР), Аппарата Полномочного Представителя Президента КР в Иссык-Кульской области и активном участии Кыргызской Ассоциации Туристических Организаций (КАТО), ТПП на очередное заседание Инвестиционного Совета в Иссык-Кульской области для рассмотрения и одобрения в целях ее дальнейшей реализации.

Рекомендовать организацию регулярных региональных площадок (круглых столов и др.) для широкого обсуждения вопросов поддержки развития зеленого туризма в Иссык-Кульской области, выработки совместных решений и мониторинга прогресса реализации предложенных и принятых мер. 

Департаменту туризма при МЭК КР при активном участии КАТО и поддержке международных партнеров провести работу по разработке механизма финансовой поддержки сектора устойчивого туризма (на примере Программы «Финансирования сельского хозяйства») с целью предоставления льготных финансовых ресурсов для расширенного использованных зеленых технологий в секторе туризма КР.

В целях учета мнений заинтересованных сторон и обеспечения максимально широкого обсуждения документа просим рассмотреть прилагаемый проект Резолюции и, в случае наличия предложений или замечаний по её содержанию, направить их в электронном виде на адрес: e.talantbekova@mineconom.gov.kg 

Срок представления предложений — до 21 ноября 2025 года.  

Благодарим за содействие в совместной работе по продвижению принципов устойчивого развития и «зелёного» туризма в Кыргызской Республике.

Онлайн обращение