АРВ представляет собой процесс определения проблем и целей регулирования, выбора альтернатив достижения этих целей, с целью исключения излишнего и необдуманного регулирования.
АРВ представляет собой процесс определения проблем и целей регулирования, выбора альтернатив достижения этих целей, с целью исключения излишнего и необдуманного регулирования.
Процесс внедрения АРВ в нашей стране начался в 2007 году, когда была утверждена специальная Методика анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства.
Эта Методика устанавливает порядок проведения АРВ и мониторинга последствий регулятивного воздействия нормативных правовых актов (далее – НПА) на развитие предпринимательства и общества.
Целью АРВ является установление единого подхода к:
- обоснованию нормативных правовых актов;
- проведению предварительного анализа;
- обсуждению и оценке затрат и предполагаемых выгод, связанных с выполнением НПА;
- определению затрат республиканского (местного) бюджета на применение НПА;
- описанию ожидаемых последствий на экономику и общественные процессы;
- рассмотрению альтернативных механизмов решения проблем, регулируемых в предложенном -НПА.
Другими словами, АРВ позволяет определить необходимость принятия или отклонения проекта НПА, проведение количественной и качественной оценки воздействия (выгоды и затраты) этого проекта НПА на деятельность субъектов предпринимательства. Т.е., основная роль АРВ заключается в отсеве необдуманных, неэффективных и нецелесообразных решений на этапе разработки и принятия того или иного НПА в сфере предпринимательства, оценке того, достигнет ли предлагаемое государственное регулирование поставленных целей, не окажет ли воздействие и не создаст ли барьеры предлагаемое госрегулирование для бизнеса. АРВ – инструмент, который позволяет минимизировать государственное вмешательство при ведении хозяйственной деятельности.
Поэтому проводить АРВ необходимо, о чем бизнес заявляет при каждой встрече и активно участвует сам в проведении АРВ.
АРВ представляет собой многоаспектный анализ с точки зрения важности решаемых задач, выгод, издержек (соотношения затраты-результаты) и рисков с обязательным изучением возможных альтернатив и учетом воздействия регулирующего решения на все заинтересованные стороны (в самом общем виде – хозяйствующих субъектов, потребителей и государство) с целью установления баланса интересов.
Общая координация по внедрению АРВ функционально закреплена за Министерством экономики, который проводит методологически-консультационные услуги госорганам по проведению АРВ, разъясняет важность процедуры АРВ при рассмотрении различных проблемных вопросов по регулированию предпринимательской деятельности.
Важно отметить, что АРВ в различных вариациях распространен в США, Великобритании, Австрии, Германии, Нидерландах, Франции, Италии, Швеции, Дании, Финляндии, Польше, Венгрии.
В последние годы заметна картина увеличения количества подготовленных АРВ, что объясняется требованием закона КР «О нормативных правовых актах в КР», где имеется норма, обязывающая проводить АРВ на инициированные проекты НПА или действующие НПА, имеющих воздействие на бизнес.
Просмотреть АРВ к конкретному проекту НПА можно на сайте Министерства экономики www.mineconom.kg