Роль Совета обороны КР в противодействии коррупции.
Анализ цен
17 Июнь 2013
4071
В соответствии с законом « О Совете обороны Кыргызской Республики» одной из главных его задач является прогнозирование, анализ и оценка современных вызовов и угроз безопасности, выработка мер, направленных на их предотвращение. «Вот почему Совет обороны не мог пройти мимо вопиющих масштабов коррупции в Кыргызстане, в результате чего мы оказались в списке самых коррумпированных стран мира по версии Трансперенси Интернешнл, и рассмотрел этот вопрос на своем заседании вначале 2012 года. Ее размах стал напрямую угрожать национальной безопасности, потому что коррупция охватила абсолютно все системы государственной власти и управления»,- заявил эксперт Секретариата Совета Обороны Алымбек Биялинов, в ходе семинара Летней антикоррупционной школы, отмечая об антикоррупционной политике КР.
Как он проинформировал,это препятствует эффективной реализации социально-экономических программ, увеличивает социальное расслоение общества, стимулирует рост социальной напряженности и тем самым подрывает доверие населения к институтам государственной власти. Не случайно в Концепции национальной безопасности, принятой Советом обороны 9 июня 2012 года, рост масштабов теневой экономики и коррупции рассматривается как одна из угроз национальной безопасности. Одним словом, дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки.
Во исполнение Решения Совета обороны КР «О мерах противодействия коррупционным проявлениям в обществе» от 30 января 2012 года и Указа Президента КР «О государственной стратегии антикоррупционной политики КР и мерах по противодействию коррупции» от 2 февраля 2012 года, постановления Правительства КР «Об утверждении Программы и Плана мероприятий Правительства КР по противодействию коррупции на 2012-2014» от 30 августа 2012 года государственными органами республики проведена определенная работа.
Активизация деятельности министерств и ведомств, а также местных органов дала положительные результаты в реализации государственной антикоррупционной политики, усилила борьбу с коррупцией в стране, придала больше системности и конкретности работе госорганов по предупреждению и противодействию коррупционным проявлениям в обществе.
В республике впервые заведены уголовные дела коррупционной направленности на представителей высшего звена органов власти и управления – депутатов, министров, а также судей, работников правоохранительной системы, многие из которых задержаны и арестованы по решению суда, некоторые уже осуждены.
В 2012 году по данным Генеральной прокуратуры правоохранительными органами республики возбуждено 1 тыс. 180 уголовных дел коррупционной направленности.
За этот период наибольшее число коррупционных преступлений выявлено: в айыл окмоту -253 дела; в мэриях и акимиатах – 121; МВД – 69%; ГРС – 49%; ГНС- 40; в сфере образования – 73; здравоохранения -46; в энергетике – 27; транспорта и связи -26 дел.
В 1-м квартале 2013 года по данным Генпрокуратуры правоохранительными органами республики возбуждено 340 уголовных дел коррупционной направленности. При этом структура распределения дел по министерствам и ведомствам, а также местным органам власти в основном не изменилась и в текущем году.
По предварительной оценке Генпрокуратуры по выявленным за 20ё2 год и три месяца текущего года 1тыс. 520 коррупционным делам размер выявленного правоохранительными органами республики ущерба составляет более 1,2 млрд. сомов, из которых возмещено 73, 3 млн. сомов.
Однако, несмотря на определенные достижения, противодействие коррупции по всем направлениям характеризуется низкой возмещаемостью нанесенного коррупционерами ущерба, а также наличием в деятельности правоохранительных органов случаев возбуждения уголовных дел в погоне за количественными показателями, неприятия надлежащих мер по логическому завершению следствия по ним.
Так, по данным Генеральной прокуратуры из числа возбужденных органами прокуратуры уголовных дел по состоянию на конец 2012 года было направлено в суд менее половины – 47,9% (462 дела), приостановлены по тем или иным основаниям – 12,5% (120) дел, прекращено -7% (68 дел), находилось в остатке – 135 дел или 14%. По состоянию на 10 марта 2013 г. В суд направлено 513 уголовных дел или 53,2%.
Из возбужденных МВД уголовных дел только 44% (или 36) дел следствие нашло свое логическое завершение в виде направления в суд, приостановлены -15,8% (13) дел, прекращены -11% (9) дел, находились в остатке -3,6% (3).
АКС ГКНБ из 45 возбужденных дел направлено в суд всего 35,5% (16) дел, приостановлено -11% (5) дел и прекращено -17,8% (8) дел, при остатке в 10 дел (22,2%).
ГСБЭП только 45% (40) дел направлено в суд, приостановлено -14,6% (13) и прекращены -12,4% (11 дел). Оставалось незавершенным следствие по 20% дел (18).
Причиной этому является низкая эффективность работы следственного аппарата упомянутых органов, недостаточный ведомственный контроль за ходом расследования уголовных дел и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности, руководство этих органов теряет интерес к этим преступлениям, добившись возбуждения уголовных дел, что является лишь началом процедуры привлечения к уголовной ответственности.
По словам А. Биялинова, также немаловажным фактором является и коррупция среди работников правоохранительных органов. Анализ показвает, что увеличение количественных показателей возбужденных уголовных дел достигнуто в основном за счет айыл окмоту и местных госадминистраций, где нанесенный ущерб измеряется незначительными суммами. И относительно мало возбуждается дел по крупным коррупционным преступлениям со сложными механизмами и схемами многомиллионных хищений государственных и негосударственных средств.
Коррупция и связанные с ней преступные проявления не снижаются в сфере использования (расходования) государственных средств, а именно проведения тендеров по закупкам за счет госбюджета, в энергетике, финансово-кредитной системе, предоставления услуг и других отраслях республики, продолжают наносить государству невосполнимый материальный и нравственный ущерб, ухудшает имидж на международной арене и инвестиционную привлекательность страны.
Кроме этого, нет единого подхода при учете коррупционных преступлений и оценки ущерба по ним. По оценкам Генеральной прокуратуры за 2012 год и три месяца 2013 года выявленный ущерб от коррупционных преступлений (1.2 млрд. сомов) значительно отличается от отчетных данных правоохранительных органов. С учетом их информации количество выявленных преступлений коррупционной направленности и ущерб от них, составляет за этот же период, соответственно, 1 тыс. 855 дел и 3.6 млрд. сомов.
Далее, как отметил эксперт Секретариата Совета Обороны Алымбек Биялинов, при реализации антикоррупционной политики следует также предпринять решительные меры по уменьшению объемов теневой экономики в республике. Представители правоохранительных и контролирующих органов подвергаются мощному давлению со стороны коррупционеров и представителей теневого бизнеса. И не всем удаётся устоять перед соблазном легких денег и проявить принципиальность и до конца разоблачать коррупционные преступления . Об этом говорят данные о совершаемых сотрудниками правоохранительных органов коррупционных преступлениях - только за 2012 год в органах прокуратуры выявлено 11 коррупционных правонарушений, МВД – 69, ГКНБ – 2 дела. Получается, что попытка пресечения коррупции только силами правоохранительных органов приводит, как это не парадоксально в определенной мере к ее увеличению за счет их сотрудников.
Мало того, что выявляется и расследуется лишь малая часть коррупционных преступлений, многие из возбужденных дел разваливаются на суде и коррупционеры уходят от справедливого наказания. Незначительные суммы возмещенного ущерба по судебным решениям, на фоне огромных объемов похищенного коррупционерами средств, говоря о серьезных недостатках в работе судебной системы республики , o коррумпированности не только чиновников исполнительных органов, но и отдельных представителей судебной власти , на которых в 2012 году было заведено 15 уголовных дел коррупционной направленности.
В совокупности все это свидетельствует о том, каких размахов достигла коррупция в нашей стране, и насколько низка отдача от антикоррупционных усилий государства. Она уже представляет реальную угрозу национальной безопасности и препятствует выходу Кыргызстана на устойчивый вектор развития, и бороться с ней привычными методами правоохранительных органов, значит позволить ей и дальше разлагать государство и общество.
Приходится констатировать, что руководство силового блока не сделало должных выводов из решения Совета обороны от 30 января о том, что «существующая правоохранительная система показала свою неспособность борьбы с коррупцией», и не приняло достаточных мер по реформированию и улучшению своей деятельности. Без этого, опираясь на традиционные методы оперативно – следственной работы, искоренить коррупцию из нашей жизни практически невозможно, о чем говорят отчетные цифры за год и три месяца. Необходимо безотлагательно провести, не на словах, а на деле, серьезное реформирование всех правоохранительных органов, поднять на качественно новый уровень работу в этом направлении, чтобы интеллектуально превосходить архитекторов коррупционных механизмов и схем, и не дать им реализовать свои преступные замыслы.
Следует также отметить, что сложившаяся ситуация , характеризующая вовлеченностью в коррупционные действия большинства государственных органов говорит о том, что коррупция превратилась в самовоспроизводящуюся систему и нейтрализация отдельных ее звеньев за счет арестов небольшого числа коррупционеров, не разрушает сложившиеся годами коррупционные механизмы и схемы.
Реализация антикоррупционной Стратегии, принятой Советом обороны, на первом этапе дала определенные положительные результаты, обратила внимание всего общества на опасность дальнейшего промедления в решении этой проблемы. Однако переломить хребет коррупции на этом этапе не удалось, да это было и невозможно с учетом реальной обстановки в республике. Она активно сопротивляется, всеми силами дискредитируя политику государства, поскольку пока не затронуты ее корни, питающие миллиардными суммами коррупционеров во всех сферах жизни.
В этой связи, по словам А. Биялинова, необходимо осуществить переход ко второму этапу – когда во главу угла ставится задача не только «ловить», но в первую очередь, «не давать воровать», то есть к системному устранению причин, порождающих коррупцию. Пресечение таких преступлений в корне возможно только за счет глубокой аналитической работы в наиболее коррупциогенных отраслях с целью выявления потенциальных коррупционнных механизмов и схем. Это позволит увеличить профилактический и предупредительный эффект противодействия коррупции, усилить доказательную базу выявленных преступлений и предъявленных по ним обвинений, а также достичь таких результатов как полное возмещение ущерба и доведение каждого дела до суда, с последующим вынесением обвинительного приговора.
Для этого необходимо путем реформирования перегруппировать силы, сосредоточив усилия по противодействию коррупции в одном органе, чтобы государственные ресурсы и кадровый потенциал правоохранительных органов республики целенаправленно использовать в соответствующих направлениях, без дублирования и перекрещивания полномочий.
В сложившихся условиях представляется, что Правительству необходимо принять конкретные меры по:
-дальнейшему сокращению и упорядочению регулятивных функций государства, проведению реформы оплаты труда государственных служащих в сторону ее существенного повышения и изменения тарифной сетки, а также проведению реформы системы подбора, обучения и расстановки кадров;
-принятию комплекса государственных мер по выработке эффективных антикоррупционных моделей управления отраслями, наиболее подверженных коррупционным проявлениям, в том числе изменению нормативно-правовой базы, реформированию структурно-функциональной организации деятельности их субъектов;
- разработке и финансированию мероприятий по созданию и администрирования, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность управленческих процессов, в частности, про осуществлению перехода на электронные торги в режиме он-лайн при реализации имущества конкурсной массы предприятий-банкротов и при закупках для государственных и муниципальных нужд;
-четкому разграничению компетенции и освобождению правоохранительных органов от несвойственных им функций, совершенствованию системы расследования уголовных дел коррупционной направленности. Исполнить из законодательства альтернативную последовательность расследования коррупционных дел между правоохранительными органами;
-оптимизации аппаратов правоохранительных органов за счет сокращения центрального и областного звена соответствующих государственных органов и укрепления городских и районных подразделений правоохранительных органов;
-повышению эффективности работы правоохранительных органов через повышение уровня технического обеспечения, использования современных информационных технологий, а также выработку и реализацию современной кадровой политики, внедрению современных методов при отборе и повышении квалификации работников прокуратуры и следственных органов.
Считаем также, что по результатам антикоррупционной экспертизы действующего законодательства, проведенной на основании анализа основных коррупционных рисков и возбужденных уголовных дел, в рамках внедрения антикоррупционных моделей в управление отраслями внести в Жогорку Кенеш соответствующие законодательные инициативы.
В целях усиления профилактической направленности антикоррупционных действий государства создать единый информационно-аналитический центр по противодействию коррупции при АКС URY</
Для уменьшения объемов теневой экономики особое внимание уделить преступлениям в экономической сфере, на раследование которых направить основные усилия ГСБЭП с тем, чтобы разорвать связь между коррупцией и субъектами теневой экономики, которые зачастую склоняют чиновников к коррупционным проявлениям.
Генеральной прокуратуре в соответствии с Законом КР « O противодействии коррупции « органы прокуратуры, являющиеся основным координатором деятельности правоохранительных, фискальных и других государственных органов, органов местного самоуправления по вопросам борьбы с коррупцией, должны принять практические меры по оперативной координации и планированию деятельности государственных , правоохранительных и муниципальных органов по противодействию коррупции.
А также усилить контроль над органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, по исполнению требований Закона КР «Об оперативной –розыскной деятельности» в процессе противодействия коррупционным преступлениям, совершаемым должностными лицами органов государственной власти, правоохранительных органов, органов и учреждений местного самоуправления.
Хотелось бы обратить внимание еще на один важный момент. Практика показала , что государство борется с коррупцией «в темную», не зная конкретно, что творится в коррупционном зазеркалье. Поэтому представляется целесообразным , чтобы Генеральная прокуратура совместно с Министерством экономики осуществляли непрерывный и объективный мониторинг степени коррумпированности государственных и муниципальных органов власти и управления, оценивали на этой основе эффективность принимаемых мер в соотношении с реальным уровнем коррупции, степень исходящих от коррупции угроз национальной безопасности.
Также считаем актуальным во взаимодействии с гражданским обществом проводить мероприятия по антикоррупционному просвещению и формированию антикоррупционного мировоззрения у населения, особенно молодежи.
Представляется важным разработать и ввести в действие антикоррупционные стандарты, то есть установить для соответствующей области государственной и социальной деятельности единую систему запретов, ограничений обязанностей и дозволений , направленных на предупреждение коррупции и разработать четкие механизмы ответственности судей за необоснованное и несвоевременное вынесение приговоров и решений, несоблюдение норм процессуального законодательства с внесением соответствующих поправок в конституционный Закон «О статусе судей».
Особые надежды возлагаются на АКС ГКНБ, органа, который должен стать главной ударной силой в профилактике и пресечении коррупционных преступлений на втором этапе реализации антикоррупционной стратегии.
По мере создания Единого информационно – аналитического центра при АКС ввести в практику разработку перечня объектов, наиболее опасных с точки зрения коррупции, провести на каждом из них моделирование и прогнозирование возможных коррупционных схем. Разработать паспорт объекта (условно – паспорт коррупционного риска ) и осуществлять целенаправленную работу в соответствии с этим документом, в котором будут отражены сведения о наиболее коррупциогенных факторах в деятельности того или иного органа, их причины и связанные с ними последствия; меры, необходимые для их предупреждения и предотвращения вредных последствий.
Все предложения, которые прозвучат здесь, будут, несомненно, учитываться при подготовке решения планируемого заседания Совета обороны по вопросу коррупции, который состоится в ближайшем будущем.